Рождение Китая

ОГЛАВЛЕНИЕ

Гены, расы и языки
Ступени к цивилизации
       Хоабинь: вьетнамские корни Китая
       Пэйлиган
       Цыщань и Яншао 
       Цинляньган
       Лянчжу
       Луншань
От преданий к истории
       Ся и Эрлитоу
       Шан Инь
       Фактор Чжоу


                ГЕНЫ, РАСЫ И ЯЗЫКИ
      
      На юго-востоке Евразийского континента две большие реки – Хуанхэ и Янцзы – текут параллельно с запада на восток, как Тигр и Евфрат. Однако они значительно длиннее: Евфрат имеет в длину 2700 км, Тигр – 1900 км, Хуанхэ – 5500, а Янцзы – 6300 км.  Да и расстояние между Хуанхэ и Янцзы гораздо больше, и в океан они впадают по отдельности, не сливаясь в устьях и нигде не сближаясь менее чем на 1000 км.
      Хуанхэ протекает в общей сложности через семь современных провинций КНР и два автономных района, а именно (с запада на восток): Цинхай, Сычуань, Ганьсу, Нинся-Хуэй, Внутренняя Монголия, Шэньси, Шаньси, Хэнань и Шаньдун, и впадает в Жёлтое море. Янцзы течёт по территории одиннадцати провинций и автономных районов: Цинхай, Тибетский автономный район, Сычуань, Юньнань, Гуйчжоу (частично), Хубэй, Хунань, Цзянси, Аньхуй, Цзянсу и Шанхай. Истоки реки находятся в горах Тибета, а устье – в Восточно-Китайском море около Шанхая.
      В этом дальневосточном Междуречье и сложилась КИТАЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ.
      ***
      Юго-восток Евразии, как остальные регионы Земли, заселён потомками выходцев из Восточной Африки. Если раздвинуть временны?е рамки до сотен тысяч лет, разница между «местными» и «пришлыми» становится условной: одни пришли в тот или иной регион раньше, другие позже.
      Отдалённые предки китайцев – это синантропы (жили 780-680 тыс. лет назад в районе Пекина на северо-востоке современного Китая), денисовцы (около 160 тыс. лет назад в провинции Ганьсу на северо-западе Китая), а также те сапиенсы, которые около 70 тысяч лет назад дошли до Юго-восточной Евразии и отчасти смешались со своими предшественниками.
      Около 80-40 тыс. лет назад началось разделение человечества на РАСЫ.  Восточную часть Евразийского континента уже к X тысячелетию до Р. Х. населяли в основном представители двух рас:
       1) МАЛАЙСКОЙ, именуемой также ВЬЕТСКОЙ, ИНДОНЕЗИЙСКОЙ или ЮЖНОАЗИАТСКОЙ,
       2) МОНГОЛОИДНОЙ.
      В VI-V тыс. до Р. Х. в бассейне Янцзы и землях к югу от него преобладали племена МАЛАЙСКОЙ расы, говорившие в основном на АУСТРИЧЕСКИИХ ЯЗЫКАХ, на которых и сегодня говорят, в частности, в Индонезии, на Филиппинах, в Индокитае, Малайзии и на Мадагаскаре. В южных провинциях Китая не ассимилированными потомками народов  МАЛАЙСКОЙ расы остались племена мяо и яо.
      А бассейн Хуанхэ (по крайней мере, его северную часть) и территории к северу от него населяли племена МОНГОЛОИДНОЙ расы, говорившие на МОНГОЛЬСКИХ языках.
      Сейчас земли с монголоязычным населением разделены между государством Монголией (Монгол улус) и граничащими с ним странами: на севере они входят в состав России (Республика Бурятия и Бурятский округ Иркутской области), а на юге – в состав КНР, в которой Автономный район Внутренняя Монголия занимает 12% территории.
      ***
      Несмотря на разные расовые типы, обитатели севера и юга Восточной Евразии имеют отчасти общее происхождение. Об этом говорит наличие у них Y-хромосомной гаплогруппы O (O-M175) – первичного субклада, выделившегося из NO (M214) 40-28 тыс. лет назад. Ареал гаплогруппы O ограничен как раз Восточной Евразией, она очень распространена в Индокитае, Китае, Корее, Японии, в Индонезии, на Филиппинах и в Малайзии и практически отсутствует в Европе, Африке, Америке и на Ближнем Востоке. Гаплогруппа N, – другой субклад NO, – преобладает на севере Восточной Евразии: у якутов – 94 %, нганасанов – 92 %, тофаларов – 82 %, энцев – 78 %, чукчей – 76 %, ненцев – 74 %. С меньшей частотой гаплогруппа N встречается у финнов (68 %) и у других народов европейского Севера.
      ***
      Сегодняшние КИТАЙЦЫ (самоназвание – ХАНЬ) представляют собой результат смешения южного МАЛАЙСКОГО и северного МОНГОЛОИДНОГО расовых типов. Смешение, видимо, происходило по всему бассейну Хуанхэ; но есть там анклав, на протяжении многих тысячелетий сохраняющие чисто монголоидные черты.
      Южная часть китайской Внутренней Монголии – пустынное плато Ордос в гигантской излучине Хуанхэ, омывающей Ордос с запада, севера и востока. Археологические культуры, существовавшие здесь со времён верхнего палеолита и до конца бронзового века, именуют Ордосской культурной традицией. Окаменевшие останки Ордосского человека из Салаусу, датируемые около 50-35 тыс. до Р. Х., имеют ярко выраженные монголоидные черты. Генетические исследования погребений Ордосской культуры Чжукайгоу (2200-1500 гг. до Р. Х.) показывают, что тогдашние жители Ордоса были весьма сходны с современными монголоязычными народами Сибири – даурами и эвенками.
      ***
      ХАНЬЦЫ, составляющие 94% населения КНР, говорят на языках сино-тибетской семьи. В их число входят: 
      северокитайский язык,
      миньские языки,
      язык «у»,
      кантонский язык,
      язык цзинь (спорный),
      язык гань,
      язык хакка,
      язык сян,
      язык хой (спорный),
      пинхуа (спорный).
      Всё это – такие же самостоятельные языки, как, к примеру языки романской группы – испанский, португальский, итальянский, французский и румынский. Их носители не понимают друг друга, но по политическим соображениям эти языки принято считать «диалектами» единого китайского языка. Объединяет же китайцев
      а) ПИСЬМЕННОСТЬ из ИЕРОГЛИФОВ, сохраняющих смысл независимо от того, как они звучат в разных языках;
      б) основанная на этой письменности ЕДИНАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ, уходящая вглубь тысячелетий.
      Помимо китайских, в сино-тибетскую семью входят около 400 тибето-бирманских языков, на которых говорят в общей сложности примерно 60 млн. человек в Тибете, Мьянме, Индии, Непале и Бутане, а также в незначительной степени в Бангладеш, Пакистане и Таиланде, но не во Вьетнаме, не в Японии и не в Корее.
      Археологические и генетические исследования подтверждают лингвистическую гипотезу о том, что прародиной сино-тибетских языков, то есть местом выделения их предкового языка из окружающей этнолингвистической среды, является территория неолитических культур Северного Китая ЦЫШАНЬ и ЯНШАО (о них смотри ниже), а время его выделения – примерно 7200 лет до Р. Х.
      В других гипотезах регионом формирования сино-тибетского праязыка называются в целом долина Хуанхэ или китайская провинция Сычуань. Существует также «гималайская» гипотеза, локализующая прародину сино-тибетцев на территории южных предгорий Гималаев и сопредельных районах.
       
