Последний полет

Далекий 1946 год. Мне шестнадцать лет. Я учусь в восьмом классе. Недавно в нашем небольшом городке наконец-то открылся кинотеатр, больше похожий на сарай с деревянными лавками, чем на очаг культуры. Небольшой экран, сшитый из простыней не первой свежести. Рядом с экраном лозунг: «Из всех искусств для нас важнейшим является кино». В.И.Ленин

Городская электростанция сутки работала — неделю ремонтировалась. Но в кинотеатре был движок и ручная динамо-машина, которую дружно по очереди крутили зрители, желающие посмотреть фильм.

Хорошо помню, как на стене кинотеатра я увидел афишу, написанную красной гуашью на желтой оберточной бумаге: «худ. фильм ЦИРК. Нач. в 19ч. Касса с 18ч.».

Мы - мальчишки и девчонки - как всегда, лежим на полу в трех метрах от экрана. Это наши места. Начинается фильм, и мы все там, на арене, вместе с героями комедии. Фильм показывали два дня. И на второй день мы снова лежали на полу, смотрели этот чудесный фильм и слушали удивительную музыку композитора Дунаевского. И сейчас, спустя много лет, когда по радио звучит «Выходной марш из кинофильма Цирк» или песня «Широка страна моя родная» я невольно возвращаюсь в далекое детство и наш небольшой кинотеатр…

В цирке всегда царит какая-то особая атмосфера. Запах опилок, конюшни, блеск огней и восторженные аплодисменты зрителей. Здесь, под высоким куполом, рождаются чудеса, а человеческие возможности кажутся безграничными. Короче, я решил стать артистом цирка.

После окончания школы поехал в Москву и поступил в Государственное училище циркового и эстрадного искусства. Во время учебы в школе активно занимался гимнастикой и акробатикой и потому на вступительных экзаменах никаких проблем у меня не было.

В училище познакомился с хорошими ребятами и девочками. Вместе с преподавателями мы думали о создании интересных программ, с которыми планировали выступать в цирке после окончания училища. Всем хотелось придумать что-то такое, чего еще никогда на аренах советских цирков не было. Боже мой! Какие только фантастические предложения не предлагались!

А однажды Володя Романов, студент нашей группы. сообщил нам что придумал интересный проект: воздушный аттракцион «Полет в космос». После долгих дискуссий руководство училища проект одобрило и началась активная работа над комплектованием группы, созданием реквизита. Руководителем аттракциона назначили Романова. Он предложил мне принять участие в проекте, и я конечно же согласился.

Нас было семеро: пять молодых, обаятельных ребят и две очаровательные совсем молоденькие девочки. Одна из них —   Юля после окончания училища стала моей женой, а вторая — Яна, вышла замуж за Владимира, руководителя нашей группы.

Романов пригласил в группу еще трех отличных гимнастов: Сергея, Ивана и Алексея. Это был подлинно новаторский аттракцион в классическом жанре воздушного полета. Кратко расскажу о проекте. Под куполом цирка подвешены два мостика. Между ними точно посредине — «ловушка», на которой головой вниз висит гимнаст — «ловец».

Представьте себе высоко под куполом цирка гимнастов. Их движения стремительны, бесстрашны и математически очень точны. Они словно парят в воздухе — раскачиваются на трапеции, отрываются от нее, находят руки «ловца»; делают головокружительные переброски, обороты.

Сложность трюков все нарастает. Юля и Яна, оторвавшись от трапеции, выполняют двойное сальто, а Никита демонстрирует в воздухе тройное сальто, завершающееся пируэтом в полтора оборота…

Мы готовили свой номер почти два года. Ежедневные тренировки, занятия акробатикой, гимнастикой, эквилибристикой и хореографией.  Осваивались на высоте, привыкали к трапеции, страховочной сетке.

 Под куполом цирка, когда за тобой следят тысячи глаз, лететь надо не только смело и точно, но и пластично, красиво. Очень трудно бросить свое тело в воздух так, чтобы оно летело с вытянутыми в «струнку» ногами! Мы должны быть артистичными не только при выполнении трюка, но и при падении на страховочную сетку.

Тройное сальто в воздухе, десятилетиями считавшееся высшим достижением жанра, Никита выполнял, как рядовой трюк. Моя жена Юля — стала первой гимнасткой, совершившей двадцатиметровый, полет из-под купола цирка в страховочную сетку.

На выпускном экзамене проект получил отличную оценку и лицензию на гастроли по стране. О нашем воздушном аттракционе знали не только в Союзе, но и за рубежом. Сложнейшие трюки и оригинальные комбинации во время воздушного полета в те годы выполняла только наша группа.

Летом, в начале 70-х годов, в Алма-Ате готовился к открытию только что построенный цирк. Нас, молодых артистов, выпускников училища циркового и эстрадного искусства, с аттракционом «Полет в космос», пригласили на премьеру.  Выступления в Алма-Ате продолжались больше месяца. Нас там очень тепло принимали.

