23. 06. 25 Вяз. Варлаам Хутынский
Господи, Владыко живота моего, дух уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми, дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми рабу Твоему, ей, Господи, Царю, даруй мне зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков, аминь!
Этой вам хорошо известной молитвой решил начать свою проповедь именно для того, чтобы мы с вами научились поститься. Петров пост был установлен не сразу, он стал называться позже Петровым, он был установлен для тех, скажем так, немощных людей, которые Великим постом не могли поститься, и, соответственно, они постились и постились аж до самого Успения. А потом этот пост уже разделился. И мы уже знаем Успенский как строгий пост, да, там буквально 2 недельки. И появился вот этот уже более лёгкий Петров пост. И, соответственно, если перед Великим постом у нас есть подготовительные недели, если каждая неделя у нас чему-то посвящена, и мы с вами готовимся к Пасхе, великому празднику, да, то вот этот Петров пост сложно дался, то есть уже вот первая неделя прошла поста, и нам никак не войти в этот пост, нам никак не войти в это состояние. Поэтому я дал вам подсказочку. Вот эта молитва Ефрема Сирина, которую мы читаем во время Великого поста, её можно читать всегда, и не только во время поста вообще можно читать. Все молитвы можно читать когда угодно. То есть у нас не должно быть такого как бы языческого направления - то есть вот молитва от зубной боли, это вот к Антипе, например; если голова болит, это вот к Иоанну Крестителю. Мы просто должны учиться молиться, просто молиться, да хоть своими словами! Не получается почитать там утренние или вечерние молитвы, нам тяжело, нам здоровья не хватает, да, хоть своими словами, но мы должны молиться. Пусть у нас не получается, допустим, пост, зато получается нам посетовать на себя. Вот я такой вот нерадивый - это уже хорошо в глазах Бога. То есть мы не скрываем от Бога своих ошибок, мы не скрываем от Бога своих немощей, мы не скрываем от Бога своих грехов. И вот это как раз Господь и ищет от нас, когда мы поступаем по взрослому, когда мы поступаем благоразумно.
И сегодня праздник, хоть он был и в субботу, я специально перенёс его на сегодня. Я, например, очень чту Варлаама Хутынского. Это мои первые, ещё юношеские воспоминания о паломничестве. Я помню как впервые приехал в Новгород и попал в Юрьев монастырь, и я полюбил батюшку одного. Там служил один иеромонах, и как вот у священников у нас бывает, да, я вот то там служил, то теперь я здесь служу, да. Вот так у иеромонахов ещё чаще бывает, раз - и его назначили в другой монастырь, а куда назначили, никто не знает. И мы с мамой приехали в Новгород снова и решили этого батюшку найти. Искали его по всему Новгороду, уже стемнело, а это девяностые годы, уже и освещение не везде было. И мы в полной тьме шли в какой-то монастырь, нам так вот рукой махнули: ну, наверное, там он может быть. И уже-уже близится полночь, мы в полной темноте идём, где идём, непонятно; идём в этот монастырь, нас никто не пускает в этот монастырь, мы все-таки стучимся. А нас воспринимают как каких-то бесов. Да что тут вы стучитесь? Мы паломники. А, паломники, ну заходите. А там - хоть шаром покати в этом монастыре, окна разбиты, двери сломаны, там вообще ужас просто. Но батюшку мы все-таки нашли. Он как раз именно в этом монастыре оказался, утром мы с ним увиделись. А ночью-то надо было ночевать, а холодно, а даже укрыться было нечем, там кровати не пойми какие, но мы были счастливы. А когда мы уже днём возвращались, мы удивлялись, как нас ангелы вели, что мы не свалились в речку там же, на берегу Волхова, да. Там и слева, и справа обрывы, и мы какой-то тропинкой прошли в полной мгле, сотовых телефонов тогда не было, чтоб хоть фонариком посветить, в полной мгле, в полной темноте мы шли, как нас и кто нас вёл?
И вот я с благодарностью, конечно, вспоминаю Варлаама Хутынского. Вот эти вот свои паломнические поездки, тем более что через какое-то время, к сожалению, из меня сделали инвалида. Я по дурости своей, молодо-зелено, подписал документы, что поеду в Афган. Мне начали колоть прививки, мой организм начали готовить к этому новому чужому климату, и мой организм сломался, я перестал ходить... и вот как раз именно Варлаам Хутынский меня и вылечил, и поставил меня на ноги. И, конечно, я с благодарностью никогда его не забуду. Вот всем советую, дружите с вашими святыми, потому что они самые настоящие друзья, они нас никогда не оставят. Мы, может быть, 1 раз в жизни к ним обратимся, там, допустим, я 1 раз, в жизни проехал мимо Воронежа. И вот я познакомился с Митрофаном Воронежским, да, а он-то меня на всю жизнь запомнил, да, то есть он всю жизнь рядышком со мной, я, может, 1 раз в жизни только ему помолился, а он всю жизнь вот сколько теперь есть, да, он будет все время обо мне молиться. Поэтому и вам также советую. Всегда обрастайте друзьями, которые там, на том свете, нашими небесными покровителями.
Также, как теперь у нашего храма небесный покровитель Александр Невский, потому что в его день у нас было освящение нашего храма, и поэтому это день рождения нашего храма, и нам подарен ангел этому храму, да и один из ангелов теперь у нас, зовётся Александр Невский, поэтому также вот есть его иконочка здесь у нас.
Поэтому чтите, молитесь, и Господь управит и ваши молитвы, и ваш пост, и ваши подвиги. Благодарю за труд. Очень прекрасный ремонт делается, действительно любо-дорого смотреть. Предвкушаю, как у нас преобразится часовня через какое-то время. И, конечно, мы с вами будем радоваться, что Господь Бог благословляет наши труды по молитвам Пресвятой Богородицы. Покров вам от Неё, да пребывает со всеми вами. С праздником всех вас! Ещё раз всех вас с именинами! Раз у нас Неделя всех русских святых, значит, у большинства из нас именины. Поздравляю вас, подходите к кресту. Слава Тебе, Боже, слава Тебе, Боже, слава Тебе, Боже!
Свидетельство о публикации №225092301558