Православный карельский гарнизон
Одной весной карельская епархия прислала молодого настоятеля в старый карельский храм. Восстанавливать обитель и приходскую жизнь. На голые кочки. Служба она и есть служба, что в армии, что в епархии. Отправили молодого показать себя на дальнем гарнизоне.
Деревянный храм полуразрушен и в целом мало кому интересен. Терем деревянный. Коих на Севере множество. Никто из местных не спешит помогать восстанавливать. Так, иногда подъезжают и заходят, поспрашивают, языками поцокают, что-то по мелочи привозят. Да и службы редко посещают.
Несколько месяцев молодой поп живёт своей жизнью, как библиотекарь. Службы исправно читает, праздники служит, бабушек исповедует. Ремонтирует храм, на что сил хватает. Доски приколачивает, что-то подкрашивает, территорию убирает. Заходят к нему на службы, но преимущественно бабульки, и детки с ними, или с мамками. Библиотека она и есть библиотека.
И вот в конце лета, одним ранним утром, местные услышали, что кто-то воет. Повоет, помолчит, повоет, снова пауза. Деревенские вначале всполошились, подумали, что в деревню волк забежал. В тех краях такое иногда случается. Нечасто, но бывает. Вой особенный, не похоже, что собака.
Начали бегать смотреть, откуда шум. Давно таких гостей из леса у них не было.
Однако увидели, что новый настоятель храма на крыльце местного клуба стоит и воет. От бессилия видимо. Местные не слышали до этого, чтобы попы как волки выли. Бывают, конечно, и у местных похожие явления. Принял кто-то горячительного с вечера, душу с этого под утро выворачивает, слов не разобрать. А может с головой какая неполадка временно приключилась от мыслей. Тоже человек.
Подошли поближе, потолкались, присмотрелись, принюхались. Да вроде нормальный. И по взгляду, и по дыханию, и по движениям.
Однако взвыл поп. Не получается быстро храм восстановить и жизнь приходскую наладить, народ почти не ходит. Все быстрые и нахрапистые новоначальные мысли его споткнулись о северную осторожность и неспешность, да и обычное равнодушие.
Получается, не нужен здесь ни он, ни его храм. И без этого как-то живут. Народ с десятилетиями переполз в телевизор и житейскую рутину. Огороды, хозяйства, работа, лесозаготовки, охота, рыбалка. И без попов дел хватает.
Но все ж в итоге, тем вечером у деревенских мужиков, с участием молодого настоятеля, было что-то вроде сходки. Собрались в большой избе, накрыли стол, плотно пообщались. Поужинали, разговорились.
Послушали внимательно молодого, посмотрели в глаза. Что у него там в душе, под кожей. Чем дышит, как разговор ведет, не отводит ли взгляд, в глаза ли смотрит. Надолго ли сюда, или мимоходом, отметиться, поставить нужную галочку в карьерном росте.
В итоге решили, что настоятель практически местный. Если он сюда переехал жить, хозяйство свое потихоньку обустраивает, к зиме избу готовит. В своем хозяйстве у него тоже хлопот невпроворот. Участок с избой епархия нашла ему, но состоянием не лучше храма. Не похож он на бегунка. Это стало последним, по сути решающим аргументом среди мужиков. Да и холода не за горами.
А своих хороших соседей без помощи оставлять - не в правилах северных людей. Обсудили, раскидали задачи. Кто-то из местных помог древесиной, кто щебнем и техникой, кто инструментом и руками.
Миром быстро, на удивление самим себе, привели храм и его территорию в порядок. Окна вставили, двери выровняли, полы перестелили, кровлю местами заменили и подкрасили. Фундамент укрепили. Внутреннюю отделку тоже подлатали. И на молодого заодно посмотрели, как он в работе, дружит ли с руками. Или только на язык силен. Да вроде дружит.
В отремонтированном храме вскоре начались "новые" службы. И поп уже не временный, пришлый, а своим мужиком постепенно стал.
Понятно, что к своему народ начал почаще на службы ходить. Из местных - много детей с мамками и бабушками. Обычная история - в храмах душа женская. Начали с соседних деревень приезжать на праздники и воскресные службы. Немного, конечно. Но ранее их вообще не было.
И детям интересно. Хор поет. Что-то читают. Свечи горят. Люди спокойно стоят и слушают. Сами иногда что-то поют. Запах ладана непривычный. Необычно все это. Что интересно, молодежь начала появляться стала на службах. Да и просто настоятеля стали в гости звать и заходить к нему. О делах душевных поговорить.
Оказалось, что и здесь, в "дальнем гарнизоне", народ не хлебом единым живет. И некоторым душам нужен свой, особенный хлеб. По-особому испекаемый. И нужен людям, оказывается, тот, кто умеет такой хлеб выпекать. А не просто о жизни за стаканчиком потрепаться.
Как история возрождения храма и православия в этой деревне далее развернулась, мне не ведомо. Но началась она именно так. Весьма необычно.
Свидетельство о публикации №225092300980