Савелий Сорин 1878-1953 гг

Савелий Абрамович Сорин- русский художник, в эмиграции ставший легендарным в Европе и США.

Савелий появился на свет в 1878 году в Полоцке Витебской губернии в еврейской семье. Отец трудился портным, а мать состояла в религиозной секте молокан. Отношения в семье были сложными и в шестнадцать лет юный Савелий покинул стены отчего дома. Некоторое время он скитался из одного города в другой, а потом остановился в Одессе.

В 1896—1899 годах учился у К. К. Костанди в Одесской художественной школе, которую окончил с медалью, дававшей право поступления в Императорскую Академию художеств (ИАХ) без экзаменов. С 1899 года занимался в Высшем училище живописи, скульптуры и архитектуры при ИАХ у И. И. Творожникова и В. Е. Савинского, затем — в мастерской И. Е. Репина. В 1907 году за картину «Вдохновенная минута» был выпущен из Академии со званием художника и правом пенсионерской поездки за границу, таким образом побывав в 1908 году в Голландии и Франции.

Сорин проявил себя как одаренный портретист. В 1900–1910-е годы для него были ознаменованы созданием портретов известных деятелей литературно-художественного мира и представителей знати.

В 1902 году он написал портрет Максима Горького. Писателю так понравилась работа художника, что он с ним подружился. Впоследствии фотография Савелия Абрамовича висела в кабинете Горького среди фотографий дорогих ему людей. Также художник написал портрет жены писателя, Екатерины Павловны Пешковой. Художник стал популярным и востребованным. Его работы участвовали во многих выставках. Кроме того картины художника печатались в различных журналах и газетах.

В 1911 работы Сорина экспонировались на Всемирной выставке в Турине, Италия. В 1913, 1915 и 1917 годах он принял участие в выставках «Мира искусства», и в конце 1917 года — в выставке Нового общества художников в Петрограде. Также экспонировался на выставках ТПХВ.

Революция 1917 года стала для Сорина, как и для многих представителей российской интеллигенции, переломным моментом. Он, как и большая часть творческих деятелей, не мог найти себя в новом мире. Некоторое время он жил в Ялте, где в 1918 году принял участие в выставке «Искусство в Крыму». В 1919 году переехал в Тифлис, там встречался с С. Ю. Судейкиным, В. В. Каменским, Н. Н. Евреиновым. Принял участие в выставке «Малый круг». Позднее непродолжительное время жил в Баку, где вместе с С.Ю. Судейкиным и литератором Н.Н. Евреиновым способствовал созданию кабаре «Веселый Арлекин». 8 мая 1920 года он выехал вместе с Судейкиными из Батума в Марсель на пароходе «Souirah», и 20 мая они прибыли в Париж.

Париж оказался благосклонен к портретисту. Многие наши художники не смогли себя там реализовать и влачили нищенское существование, но Савелию Абрамовичу удалось пробиться. Поселившись в Париже, он быстро снискал себе известность в европейских художественных кругах. В эмиграции Сорин продолжил создавать портреты деятелей культуры и высшей знати. Его талант привлекал к нему даже представителей королевской крови.

Особенно художнику удавались портреты представительниц прекрасного пола. Один французский журналист, посетив выставку художника, написал: "Я никогда не видел ничего такого прелестного и волнующего, как лица этих женщин, если смотреть на них долго. Увы, нам редко выпадает такой случай: или нам не хватает времени, или даже нет понимания, что рассматривать следует долго".

В 1922—1923 годах Сорин выставлял свои работы в Осеннем салоне, в 1926—1930 — в салоне Тюильри. Продолжал участвовать в выставках русского искусства, в том числе в 1921 в галерее «Денси», в 1927 году — в последней выставке «Мира искусства» в галерее «Бернхейма». В 1920—1930 годах провел ряд персональных выставок в галереях Парижа и Лондона.

Когда Сорин обрел известность в Европе, он начал часто путешествовать в США и подолгу там жил. Персональные выставки художника проходили в крупнейших американских городах. Часто бывал в США, подолгу жил в Нью-Йорке, его персональные выставки прошли в Бруклинском музее (1923), галерее «Вильденштайн» в Нью-Йорке (1927, 1934), Вашингтоне (1924), Питтсбурге (1924—1925), Чикаго (1927). В 1932 году принял участие в выставке современного русского искусства в Филадельфии. Талант портретиста распахивал перед ним все двери. Вместе с тем художнику начал покровительствовать миллионер Кон. Он ввел портретиста в высшие круги американского общества.

Друг художника композитор Рахманинов, видя какой ажиотаж вызывает творчество Сорина, шутил: "Я тебе, Савелий, позировать не стану. Потом, поди, не удастся выкупить свой собственный портрет".

Когда началась война в Европе, Савелию Абрамовичу несказанно повезло. Он смог сесть буквально на последний пароход, отправляющийся в США и покинул берега опасной земли. Сделал несколько крупных денежных взносов в Фонд помощи СССР. В послевоенные годы он лишь изредка приезжал в Париж.

За вклад в изобразительное искусство Савелия Абрамовича включили в галерею величайших художников США.

Сорин был женат. Его супругой была почетная гражданка Франции (по происхождению явно русская, так как ее звали Анна Степановна). Впоследствии она стала ветераном медицинской службы армии США.

В 1951 году Савелий Абрамович вместе с супругой находились в Париже, внезапно 73 летний художник почувствовал резкое недомогание. Его поместили в госпиталь. Врачи обследовали Сорина, но так и не поняли в чем дело.

После госпиталя супруги отправились путешествовать в Швейцарию и Италию. В Нью-Йорк они вернулись осенью 1951 года. Портретист снова почувствовал сильное ухудшение самочувствия. На этот раз врачи обнаружили причину - рак.

Сорину делали операцию, но помочь ему она не смогла. В ноябре 1953 года великий портретист умер. На момент смерти ему было 75 лет.

Перед смертью Савелий Абрамович просил свою супругу передать в Россию тридцать портретов деятелей русского искусства. Около двадцати лет Анна Степановна тщетно пыталась выполнить волю покойную супруга. Она писала письма в различные правительственные ведомства России с просьбой, чтобы русские музеи приняли в дар картины Сорина, но не получала ответа. Лишь в 1973 году ситуация изменилась. В Нью-Йорк прилетела Екатерина Фурцева и Анна Степановна смогла с ней встретиться. Она рассказала о завещании супруга и министр дала добро на привоз картин в Россию. Распоряжением всесоюзного Министерства культуры дар Сорина был передан в фонды Третьяковской галереи.


Рецензии