                СТУПЕНИ К ЦИВИЛИЗАЦИИ
      
                Хоабинь: вьетнамские корни Китая
      
      В 1920-х годах на севере Вьетнама, в провинции Хоабинь, французские археологи Мадлен Колани и Анри Манси нашли пещеры, которые были населены людьми малайской расы ещё 12 тысячелетий назад. Обитатели Хоабиня сначала кормились охотой и рыболовством, а позже научились возделывать РИС – будущую главную сельхозкультуру Юго-восточной Евразии.
      В дальнейшем стоянки хоабиньского типа найдены и в других вьетнамских провинциях, почти исключительно в горных районах, а также в Верхнем Лаосе, Мьянме, Камбодже, в западной и северной частях Таиланда. Орудия хоабиньского типа обнаружены в Индонезии на Калимантане и Суматре, в Японии и даже в Австралии. На севере ареал культуры Хоабинь охватывает часть территории современного Китая южнее Янцзы, главным образом в Гуанси-Чжуанском автономном районе.
      Изучение останков жителей Хоабиня показало, что все они имели общие черепные характеристики с обитателями Малайзии и с австрало-меланезийцами. Эти черты сохранились в более поздних постхоабиньских охотниках-собирателях, в том числе во Вьетнаме и на Суматре с возрастом соответственно 4,5 и 3 тыс. лет до Р. Х.
      Мезолитическая культура Хоабинь существовала с IX до III тыс. до Р. Х Считается, что из неё выросла ранненеолитическая Бакшонская культура, названная по горному массиву Бакшон на севере Вьетнама и распространённая в X-VI тыс. в горных районах Юго-восточной Азии.
      Но, вероятно, у Хоабиня было и китайское ответвление. По мнению археологов, с конца V тысячелетия часть хоабиньцев продвинулась на север, в бассейн реки Вэйхэ (провинции Ганьсу и Шэньси) до слияния её с Хуанхэ. Обитатели бассейна Вэйхэ говорили на языке, входящем в сино-тибетскую семью. Со временем они разбрелись вдоль всего течения Хуанхэ, ассимилировав немногочисленное местное население.
      
