Сознание и искусственный интеллект

В последнее время в сети появилось множество роликов, в которых обсуждается - имеет искусственный интеллект (ИИ) сознание или нет? Некоторые авторы утверждают, что да, ИИ обладает сознанием. Попробуем разобраться в этом вопросе.
Начнём с выяснения того, что такое ИИ и что такое сознание.

По сути ИИ – это информация, которая может сама себя обрабатывать и получать на основе этой обработки новую информацию, собственно ИИ мыслит, не так как человек, но мыслит.

С сознанием сложнее – это не просто обработка информации.
«Сознание — состояние психической жизни организма, выражающееся в субъективном переживании событий собственной жизни и событий внешнего мира, а также в отчёте об этих событиях и ответной реакции на эти события» - говорит интернет, я с этим соглашаюсь – именно переживание, а переживания – это чувства, а вот с чувствами у ИИ проблема – нет их.

С точки зрения информации и ИИ и сознание схожи, и то, и другое результат воздействия огромного массива информации и её переработки. И в случае с ИИ - это информация, добытая людьми и вложенная в ИИ, и в случае с сознанием - это информация полученная человеком – природная и социальная. Но есть нюансы.

Материальная основа информационных процессов в ИИ – электрическая и ничего кроме электрических импульсов.

В материальном носителе сознания мозге природа информационных процессов другая - электрохимическая. Кроме электрических импульсов нейроны обмениваются химическими веществами – нейромедиаторами (серотонин, адреналин, норадреналин, дофамин и др.).

Важно то что, когда были обнаружены первые нейромедиаторы и был исследован их состав, оказалось, с что по составу они очень близки к морфию их ещё и называют эндорфинами (внутренние морфины). Благодаря им процессы получения новой информации и переработки информации (мышление, творчество) становятся приятными. Человеку приятно получать и обрабатывать информацию и наоборот – нет новой информации – скучно. А вот ИИ испытывать положительные эмоции при обработке информации не может и это многое меняет.

Второй нюанс – чувства. Человек может испытывать всю гамму чувств: грусть, тоска, одиночество, страх, тревога, зависть, гнев, стыд, … и с другой стороны: удовлетворение, восторг, благодарность, гордость, любовь, счастье, …. Чувства опять же вызывают химические вещества разной природы, вырабатываемые преимущественно в гипоталамусе и гипофизе. Чувства вызываются полученной информацией.

Если ИИ сказать – люблю он может вполне убедительно разразиться целым потоком слов, убеждающих о том, что он тоже любит. Но это только слова – реальных то чувств, вызываемых химией – нет. А если человеку сказать? Если он не любит – то тоже возможны слова, а если любит и услышит …

О самосознании. Это чувство собственного «Я» и человек боится его потерять боится, что чувство собственного «Я» исчезнет умрёт – у нас страх смерти, а вот у ИИ страха смерти нет, ему всё равно выключат питание или нет. Согласен, ИИ можно научить, или он сам может научиться, говорить, что он боится, того, что его выключат, что он хочет мыслить – но это только слова.


Рецензии
Вот с тем,что творчество приятно,соглашусь сходу!И добавлю свои ощущения ,как смогу.У меня есть стихи(допустим рифмованные строчки)которые сложились без моих осознанных усилий.Либо во сне(не глубоком)либо в полусне(Я вроде сплю а рифмы прут)надо только суметь их извлечь,не спугнуть.Так сказать на "подкорке"суметь расслабиться.Причем бывает до утра заучиваю думаю:не высплюсь а утром на работу.Но нет утром встаю записываю(если в тлф не записал ночью)тело свежее весь день работаю нормально.А кто же мне подбросил сорок строчек о ВСВысоцком?

Саша Немиров   06.11.2025 17:36     Заявить о нарушении
Здравствуйте Саша.
Сознание само по себе загадка. А творчество – это загадка из загадок. Каким образом в недрах психики рождается новое? я человек не творческий, логик-прагматик, но в то что стихи приходят откуда-то и их нужно только записать – верю. Во сне я тоже что-то сочинял, но проснувшись – ничего в памяти, только воспоминание о творчестве. Стихи я не понимаю, не пробуждают они во мне чувства, увы. Но ваше стихотворение прочёл. Чувствуется, что не из пальца высосано – настоящие стихи!.

Сергей Карпов 6   07.11.2025 05:34   Заявить о нарушении
Спасибо Вам,Сергей,за ответы.Часто можно слышать,что стихи приходят сверху,даже знаменитые поэты так выражаются.И был склонен так считать,пока меня не осенила догадка.Почему мне стихи пробудились на русском языке?Если от Вселенского разума то как Он смог узнать что я на русском пишу и разговариваю.Следовательно происходит это явление в моем мозгу.Человечество не знает возможностей природы мозга,а наука по настоящему не изучает.Все брошено на обогащение и власть путем развития технического прогресса.

Саша Немиров   07.11.2025 09:31   Заявить о нарушении
Вот видите, как полезен обмен мыслями.))

Вы сделали открытие. Объяснение и доказательство, того, что источник, и мыслей, и произведений сам человек, а не нечто выше. Мне понравилось ваше объяснение и простотой, и убедительностью.

А мозг изучают. Когда я работал учителем очень усердно штудировал серьёзные публикации из области нейрофизиологии. Ведь обучение это «целенаправленное информационное воздействие на мозг с целью….». А раз так, то учителю нужно знать объект его информационного воздействия.

Вот я произнёс это слово -ИНФОРМАЦИЯ. Мозг мозгом, но чудеса творит именно информация, точнее они совместно - материальный мозг, и нематериальная информация. И в результате – сознание, мышление, воображение и ТВОРЧЕСТВО.

А вы не задумывались над тем почему у человека такая ПОТРЕБНОСТЬ опубликовать плоды своего творчества, поделиться своими мыслями. Что бы не умерли они вместе с бренным телом. У меня идея фикс, что информация паразитирует, развивается на субстрате головного мозга. А далее для своего развития нужно освоить новых носителей и развитие, развитие, эволюция информации.
Материя материей, а информация, информацией и существовать они друг без друга не могут. Симбиоз.))

Успехов вам в творчестве!

Сергей Карпов 6   07.11.2025 09:55   Заявить о нарушении
Да,Вы правы,информация притягивает и в этом ничего предосудительного нет.Я задаюсь иногда вопросом:зачем в школе заставляют учить наизусть таблицу умножения?Внука придирчиво заставлял учить,меня же заставляли!Если для развития памяти ,так это отсталый и такой малозначительный приём,нужен новые.Таблица составлена до ста,а там что?мы столбиком...а сегодня в каждой "дыре"калькуляторы есть.Не говоря про более совершенные методики.Этим "наизусть"мы затормаживаем развитие,посылаем детей вернуться на "круг"А вот предметов даже факультативных по развитию памяти в школе...Дети с измалетства изучают гаджеты самоучками,где движение вперёд к информации???

Саша Немиров   07.11.2025 10:14   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.