Брейн-ринг Выучи русский язык
Цель:выявление уровня эрудированности обучающихся.
Задачи:
Образовательная: расширение знаний по предмету «Русский язык» в контексте его исторического развития.
Развивающая: развитие аналитических умений, логического мышления, развитие речевой компетенции обучающихся.
Воспитательные: воспитывать интерес к изучению русского языка, бережное отношение к нему.
УУД
Личностные:
Способность к саморазвитию.
Регулятивные:
Умение организовать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные:
Использование правил общения, способность осуществлять коммуникативную деятельность в групповой работе.
Познавательные:
Построение коллективного процесса отбора, систематизации и использования знаний.
Планируемые результаты:
Расширение кругозора обучающихся; межпредметные связи (литература, искусство).
Тип: интеллектуальная игра.
Курсы: 1 «А», 1 «Б».
Раздаточный материал;
Дата: 21.02.2017.
Преподаватель:Абубакарова Петимат Зайндиевна .
Оборудование: мультимедийное оборудование (компьютер, проектор, экран); Песочные часы;грамоты/призы участникам;красочные плакаты с высказываниями о русском языке, подписанные под портретами авторов ; словари, имеющиеся в библиотеке, презентация с высказываниями выдающихся писателей о русском языке.
Ход игры.
I.Вступление.
Сегодня в интеллектуальной игре встретятся две команды знатоков
и любителей русского языка.
Принимают участие в игре две команды из будущих учителей начальной школы , студентки 1 «А» и 1 «Б» курсов.
Само название «Брейн-ринг» говорит о том, что команды соревнуются не только в знаниях, но и в умении сплочённо работать в группе и быстрее соперников дать правильный ответ.
Девиз нашей игры :«Выучи русский язык!»
Правила игры: в игре три тура, в каждом туре по 4 – 8 вопросов. Время размыш¬ления над вопросом - одна минута.За каждый правильный ответ команда может получить от 1 балл. Команда, не отвечающая на вопросы, получает ноль баллов. Право ответа получает команда, первая поднявшая руку после обсуждения вопроса.Победительницей будет признана команда, набравшая большее количество баллов в трёх турах.
Пусть победит сильнейший!
Члены жюри:
Раунд-I.
Реализация домашнего задания (выразительное чтение наизусть стихотворений о русском языке.
Презентация команд:
(Максимальная оценка в баллах-3.)
Критерии оценивания:
1)Выразительное чтение -1 б.
2)Презентация-1 б.
3)Оформление -1 б.
1.Синтаксическая дорожка.
1) О каких знаках идет речь?
Когда слова гремели и блистали,
Я в моде был, я был на пьедестале!
Однако время новое настало –
Оно меня и свергло с пьедестала. (Восклицательный знак.)
2).Что о себе сказать могу?
Согнула жизнь меня в дугу.
За свой характер я плачу –
За то, что много знать хочу. (Вопросительный знак.)
3)Известно миру с давних пор,
Что знак и я немаловажный
И не окончен разговор...
И начинает думать каждый. (Многоточие.)
Вопросы командам:
1.Сколько знаков препинания в русском языке? Перечислите их.
( . , ; : ! ? - … «» ) -10
2.Какой знак препинания впервые был введен Н.М.Карамзиным? Что означает сейчас этот знак препинания?(Тире(фр.-«тянуть»)
3.Как во времена М.В. Ломоносова называли восклицательный знак, черточку и скобки?(!-удивительный, -единительный, ()-вместительный)
4. Какие знаки препинания ставятся в начале предложения?
(многоточие,тире,кавычки)
5.Кто изобрел азбуку, состоящую из различных сочетаний двух знаков препинания? Как называется эта азбука? ( американский ученый и художник Семюэль Морзе,1939 год, Азбука Морзе)
6.Какой знак препинания употребляется в «Правилах дорожного движения»?(тире-въезд запрещен)
7.Вопрос болельщикам.
Объясните значения слов : аншлаг-объяление у кассы о том,что все билеты проданы;террариум- помещение для содержания мелких, обитаю щих на суше животных, в частности, земноводных, пресмыкающихихся;
мадригал- небольшое лирическое стихотворение, посвященное обычно даме и восхваляющее ее ; ветеринар-специалист с высшим и средним образова нием,лечащий животных;штурман-специалист по вождению кораблей,кинолог-специалист по вождению и дрессировыке собак.
Общий вопрос.
В день выхода своей новой книги французский писатель Виктор Гюго, желая узнать, как идет продажа, послал издателю открытку ,на которой стоял только вопросительный знак: «?».
Издатель не ударил в грязь лицом и ответил восклицательным знаком: «!».
Почему Гюго и издатель поняли друг друга? Что означают данные знаки препинания?
Раунд-II,
1.Составьте распространенное предложение, каждое слово которого должно начинаться на букву : К,П,О,Н.(Например:Катя купила книги Куприна)
2.Назовите одним словом:
а) группа морских островов; (архипелаг)
б) склад оружия и военного снаряжения;(арсенал)
в) шутка, основанная на комическом использовании сходно звучащих, но разных по значению слов; (каламбур)
г)научное справочное пособие по всем или отдельным отраслям знаний в виде словаря;(энциклопедия)
е)восстановление разрушенных,обветшалых памятников или восстановление свергнутого политического строя(реставрация)
г)спор ,обсуждение какого-нибудь вопроса на собрании , в беседе,в печати. (дискуссия)
3.Объясните разницу в значении слов: адресат-адресант;(1 А) ; абонент – абонемент(1 Б); здравица-здравница, командированный –командировочный)
Как называются такие слова?