                Пэйлиган

      Культура Пэйлига?н названа по её памятникам, найденным у современной деревни Пэйлиган в провинции ХЭНАНЬ – той самой, где спустя пять тысячелетий появятся древнейшие китайские государства Ся и Шан Инь.
      Основные исследования культуры Пэйлиган начались более чем на полвека позже, чем в Хоабине –  в 1977–1979 годах.
      Пэйлиган – древнейшая неолитическая культура в основном бассейне нижней Хуанхэ; на юго-востоке она доходит до бассейна Хуайхэ, – реки длиной около 800 км, которая из-за наводнений меняла русло до такой степени, что временами впадала то в Янцзы, то в Хуанхэ, то в Жёлтое море).
      Начиналась культура Пэйлиган около 7000 лет до Р. Х. с поселений из круглых полуземлянок, иногда со столбами по периметру. Позже в ней появились 2–4-комнатные каркасно-столбовые постройки. В основе хозяйства лежало возделывание ЧУМИЗЫ – рода проса; зёрна РИСА найдены только на памятниках раннего Пэйлигана. Кое-где выращивали бобовые, разводили свиней, собак; в пищу употребляли также рыбу, черепах, оленей и др. В Пэйлигане было налажено одно из древнейших в мире производство АЛКОГОЛЯ.
      Лепная керамика Пэйлигана (чаши, горшки и миски на трёх ножках, миски на поддонах, фляги с узким горлом, фигурки животных и пр.) обжигалась в печах. У обитателей Пэйлигана имелись костяные флейты, каменные шлифованные мотыги, топоры и ножи (в том числе жатвенные с зубчатыми лезвиями), зернотёрки.
      В Цзяху, одном из ранних поселений культуры Пэйлиган (ок. 7000 лет до. Р. Х.) на панцирях черепах, которые, видимо, уже тогда использовались для гаданий, зафиксировано 16 последовательностей знаков, некоторые из которых напоминают будущие китайские иероглифы. ТАКИМ БЫЛО НАЧАЛО КИТАЙСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ. (Гугловский ИИ об этом не знает; он относит это начало к династии Шан Инь – на пять тысячелетий позже).
      
                Цышань и Яншао
      
      Как сказано выше, наиболее вероятной прародиной сино-китайских языков считаются археологические культуры Цышань и Яншао. Однако по масштабам эти две культуры несравнимы.
      Культура Цышань, относящаяся к ранне-среднему неолиту, существовала в провинции Хэбэй сравнительно недолго – то ли с 5400-го по –5100-й, то ли с 6000-го по 5500 годы до Р. Х.  В её ранних поселениях было много хозяйственных ям глубиной до 7 метров; позднее появляются небольшие округлые и овальные столбовые дома с погребами глубиной 1,1-1,2 метра, куда вели входы со ступеньками. Основа хозяйства Цышаня – выращивание проса и свиноводство; дополняли их  охота и рыболовство. Цышаньцам была известна собака. Цышаньская керамика похожа на пэйлиганскую, за исключением уникальной  маски – пластины с изображением морды свиньи, с прорезью на месте глаз.
      Из камня делали топоры, тёсла, мотыги, ножи, серпы (иногда со шлифовкой), тёрочники на прямоугольных ножках (влияние культуры Пэйлиган) и пр. Из кости и рога –вырезали гарпуны, наконечники стрел, ножи, шпильки для волос; из раковин – ножи.
      ***.
      Первые результаты раскопок в Хоабине были опубликованы в 1927 году. А за шесть лет до этого, в октябре 1921 года, шведский учёный Юхан Андерсон вместе с китайским учёным Юань Фу-ли и другими начали раскопки в деревне Яншао в китайской провинции Хэнань.
      
      ППППППППППП
      
       Как оказалось, обнаруженная ими археологическая культура оседлых земледельцев охватывает бассейн среднего течения Хуанхэ и её главного притока Вэйхэ, то есть северокитайские провинции Шаньдун, Хэнань, Шаньси, Шэньси, Нинся, Ганьсу, Шаньси и Шэньси, а также Хэбэй, через который Хуанхэ в ту эпоху также протекала. Группа культур Яншао датируется V-III тыс. до Р. Х. Сейчас в неё включают культуры Баньпо, Шицзя, Мяодигоу, Хоуган и некоторые другие, которые объединяет общая технология росписи керамики (до обжига).
      Для Яншао характерно пойменное земледелие, в котором главной сельскохозяйственной культурой, как и в Пэйлигане, была чумиза. Климат тогда был более тёплым и влажным, поэтому чумизу выращивала на плодородных лёссовых почвах без искусственного орошения; для вскапывания земли и сбора урожая использовались каменные и деревянные орудия. Произошло одомашнивание целого ряда животных –   свиньи, козы, овцы, собаки, кур и крупного рогатого скота,
      Высказывались предположения, что импульс к неолитической революции в китайских культурах дали мигранты с запада – то ли из Индии, то ли из Центральной Азии, то ли из этнокультурной общности, существовавшей в гималайско-тибетских и западно-китайских предгорьях. Оказалось, однако, что неолит и Яншао, и более позднего Цинляньгана (см. ниже) древнее, чем у их западных соседей, и не похож на западные аналоги. Поэтому теперь исследователи отдают предпочтение южным корням культур бассейна Янцзы и Хуанхэ. Об этом, в частности, свидетельствует малайский антропологический тип людей яншаоской культуры Баньпо (в долине Хуанхэ к востоку от современного Сианя).
      
