Предисловие к переводу романа Смерть Нар Доса

Предисловие к переводу романа Смерть Нар Доса
 
  Вряд ли будет несправедливо утверждение о том, - должно быть тщетны поиски бесспорного внятного определения классической литературы. Да и, стоит ли этому удивляться? В одной из самых старых (из доступных) Литературной энциклопедии 1925 года издания честно написано, что классика в литературе «не вполне определённый термин, применяемый в словоупотреблении к очень разнообразным понятиям. Он также значит в применении к писателю, что это просто отличный, образцовый писатель, и связывается также с представлением, что такие писатели должны быть изучаемы в классах, в школе». (Литературная энциклопедия 1925 года под ред. Н. Бродского, А. Лаврецкого и др.). Однако, опять же, кто определяет писателей, как отличных и образцовых? В смысле- «а кто судьи»? Как бы ни было, в поисках хоть какого внятного определения понятия «классическая литература» наткнулся на сайте ЭКСМО в Словаре современного читателя: «Классическая литература определена, как произведения художественной литературы, которые считаются эталоном для своей эпохи или того или иного жанра». Смею предположить, что при выстраивании научных критериев в литературе не обойтись без принятия определённых условностей (точек отсчета), простейших моделей и понятий, подобно такой физической модели в механике, как материальная точка. У которой, при наличии массы, размерами и прочими материальными параметрами можно пренебречь в условиях исследуемой задачи. А ведь на этой несуществующей в природе модели зиждется чуть ли не вся физическая наука. Да, «классика» есть во всех сферах человеческой творческой и научной деятельности. В широком смысле это понятие трактуется, как образцовые произведения (вещи, идеи), лучшие в своём жанре (области) и в свою эпоху. Собственно, латинское слово classicus так и переводится — «образцовое».
Итак, получается, что классика — это лучшие произведения, образец для подражания. Но так ли это на самом деле? Во-первых, «лучшие» — понятие субъективное. Кто определяет, какое из произведений искусства лучшее, по каким критериям?
Возможно, если попытаться выделить признаки классической литературы вне зависимости от жанра и эпохи, то будут справедливы следующие допущения:
1. Классические произведения находятся вне времени. Они переписываются, публикуются и читаются столетиями. Это такие вневременные бестселлеры, во все времена, продающиеся огромными тиражами.
2. Сюжеты и проблемы, поднимаемые авторами, тоже находятся вне времени. Они были столетиями были интересны читателям и продолжают оставаться актуальными сегодня.
3. Форма подачи, язык этих произведений не устаревает, хотя бы потому, что он стал уже частью не только литературного, но и обычного повседневного языка. Поэтому и читаются классические произведения сейчас так же, как и в пору их создания. Даже встречающиеся архаизмы не мешают.
4. Писатели-классики смогли сделать свои произведения частью культурного кода не только определённой нации, но и человечества в целом. Строки из их произведений превратились в афоризмы, поговорки, сюжет знаком даже тем, кто эти произведения не читал. Высказывания, реплики героев, сюжетные фишки настолько узнаваемы, что передаются из поколения в поколение и становятся частью новомодных мемов.
При этом, «назначение писателей на роль классиков» связано не только с их талантом, популярностью, актуальностью произведений. Это совпадения целого комплекса причин и во многом воля случая. Иначе сложно объяснить, почему тот или иной писатель причислен к сонму классиков, а иные — нет.  Создаётся впечатление, будто действует некий хитрый литературный естественный отбор, законы которого не до конца понятны. И, какие-то произведения и их авторы становятся образцами, эталонами, а какие-то отходят на второй план. И не обязательно, сюжетно и стилистически слабые произведения, пусть и бывшие популярными в своё время, как, например, произведения, писателя о котором далее пойдет речь.
И правда, скольких классиков литературы, представителей того или иного из тысяч этносов, проживающих на планете Земля, мы можем назвать? Конечно, много больше писателей и поэтов того или иного времени остаются безвестности.
В свете вышеизложенного, для меня приятным открытием стало знакомство с творчеством одного из, незаслуженно недооцененных вне ореола армянского мира, писателей- Нар Доса.
Да, Нар Дос широко известен в узких кругах, всего лишь,  армянского мира.  «Есть авторы, которые в общей литературной суете остаются как будто незамеченными, даже презираемыми и забытыми, но уверенные в своих силах и делах, работают упорно и тихо, совершенно не думая о славе. А слава, однако, следует за ними, как тень, и после смерти «стоит» статуя из рук». Так о Нар Досе написал признанный классик армянской литературы Степан Зорян.
Да, в армянском мире Нар Дос, в т.ч., коллегами, признан великим армянским писателем. Незабвенный мастер поэтического слова Аветик Исаакян, в свою очередь, характеризовал его таким образом: «Нар-Дос был одним из величайших мастеров нашего реалистического романа, сознательных. Он… внимательно изучал, скрупулезно наблюдал, в свете реальности, бурную, необъятную человеческую жизнь: столкновение страстей, борьбу интересов, горе, угнетение, мучения… победителей и побеждённых, общественные потрясения. Его стиль был подобен ему. Как и он, искренний, простой, серьёзный, сдержанный, точный. Нар-Дос был одним из наших серьёзных мастеров слова и одной из непреходящих слав нашей литературы… С того дня, как я лично познакомился с Нар-Досом, и с тех пор я испытываю к этому редкому, изысканному человеку безошибочное чувство – чувство любви и уважения. Его душа была воплощением добродетелей – гуманности, дружелюбия, сострадания, честности и бесконечной скромности… В Нар-Досе человек и писатель были неразделимы и не отрицали друг друга».
Да, Нар-Дос считается в армянском мире выдающимся армянским писателем, одним из ярких представителей психологического направления критического реализма в армянской литературе.
Итак, Нар-Дос. Нар-Дос (Ованнисян Микаэл Закариевич, родился 1 марта 1867 года в городе Тифлис, Российской империи, где, практически, безвыездно жил и умер 13 июля 1933 года, уже в Тифлисе, столице бывшей Грузинской ССР, бывшего СССР. Нар Дос помимо звания народный писатель Армянской ССР, обладатель звания народный писатель Грузинской ССР.
Учился в Николаевской двухклассной школе Тифлиса, а также в Кутаисской учительской семинарии. С 1890 по 1918 гг. являлся ответственным секретарем и корректором газет «Нор дар» (Новый век), «Ахбюр-Тараз», «Сурхандак» (Вестник), что занимало большую часть его времени. После изнурительного труда он мог писать только по ночам.
Литературные опыты он начал практиковать в раннем возрасте, в 1880-х годах. Сначала это были стихи, некоторые из которых были опубликованы в «Араксе» в Санкт-Петербурге, а также в поэтических сборниках «Сохак Айастани» («Соловей Армении»).
Он также пробовал себя в драматическом жанре: пьесы «Жалоба матери» (не сохранилась), «Мёд и мухи» (1886), «Брат» (1887). Однако его творческий талант в полной мере проявился в прозе. С 1886 года он пишет романы и рассказы. Его «Верный друг» был опубликован в газете «Нор Дар» под подписью Михо-Огана, за ним последовали рассказы «Нунэ» (1886), «Благодетель и усыновлённый» (1888), а также романы «Нежные струны» (1887), «Зазунян» (1890).
Важное место в произведениях Нар-Доса нравственное начало его героев, через которых он выражает своё отношение к осознанной жертве личной жизни ради всеобщего блага.  Первую попытку реалистического анализа жизни Нар-Дос предпринял в эпистолярном романе «Анна Сароян» (1888), где через историю разрушения семьи показан глубочайший разрыв между человеческими идеалами и господствующим обществом эпохи. Этот разрыв наиболее глубоко выражен в цикле романов «Наш район» (1889–1890), где каждая повесть — драма. В обстановке тьмы и нищеты великим злом становятся суеверия и невежество («Отправился коммивояжер в землю обетованную», «Как они исцелились»), жестокость и грубость («Что случилось потом, когда из сахарницы пропали два куска сахара», «Хопоп»), пьянство и моральное падение («Достигло души», «Проценты на чёрные деньги»).
1890-е годы ознаменовали начало нового периода в творчестве Нар-Доса, характеризующегося глубиной психологического анализа.