4. В Древней Руси мерой цены служили золотые(серебряные) бруски. Если вещь стоила меньше, чем стоил брусок, то от него рубили такую часть, которая была нужна. Как называлась одна такая отрубленная часть? (рубль)
6 .Написать фразеологизмы со словами рука-1 А, голова-1 Б,нос,ухо.
(вбить в голову.ломать голову,выкинуть из головы,голова садовая, повесить голову,сломя голову; из первых рук,рука об руку, рукой подать,положа руку на сердце,засучив рукава,спустя рукава;задирать нос,ешать нос.водить за нос, не видеть дальше своего носа,остаться с носом,комар носу не подточить;мозолить глаза, хлопать глазами. Говорить в глаза, пускать пыль в глаза,
С глазу на глаз;язык проглотил, найти общий язык, развязать язык .)
7. Вопрос болельщикам.
Объясните фразеологизмы: рог изобилия-символ достатка,богатства; Пиррова победа- победа, не оправдываю¬щая понесенных за нее жертв; победа, равная поражению. Ахиллесова пята-уязвимое место.Дамоклов меч-нависшая угроза.Точить лясы-«весело проводить время,вести шумную беседу;
Общий вопрос.
3 класс демонстрирует сценку «В цирке». Учащиеся-игроки должны объяснить фонетическое явление со словом «пищи».
Раунд-III. Лингвистические загадки, шарады, ребусы.
1.В бою и рубят и взрывают,
А после боя развлекают.
(шашки)
2.Какой пар не поднимается в воздух?(Пашня.оставленная без посева)
3.Какой бор не имеет листвы?(Бор-химический элемент или стоматологический интсрумент)
3.Отгадать шарады.
а) Начало слова - лес, конец-стихотворенье,
а целое растет, хотя и не растенье.(бор - ода)
б) Местоимение, предлог,
Меж них фамилия поэта,
А целое - известный плод,
Что зреет на исходе лета.
(я-блок-о)
в)Слог первый мой-предлог;
Второе-летний дом;
А целое порой
Решается с трудом.
4. На доске или на двух листах два круга со словами осадок, колосок.
Задание командам. Кто больше слов составить по часовой стрелке и обратно?
1 - «Болельщики»
1.Составить слова-существительные со словом КОЛЕСО по ходу часовой стрелки и в обратном направлении,но обязательно подряд. За каждое слово-1 балл.
Загадки-шутки для болельщиков.
1.Что можно видеть с закрытыми глазами?(сон)
2.Какой месяц короче всех?(май)
3.Ты за ней, она от тебя, ты от нее, она за тобой.(тень)
4.Чем больше из нее берешь, тем больше она становится.(яма)
5.Заполните таблицу.
лоб туловище
__________________________ _____________________________
ланита десница
__________________________ _____________________________
глаз плечи
__________________________ _____________________________
уста шуйца
__________________________ _____________________________
шея палец
__________________________ _____________________________
перст длань
__________________________ ______________________________
6.Капитаны команд задают друг другу подготовленные заранее вопросы.
7.Подведение итогов игры. Оценка жюри.
Награждение команд.
Самоанализ внеклассного мероприятия.
Тема: «Лингвистический брейн-ринг»
Тип урока:обобщение и систематизация умений и навыков по русскому языку;
Вид урока:интеллектуальная игра.
Форма проведения:групповая,коллективная.
Урок-игру провела 20.02.2017 году в актовом зале между студентами 1 «А» и 1 «Б» курсов.
Каждая команда была разделена на группы знатоков и болельщиков.
Первокурсники проявили себя эрудированными,творчески активными,любознательными.
Несмотря на дух соперничестыва,участники команд были тактичны в споре,друг к другу относились доброжелательно. Студенты свободно выражали свое мнение по заданным вопросам ,не стеснялись оспаривать разные позиции.
Содержание внеурочного мероприятия было объемно и нацелено на активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся.
Материал к внеклассному уроку был разбит на блоки и преподносился в форме занимательных «лингвистических» задач.Игра прошла в несколько раундов ,в ходе которых поставленные цели урока были достигнуты в полной мере.
Обучающая цель реализовывалась за счет углубленного повторения и обобщения учебного материала.Развивающая цель-за счет развития логического мышления и языковой компетенции обучающихся. Воспитательная цель—через привитие любви к красоте художественного слова ,искусству посредством русского языка,через приобщение к ценностям духовной культуры народов России.
Жюри подытожило результаты игры..Победителям были вручены грамоты,лучшие знатоки русского языка были поощрены высокими баллами за урок и награждены книгами.
Жюри оценивало также слайды и иллюстративный материал команд.
На уроке были использованы компьютерные технологии,что упрощало работу в творческом коллективе.
Игра была основана на коммуникативно-деятельностном подходе.Временные рамки соблюдены,итоги подведены своевременно.
Урок прошел на высоком профессиональном уровне:коллеги были довольны результатом.
Следовательно,положительный импульс получила и я, Петимат Зайндиевна Абубакрова ,преподаватель русского языка и литературы педколледжа.
На основе материалов из методической литературы Е.А. Косивцовой
Свидетельство о публикации №225092300642