                Цинляньган
      
      Культура крашеной керамики Цинляньган складывается в конце IV тыс. до Р. Х. в нижнем течении Янцзы на территории современной приморской провинции Цзянсу (центр провинции – Нанкин). Ранний вариант культуры Цинляньган оказался, по некоторым предположениям, синхронным яншаоской Баньпо в Шэньси, и до недавнего времени неолит Цинляньгана считался вторичным по отношению к Яншао. Но если в Яншао практиковалось возделывание чумизы, то в Цинляньгане основным занятием было рисосеяние, хотя охота и особенно рыболовство также занимали важное место в экономике. Сейчас можно утверждать, что неолитические культуры, сложившиеся в Цзянсу в конце IV тысячелетия до Р. Х., не были генетически связаны с Яншао, хотя и имели контакты с ним. Некоторые специфические особенности культуры Цинляньгана (в частности, выламывание резцов у юношей и девушек в возрасте около 18 лет), да и антропологический тип населения, указывают на его связи с островным миром.
      
                Лянчжу
      
      Культура Лянчжу названа по посёлку Лянчжу, расположенному недалеко от города Пинъяо в провинции Шаньси, где в 1936 году впервые были раскопаны её артефакты. А возникла культура Лянчжу в дельте Янцзы в приморской провинции Чжэцзян на юго-востоке Китая примерно за 3400 лет до Р. Х. В её человеческих останках широко представлена гаплогруппа О1, которая отсутствовала в других археологических памятниках, найденных рядом на суше; авторы данного исследования предполагают, что это может быть свидетельством двух различных путей человеческой миграции.
      В культуре Лянчжу отмечается значительное социальное расслоение: в одних могилах – изделия из нефрита, шелка, слоновой кости и лака, в других – только керамика. В культуре Дянчжу существовали города и, вероятно, власть, выходящая за рамки кровнородственных отношений – т. н. «царство Мо». Его центр площадью 260 га находился в дельте Янцзы в заболоченной местности на равнине речных сетей между горами Дасюн и Дачжэ горного хребта Тяньму. Город был окружен глиняными стенами с шестью воротами; лодки, вёсла, деревянный пирс и набережные, как полагают, использовались для защиты от наводнений. Сфера влияния столицы Лянчжу простиралась на север до Шаньси и на юг до Гуандуна.
      Люди культуры Лянчжу дома отроили на сваях часто на реках или по береговым линиям. Они применяли искусственное орошение при выращивании риса и занимались водным хозяйством – разведением рыбы, раков и т. п.
      Исследователи обнаружили, что некоторые каменные топоры были изготовлены с использованием алмазного инструмента и были отполированы до зеркального блеска. Лянчжу также единственная первобытная культура, обрабатывавшая сапфир. Здесь встречаются большие ритуальные нефриты с резьбой и нефритовые подвески с гравировкой мелких птиц, черепах и рыб. Лянчжу широко экспортировал нефрит.
      Ритуальные сооружения, найденные в столице Лянчжу, состояли из тщательно расположенных груд камней и каменных стен. Алтарь имеет три уровня: самая высокая платформа – из утрамбованной земли, три дополнительные платформы вымощены булыжником. На алтаре расположены двенадцать могил в два ряда. Похоже, что в Лянчжу практиковались ритуальные человеческие жертвоприношения.
      На пике развития – около 2300 года до Р. Х. – культура Лянчжу внезапно исчезла. Примерно в это время в результате падения метеорита возле столицы Лянчжу появилось озеро Тайху, а культурные слои города сменяются илистыми или болотистыми и песчано-щебнистыми слоями с закопанной древесиной. Казалось бы, всё ясно. Тем не менее существует гипотеза, согласно которой наводнение, погубившее Гянчжу, было вызвано аномально интенсивными муссонными дождями.
      