Но цирк — это место не только чистой радости для зрителей, но и повышенной опасности для артистов. И на последнем представлении (на следующий день мы должны были возвращаться в Москву) произошло то, о чем я с содроганием вспоминаю уже не один десяток лет…

Все предусмотренные программой трюки: двойные сальто для девочек, тройные сальто с пируэтом для ребят, встречные перелеты и другие номера были выполнены. Оставался заключительный трюк, который исполняла моя жена Юля.

Ее поднимали на трапеции под самый купол цирка. Зрители замолкали, а она парила, словно птица, наслаждаясь каждым мгновением.

Она висела на трапеции на носочках головой вниз, звучала барабанная дробь оркестра и с высоты более двадцати метров Юля совершала свободный полет вниз, в страховочную сетку.

Но в тот раз что-то пошло не так, и Юля упала не в центр сетки, а на её край, где был металлический трос. Музыка прекратилась, ахнули от ужаса сотни зрителей…

…Вспомнились строки из песни «Воздушный поцелуй»:

«Я прошу вас — не надо, не надо оваций,
На манеж выбегала девчонка одна
И под куполом цирка
На кончиках пальцев
Танцевала она и смеялась она.
……….
И падение было легко и красиво,
Словно виделось ей что-то в дальнем краю.
И с арены потом унесли торопливо
То ли девочку ту, то ли душу мою…».
 

Это был самый страшный день в моей жизни. Я понял, что безопасность на арене — это не просто слова. Это то, что может спасти жизнь цирковому артисту.

Юля оказалась на больничной койке. Вердикт врачей был ужасным — «Перелом позвоночника с разрывом спинного мозга. Паралич нижних конечностей. Нарушение функции тазовых органов».

 На всю оставшуюся жизнь, в возрасте двадцати пяти лет, моя жена оказалась прикованной к инвалидной коляске.

 Я, и особенно Юля, очень тяжело переживали случившиеся. Нам казалось, что все вокруг стало нереальным и что наша жизнь остановилась. Потеряна профессия, исчез ритм прежней жизни.

 Все это вызывало грусть, постоянные слезы и чувство пустоты. Появилась обида на всех и вся: на этот ужасный случай, на судьбу и даже на врачей, которые не могли ничем помочь.

Все чаще беспокоила тревога за будущее — как жить дальше, как заработать на жизнь, поскольку пенсия по инвалидности оказалась мизерной. Но мы не теряли надежды на возможное улучшение здоровья, реабилитацию. Появилось желание быстрее адаптироваться к новым условиям жизни. Мы ставили перед собой новые цели. Я продолжал работать.

Чтобы сохранить аттракцион «Полет в космос», Романов пригласил на место Юли юную Ангелину. Талантливая девочка быстро освоилась и вскоре стала полноценным членом нашей группы. Но полет из-под купола цирка в страховочную сетку, с которым выступала Юля, из программы удалили.

После травмы Юлю постоянно беспокоили боли в пояснице, дискомфорт, давила зависимость от кресла, большие проблемы с самообслуживанием, утомляемость при пересадках из кресла и передвижении.

Я часто на длительное время уезжал на гастроли, оставляя Юлю на попечение сиделки. Близких родных у нее не было. Она выросла в детском доме. Иногда на время моих гастролей ухаживать за Юлей приезжала моя мама.

Юля постоянно просила меня поместить ее в пансионат для инвалидов, но я даже не мог подумать об этом. Я очень любил ее… К счастью, все члены нашей группы, возвращаясь с гастролей, постоянно навещали ее, подолгу общались с ней. Постоянно звонили по телефону приходили с подарками — торт, шампанское, цветы. Но все равно она постоянно испытывала внутреннее чувство неполноценности.

Я делал все возможное для возвращения ее к обычной жизни: с ней постоянно работали реабилитолог и психолог. Заставлял ее не думать о прошлом, а создавать номера для артистов с ограниченными возможностями, убеждал в возможности возвращения на арену.

Нам с Юлей удалось доказать, что потеря прежней физической свободы для воздушной гимнастки — сильный удар, но не окончательный приговор.

…Я давно на пенсии. Не смотря на все, что было в прошлом, я и Юля остались верны цирку. Наш аттракцион «Полет в космос» ушел в историю советского цирка. Но мы следим за новостями из цирков страны и мира. Обязательно бываем на премьерах в цирке на Цветном бульваре и проспекте Вернадского. Встречаемся с ветеранами цирка и молодежью.

Жизнь продолжается…


Рецензии
Как всё было вначале красиво и романтично, и как печально закончилась романтика! Но я всё равно очарована. Вашей с женой преданностью друг ко другу, вашей общей верой, надеждой и любовью. А цирк - это сказка детства, это наши грёзы, наш восторг и наша радость. Все детские чувствования, вами описанные - они и мои. Много лет не была в цирке. И, наверное, не пойду. Детского восторга и ожидания чуда уже не вернуть. Пусть лучше в памяти сохраняется это сладкое чувство нереальности, какое я испытывала, сидя в цирковом бархатном креслице.

Собственная Тень   26.09.2025 14:17     Заявить о нарушении
Спасибо за визит, прочтение и высокую оценку.
С уважением -

Анатолий Комаристов   26.09.2025 14:22   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.