Убедить или уничтожить человека?

Война сладка для тех кто ее не знал - греческий поэт Пиндару

28 октября 555 лет назад родился Эразм.

Вы, вероятно, уже слышали его имя, но кем был Эразм и почему он так важен?

Это история величайшего педагога в истории...

Первое, что нужно знать об Эразме, это то, что он родился в 1469 году и умер в 1536 году.

Таким образом, его жизнь совпала с одним из самых бурных и влиятельных периодов в истории: эпохой Возрождения, Реформации, расцветом печатного станка...

И Эразм был во всем этом замешан.

Эразм родился в Гауде, Нидерланды, и к 14 годам оба его родителя умерли.

Его опекуны, которые не хотели воспитывать ребенка самостоятельно, отправили его в монастырь.

В 1492 году он был рукоположен в священники, хотя книги интересовали его гораздо больше, чем проповеди.

Эразму не нравилась монастырская жизнь — он был по натуре мягким, не склонным к крайностям ни в удовольствиях, ни в воздержании.

Правила были слишком строгими, еда непитательной, а часы, которые они отводили, не способствовали учебе.

И, как он позже писал, они не были такими уж святыми.

Больше всего Эразма беспокоило то, что его коллеги были внешне религиозны — говорили правильные вещи и носили правильную одежду, — но не были набожными внутри.

Он верил в истинную добродетель, а не в ее показную форму, и критиковал подобное лицемерие везде, где его видел.
Это очень  актуально в современном мире. За напыщенными словами о патриотизме, защиты свободы и многое другое кроется отвратительная алчность как можно большие заработать на страдании народа.

Он был одновременно набожным христианином и страстным приверженцем классицизма и верил, что эти два направления можно примирить.

В одном из своих ранних произведений под названием «Против варваров» он критиковал монахов, которые отказывались читать писателей Древней Греции и Рима.

Для Эразма всегда существовал средний путь.

Однако умеренность Эразма не заставляла его бояться споров — он был бескомпромиссным в своих убеждениях, будь то вера, война или монахи.

Поэтому он всегда высказывал свое мнение и всегда красноречиво.

В конце концов ему разрешили покинуть монастырь и начать жизнь странствующего ученого.

Он также был безжалостным сатириком.

«Похвала глупости» — его самая известная работа, но Эразм написал много сатир, в том числе довольно жестокую критику папы Юлия II за его богатство и воинственность.

В нем рассказывается о том, как Святой Петр не пустил покойного Папу на небеса.

Эта нравственная решимость также определяла его неприятие войны и насилия — хотя Эразм критиковал Церковь, он всегда выступал против конфликта как решения.

В конце концов, его любимое высказывание принадлежит греческому поэту Пиндару:

«Война сладка для тех, кто ее не знал».

Прежде всего, Эразм был выдающимся ученым.

Он всегда над чем-то работал и создал колоссальный объем знаний, которые  помогли  обучить целый континент.

Как он однажды написал: «Когда у меня появляется немного денег, я покупаю книги; а если они остаются, я покупаю еду и одежду».

Он сделал новый (и спорный) перевод Нового Завета, перевел греческих и римских авторов и написал бесчисленное множество сатир, эссе, трактатов и руководств для детей, студентов и взрослых.

Как он сказал, «быть учителем — это должность, вторая по важности после королевской».

Примерно в то же время, когда Никколо Макиавелли написал «Государя», Эразм Роттердамский написал собственное руководство для правителей — и разница вряд ли могла быть более разительной.

Там, где Макиавелли говорил о силовых играх и правлении посредством страха, Эразм писал о справедливости, любви и мире.

Он беспокойно путешествовал по Европе в поисках покровительства, издателей и друзей.

Болонья, Венеция, Рим, Фрайбург, Базель, Лувр, Брюссель, Лондон, Оксфорд, Париж... неудивительно, что его называют первым европейцем.

Хотя, как показывают его письма, он не всегда путешествовал с комфортом.

Во время путешествий Эразму неоднократно предлагали епископство и оплачиваемые должности при королевских дворах — все хотели видеть его в своем окружении.

Но он всегда отказывался.

Больше всего на свете Эразм хотел свободы — продолжать учебу и писать о том, во что он действительно верил.

Среди его корреспондентов были папы Юлий II, Лев X и Адриан VI, Генрих VII и VIII Английские, император Священной Римской империи Карл V, Томас Мор, Мартин Лютер, Альбрехт Дюрер и почти все известные личности начала XVI века.

Все искали его совета и мудрости.

Почему? Правильный человек, правильное время — карьера Эразма совпала с расцветом печатного станка, и поэтому его невероятно популярные произведения могли читать по всему континенту.

Реформация могла бы не состояться без его переводов, библейских комментариев и критики Церкви.

И все же его послание всегда было призывом к разумным реформам, а не к революции и мятежу.

Особенным Эразма делает то, что он отказался осуждать Лютера и других реформаторов, но никогда не отрекался от Церкви.

Он видел правду с обеих сторон и хотел мирного решения.

Эразм также был одним из величайших друзей в истории.

Едва ли был хоть кто-то, с кем он встречался, и с кем бы он не поддерживал связь или не пытался помочь, где только мог, будь то короли и папы, учителя и монахи.

Сохранилось более 3000 его писем (обычно очень остроумных).

изобразили некоторые из величайших художников той эпохи.

На портрете Ганса Гольбейна Младшего, написанном в 1523 году, мы видим Эразма-сатирика.

Остроумный, непреклонный литератор, мудрый и проницательный, не подверженный поверхностности и лицемерию.

На портрете Альбрехта Дюрера мы видим другую сторону: перед нами ученый, неутомимый педагог и писатель, работающий (как он всегда это делал) стоя.

Это был человек, который однажды сказал: «Главная надежда нации — в надлежащем образовании ее молодежи».

Хотя он был набожным христианином, знатоком Библии и классиком, он не был философом.

Эразм считал, что абстрактный аргумент сеет разногласия — настоящая работа заключается в поиске общих ценностей и использовании грамотности для возвышения человечества и помощи нам в раскрытии нашего интеллектуального и духовного потенциала.

Но Эразм пережил свое поколение.

К концу его жизни Европа была погружена в гражданские и религиозные распри: войны, казни, сожжения книг...

Его убеждение в том, что «сжечь человека — не такой уж подвиг, но убедить его — великое достижение», не было услышано.

Каждая сторона считала, что им нужна поддержка Эразма, чтобы «победить», настолько велики были его популярность и влияние.

Что ж, хотя все они пытались присвоить ему право голоса, он оставался решительно независимым посредником — когда он умер в 1436 году, Эразм практически стал одиноким голосом, выступавшим за умеренность и единство.

Вот, вкратце, об Эразме — по его собственным словам, «гражданина мира, всем известный и всем чужой».

Папы, короли и революционеры обращались к нему за советом, и целый континент читал его труды — человека, преданного образованию, дружбе, миру, благочестию и умеренности.


Рецензии
Правильно сказали, Анатолий: "За напыщенными словами о патриотизме, защиты свободы и многое другое кроется отвратительная алчность как можно большие заработать на страдании народа".
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   23.09.2025 14:27     Заявить о нарушении
Спасибо за понимание!
Доброго здоровья,
Анатолий

Анатолий Клепов   23.09.2025 17:53   Заявить о нарушении