                Луншань
      
      Завершающей стадией неолита в бассейне Хуанхэ является культурный комплекс Луншань, знаменующий переход к энеолиту – меднокаменному веку. Дата раннего Луншаня – конец III и, может быть, самое начало II тысячелетия до Р. Х., т. е. по времени его возникновение примерно он соответствует эпохе III династии Ура в Месопотамии. В комплекс Луншань входят культуры Цицзя, Цюйцзялин и Давэнькоу; Цинляньган в пров. Цзянсу обычно тоже относят к Луншаню.
      Этногенетически и территориально Луншань связан с классическим Яншао среднего течения Хуанхэ. Он простирается на восток и северо-восток до полуостровов Ляодун и Шаньдун, а на юг и юго-восток – в бассейн реки Хуайхэ, захватывая провинции Шэньси, Хэнань, частично Ганьсу и Цинхай.
      Население Луншаня, по туманному выражению Википедии, «имеет некоторую примесь с юга по сравнению с культурой Яншао», а тонкостенная (иногда сравнимая с яичной скорлупой) керамика Луншаня, в отличие от Яншао, не была расписной – предпочтение отдавалось чёрному и серому цветам.  По мимо этого, культуры Луншаня отличаются крупными укреплёнными поселениями, более оседлым палочно-мотыжным земледелием, большей, чем в Яншао, ролью скотоводства, признаками отделения ремесла от земледелия и зачатками обработки металла.
      Поселения луншаньского типа представляли собой деревни или маленькие городки, зачастую расположенные на расстоянии прямой видимости друг от друга, на вершинах или склонах холмов, примыкающих к речным долинам. Дома сооружались из утрамбованной земли и белились мелом. В помещении имелась обогреваемая лежанка-кровать вроде той, что делают и сейчас в домах Северного Китая.
      Для культур Луншаня характерны поселения, окружённые стенами из утрамбованной земли до 6 метров высотой и 10-14 метров толщиной; это, а также наличие колесниц явно предполагает военные столкновения.
      Через Луншаньскую культуру древний Китай унаследовал идущую от Плйлигана традицию использования для гадания лопаточных костей различных животных, что некоторые учёные итают свидетельством складывании организованного культа и даже выделения жречества. На отдельных костях обнаружены вырезанные значки – предшественники письменности, но, похоже со времён Пэйлигана особого прогресса в этой области не было. 
      Когда речь заходит о предметах более тонких, чем способы обработки камня или захоронения усопших, многие авторы исторических работ склонны прибегать к выражениям настолько туманным, что понять смысл сказанного ими просто невозможно. Так в лекции 20 «Первые государства в Китае» (http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000001/st20.shtml) о культурах Луншаня написано буквально следующее: «Именно здесь намечается тот коренной перелом, который завершится созданием в бассейне Хуанхэ комплексов укреплённых протогородских центров – очагов бронзовой индустрии – с присущим им быстрым увеличением прибавочного продукта за счет выделения оседлого мотыжно-плужного земледелия (возможно, с применением способа «спаренной вспашки» – сугэн, использующей тягловую силу двух человек)…».
      Попробуйте из этой цитаты понять, применялась ли вспашка сугэн ОБИТАТЕЛЯМИ САМОГО ЛУНШАНЯ, или они тянули плуги (а м. б., сохи?) поодиночке? И чем был занят во время пахоты крупный рогатый скот, который, согласно той же лекции, был приручён ещё во времена Яншао?
      «Большая российская энциклопедия» ограничивает распространение культуры Луншань полуостровом Шаньдун. По мнению её авторов, «наличие городов, письменности, социальной дифференциации, статусных изделий из нефрита и других материалов позволяет оценивать уровень развития энеолитических культур Шаньдуна как раннегосударственный».
      
                ОТ ПРЕДАНИЙ К    ИСТОРИИ
      
                Ся и Эрлитоу
      
      Писаная история любого народа, хранящего память о своём прошлом, начиналась с записи преданий, в которых реальность перемешана с вымыслом, а исторические события подаются в сказочной форме. На смену летописцам приходят учёные-историки, которые сопоставляют и анализируют предания и летописи, стараясь отделить правду от вымысла. А в самые последние столетия в воссоздание картины прошлого включаются археологи, лингвисты и, наконец, генетики, чьи исследования подтверждают или опровергают предания, летописи и исторические сочинения.
      (Сказанное не относится к африканским народам, чью историю изучали и восстанавливали европейские, американские и российские учёные). 
      ***
      Китайские предания начинают историю своего народа с Трёх Владык.
      Первый из них, Тайхао, или Фуси, научил людей ловить рыбу, охотиться и разводить скот. Второй, Янь-ди, он же Шэнь-нун (Божественный земледелец), привёл предков китайцев в бассейн Хуанхэ – Вэйхэ, научил их земледелию и придумал плуг.   Третий владыка Хуан Ди был трёхметрового роста и имел голову дракона с четырьмя глазами, увенчанную рогом. Ему приписывают изобретение музыки, письменности, учения о Дао (даосизм), арифметики и вообще чуть ли не всего на свете, от различных фасонов одежды для мужчин и женщин до лекарств, барабана и колокола. Жил Хуан Ди триста лет, а потом достиг бессмертия и улетел в небо на драконе.
      Великий китайский историк Сыма Цянь (ок. 140 – ок. 86 гг. до Р. Х.) в своих «Исторических записках» («Ши узи») попытался отбросить сказочные черты, описав Хуан Ди как очень способного племенного вождя. После трудной борьбы он сумел подчинить себе вождей отдельных племён и создал своё государство в горах Куньлунь. Там он принёс жертвы богам, назначил чиновников-управителей и ввёл первые законы.
      У этого китайского Авраама, несмотря на малопривлекательную внешность, от разных жён убыло 25 сыновей (все с человеческими головами), 14 из которых стали родоначальниками кланов – практически самостоятельных.
      Шао-хао, сын Хуан Ди, вероятно, был всего лишь вождём одного из кланов. Он дважды переселял своих подданных – сначала на запад, потом обратно на восток. Несмотря на бродячий образ жизни, «государство» при нём процветало, и он правил около 80 лет.
      Чжуань Сюй, племянник Шао-хао, занял трон в двадцатилетнем возрасте и находился у власти 78 лет до самой смерти. Он изобрёл календарь, основанный на движении небесных тел.
      При Ди Ку, правнуке Хуан Ди, именуемом Бай Ди (Белый первопредок) расцвела культура, в частности, музыка. Он изобрёл многие музыкальные инструменты.
      Яо, сына Ди Ку, предание представляет образцом добродетели и идеалом мудрого правителя. Он объединил и привёл в состояние гармонии страну, установил согласие между людьми, назначил умелых помощников следить за порядком и заботиться о правильном летосчислении, – проще говоря, подчинил своей власти остальные кланы, считавшиеся потомками Хуан Ди.
      Преемником себе Яо выбрал не одного из сыновей, а добродетельного Шуня (2256- 2205 до Р. Х.). При этом государе вся страна была разделена на 12 областей, и всюду им были введены законы.
      От Шуня власть перешла к Юю из рода Ся – прямому потомку Хуан Ди, который и считается ОСНОВАТЕЛЕМ ПЕРВОЙ КИТАЙСКОЙ ДИНАСТИИ. Семнадцать государей династии Ся правили на протяжении трёх с половиной веков.
      ***
      Несколько слов о терминах.
      В III веке до Р. Х. Ин Чжэн, правитель княжества Цинь, подчинив остальных князей, не пожелал довольствоваться титулом «ван», который носили государи свергнутой им династии Чжоу: ведь к тому времени ванами называли себя все сильные удельные князья.  Ин Чжэн принял имя «Хуан Ди»), приравняв себя таким образом к Жёлтому Первопредку. Последующие китайские государи включали слово «хуанди» в свою титулатуру подобно тому, как римские императоры именовали себя Августами и Цезарями. На этом основании у нас принято переводить «хуанди» словом «император». На самом деле ПРИРОДА ВЛАСТИ европейских императоров и китайских хуанди совершенно разная. 
      В Древнем Риме высшие властные полномочия (империум) вручал римский народ в лице сената и комиций. В поздней Римской империи выбор императора в значительной степени определяла армия либо придворная гвардия – преторианцы. В Священной Римской империи германской нации императора опять же ВЫБИРАЛИ, хотя избирателей было всего семеро (курфюрсты).
      Китайцам мысль о том, что ПОДДАННЫЕ могут выбирать ХУАНДИ,  глубоко чужда. ХУАНДИ  – избранник НЕБА, его власть СВЯЩЕННА. Не народ возводит его на трон, а, наоборот, он своим поведением определяет судьбу народа.
      Эти «тонкости перевода» могут показаться несущественными, если не принимать во внимание, что разные тысячелетние традиции и сегодня определяют разницу в отношении к власти жителей Китая и Западной Европы.
      ***
      В литературе встречаются разные описания эпохи Ся, наиболее ранним и полным описанием принято считать «Ши цзи» («Исторические записки») Сыма Цяня. В сборнике «Чжу шу цзи нянь» («Бамбуковые анналы») содержится стилизованный пересказ утерянных текстов, содержание которых восходит к эпохе династии Восточная Чжоу (770-256 годы до Р. Х.) и в которых описываются ещё более древние события.
      ***
      Сравнительно недавно историки за пределами Китая не только династию Ся, но и следующую за ней династию Инь числили по разряду китайской мифологии. Однако теперь обычно признаётся, что в основе мифов лежат реальные факты.
      В современной китайской историографии государство Ся принято отождествлять с Эрлитоу – урбанистической археологической культурой раннего бронзового века, существовавшей в период 2100-1800 (1500?) годов до Р. Х. примерно в десяти километрах к востоку от древнего города Лоян. В истории Китая Лоян, часто именуемый «восточной столицей», играл важную роль: он в самом деле был столицей при 13 династиях ,или находился в самом центре жизни страны.
      Культура получила название по археологическому памятнику Эрлитоу в Яньши (провинция Хэнань). По-видимому, культура Эрлитоу развилась на основе культуры Луншань, она была изначально широко распространена на территории современных провинций Хэнань и Шаньси, позднее распространилась также в провинциях Шэньси и Хубэй. Однако в отличие от предшествующих культур, в которых преобладали признаки малайской (южноазиатской) расы, обитатели Эрлитоу были преимущественно МОНГОЛОИДАМИ.
      Поселение Эрлитоу было крупнейшим в Китае и всей Восточной Азии вплоть до примерно 1500 года до Р. Х. К настоящему времени Эрлитоу считается наиболее ранним достоверно установленным административным центром Китая, где обнаружены руины дворцов и мастерские по плавке бронзы. Эрлитоу сыграла важную роль в переходе Китая от неолита к бронзовому веку. Здесь находилось массовое производство ритуальных бронзовых сосудов и других изделий из бронзы.
      Керамика Эрлитоу – серая, чёрная и белая, её наиболее характерная форма – сосуды на ножках, на четырёх (тетраподы) или на трёх (триподы), иногда с рукоятками. Сосуды есть и грубые, и тонкие, примитивные и вычурные. Важным шагом было появление штампа с затейливой художественной резьбой, изображающей, в частности, драконов и монстров.
      
                Шан-Инь
      
      В XVII-XVI веках до Р. Х., когда в Средиземноморье столицей Хатти был Куссар, Минойская держава перенесла извержение вулкана Санторин, а в Египте Яхмос изгнал гиксосов и основал XVIII династию, – в Китае на смену полумифической династии Ся, основанной потомками Хуан Ди, приходит династия Шан, также известная как Инь. (Почему у этой династии и её государства два названия, существуют разные мнения).
      Шанские государи носили титул «ван», что можно перевести как «король», «великий князь» или просто «государь».
      Шан Инь – первое китайское государство, которое оставило письменные свидетельства своего существования – вполне читаемые и более-менее понятные гадательные надписи самого разного содержания на панцирях черепах и бычьих лопатках, относящиеся к XIII веку до Р. Х., например, такие:
      «В день синь-мао гадали: “Повелеть Чжоу идти по следам Юна”»
       «Повелеть Чжоу возглавить и вторгнуться»
      «Гадали в день цзи-вэй, Цюэ задал вопрос: “Фу, возможно, при будет с визитом к вану”. В первом месяце “Фу, возможно, не прибудет с визитом к вану”»
      «Защитить Юй Цзы-Ань от прародительницы, предложить лао»
      «Гадание в дин-юй, Цзюэ нагадал: «Чжи-хоу …, скорее всего, не сможет оправиться от болезни»
      «Гадали в день синь-юй, Цзюэ нагадал: “В этом сезоне вану рекомендуется последовать Ван-чжэн и напасть на Ся Вэй, получим поддержку”»
      «При посадке проса в Фу-цзин возлияния, возможно, не будет»
      «Гадали: “Ян получит урожай”»
      ***
      Население Шан Инь, как и население Эрлитоу (Ся), относилось в монголоидной расе, а правящая династия вела происхождение от Сюань-сяо – сына Хуан Ди, легендарного основателя династии Ся. По свидетельству Сыма Цяня, один из потомков Сюань-сяо по имени Се в правление Юя получил во владение область Шан на левом берегу Хуанхэ.
      Наследником Се в тринадцатом поколении был Чэн-тан, столицей его княжества был город Бо. Тогдашний сяский государь Цзе-гуй правил с большой жестокостью и погряз в распутстве. Чэн-тан выступил против него и в Минь-тао разгромил армию Ся. Цзе-гуй бежал и вскоре умер, а все владетельные князья покорились новому государю. Так возникло царство династии Шан.
      Наследники Чэн-тана в большинстве своем известны нам только по именам. Сыма Цянь пишет, что со времён государя Чжун-дина (XVI в. до Р. Х.) возникли династические распри, связанные с порядком передачи престола – либо старшему в роде, то есть, как правило, младшему брату правителя, либо старшему сыну правителя. Династия ослабела, удельные князья перестали являться ко двору и правили в своих землях как независимые государи. Так продолжалось в течение трех веков.
      Пань Гэн, 18-й государь династии Шан, правивший в 1401-1374 годах до Р. Х., перенёс столицу из города Янь (возле современного Чжэнчжоу в провинции Хэнань), который постоянно страдал от наводнений, в город Инь – современный Иньсюй в той же Хэнани. Предполагается, что по названию новой столицы ПОЗДНИЙ ПЕРИОД правления династии Шан и получил имя Инь. Пань Гэна древние историографы описали как мудрого правителя: он укрепил и армию, и сельское хозяйство, и завел шелководство.
      Власть шанских государей укрепил и У-дин, правивший в 1250-1192 годах. Взойдя на престол, он задумал возродить былое величие Шан, но не мог найти себе достойных помощников. Тогда У-дин принял обет молчания и три года не говорил ни слова. Все дела в государстве решал его главный министр, поскольку государь лишь наблюдал за нравами подданных. В конце концов Небо снизошло к его мольбам, и однажды ночью У-дин во сне увидел лик мудреца, которого звали Юэ. Проснувшись, император велел повсюду разыскивать этого человека. Несмотря на отсутствие фоторобота, после многих поисков чиновники всё-таки нашли сходного обликом колодника, работавшего на стройке в провинции Фусянь, и привели его к государю. Переговорив с ним и убедившись, что Юэ действительно мудрый человек, У-дин сделал его своим первым советником. С тех пор Шанское государство стало хорошо управляться, держава вновь расцвела. Этот подъем продолжался около столетия.
      Власть иньских ванов распространилась на большие территории. Воюя с соседями, иньцы в то же время смешивались с ними. Их царство сотрясали смуты и мятежи подвластных племён.
      Правнук У-дина, государь У-и, был, по словам Сыма Цяня, лишен всяких добродеттелей.
      Жители Шан Инь, как и жившие в Сибири монголоидные народы, поклонялись голубому Небу; у северных племён оно называлось Тенгри, а у китайцев – Тянь. Так вот: У-и приказал сделать фигурку человека, которую называл «Духом Неба», и играл с ней в кости (за «духа» их должны были бросать придворные). Мало того: когда противник проигрывал, У-и поносил и оскорблял его. Кощунство государя зашло ещё дальше: он приказал сделать кожаные торбы, наполнил их кровью и стрелял по ним, называя это «стрельбой по Небу». Представьте для сравнения, что какой-нибудь европейский король играет в карты со статуей распятого Христа и стреляет в неё! В конце концов святотатца постигла заслуженная кара: во время охоты он был убит молнией. При его преемниках государство пришло в ещё больший упадок.
      
                Фактор Чжоу
      
      Падение династии Инь связано с племенем Чжоу, обитавшим к западу от Шан.
      В XIII или уже в XII веке до Р. Х., когда на противоположном краю Евразии «народы моря» громили Малую Азию и Финикию, а филистимляне и колена Израилевы воевали за Ханаан,ан, чжоуский вождь Дань Фу, теснимый с запада родственными чжоусцам и иньцам племенами жунов и ди, переселил свой народ поближе к Инь, под крыло иньского государя. Ван пожаловал Дань Фу титул гуна (аналог европейского герцога или князя) и звание «Си Бо» – «Правитель Запада». Под влиянием иньцев чжоусцы стали переходить к оседлой жизни. Дань Фу женил своего го младшего сына Цзи Ли на иньской аристократке, о чём говорит надпись на бронзе:
      «Госпожа Чжун Жэнь из Цзинь прибыла из Шан-Инь и сочеталась браком в Чжоу».
      Именно Цзи Ли, а не старшим сыновьям, Дань Фу передал герцогский титу и престол Чжоу. Но, видимо, Цзи Ли набрал слишком большую силу. Когда он в очередной раз прибыл ко двору тогдашнего вана Вэнь Дина (правил в 1112–1102 гг. до Р. Х.), чтобы доложить о победе над врагами, ван приказал его убить, одновременно подтвердив за ним звание «Правитель Запада». Этот оригинальный коктейль из казни и награды иллюстрирует основы китайского менталитета, где каждый поступок, помимо практического смысла, непременно что-то символизирует. 
      Цзы Чан, сын Цзи Ли и шанской аристократки Чжун Жэнь, сорок лет усердно служил убийце своего отца, а затем его преемнику Чжоу Синю; такое долготерпение тоже свойственно китайскому национальному характеру. Лишь к концу жизни, видимо, накопив достаточно сил, Цзы Чан порвал с Чжоу Синем и провозгласил себя ваном. В историю Цзы Чан вошёл под именем Вэнь-ван («Просвещённый государь»). После его смерти наступление чжоусцев на иньцев продолжил его сын Фа, известный как У-ван  («Воинственный государь»). Около 1027 года до Р. Х. в решающей битве при Муе У-ван разбил войско Чжоу Синя; тот бежал с поля боя в стольный град Инь и там покончил с собой весьма оригинальным способом – самосожжением. У-ван вступил в столицу, проткнул мечом обгоревший труп Чжоу Синя и основал династию Чжоу.
      Но её правление относится уже к I тысячелетию до Р. Х., и о неи речь пойдёт позже.


Рецензии