В романе «Убитый голубь» (1898) писатель изобразил изуродованную и трагическую судьбу женщины своего времени. Героиня, Сара, погибает не от примирения с реальностью, а от достойного протеста за всех осужденных в этом обществе. В рассказах «Один из тяжёлых дней» (1904) и «Редактор» (1913) с особой силой выражены боль и беспокойство писателя за судьбу армянской интеллигенции.
Одним из лучших произведений Нар-Доса является роман «Борьба» (1911), в котором писатель стремился показать столкновение основных общественных течений того времени: консерваторов (модернистов) и либералов (культуристов), затрагивая социальные проблемы, изображая большие и малые трагедии жизни, невидимые складки человеческой души и роковую борьбу, критикуя равнодушие и презрение общества к личности.
Приветствуя советскую власть, Нар-Дос посвятил свой талант развитию советско-армянской культуры. Он написал произведения «Пропавший без вести», «Последний из могикан», а также работал над романом «Новый человек». Роман представляет собой попытку по-новому изобразить дореволюционную жизнь, показать психологию людей, живших той жизнью.
Наверное, небезынтересно знать, почему Нар Дос?
Однажды по совету коллег, работая в газере «Нор Дар» Нар-Дос, решил выбрать себе литературный псевдоним, подобно иным признанным писателям. Долго перелистывая страницы словаря, остановился на слове «нардос», которое означает название прекрасного и ароматного цветка-лаванды. Впервые подпись «Нар-Дос» появился под повестью «Нунэ» в 1886 году. С этого дня писатель стал использовать этот литературный псевдоним.
Каждая история Нар Доса– настоящая драма.
Творчество Нар-Доса отличается острым чувством современности и художественным мастерством. В своих произведениях он верен принципу «литература и язык любят родное».
Повседневная и общественная жизнь армянской интеллигенции 1880-х годов наиболее полно раскрыты в романе «Смерть» (1912). Здесь представлены декадентские взгляды молодого человека «без веры», принявшего пессимистическую философию, которые противопоставляются человеку, пожертвовавшему своей жизнью ради народа в борьбе с турецкой тиранией. Роман является одним из высших достижений армянского критического реализма.
Как ни странно, вполне заслуженно, признанный шедевром армянской классической литературы, роман «Смерть», изданный в 1912 году, сегодня практически недоступен широкому кругу читателей, в т.ч. - РФ. А ведь роман отражает идеологию армянской интеллигенции конца XIX века и дает детальное представление об общественных нормах и обычаях. Благодаря точным психологическим наблюдениям, разнообразным персонажам и острым идеологическим темам, как трагическим, так и глубоким, «Смерть», будучи глубоко современным на протяжение столетия, как и в наши дни, дает полное представление о целой эпохе. Здесь представлены декадентские взгляды молодого человека, принявшего пессимистическую философию, «без веры», которым противопоставлен человек, пожертвовавший своей жизнью ради народа в борьбе за некое светлое будущее, о котором мало кто имел понятия, хотя и в глубине души приветствовало абсолютное национальное большинство. Выбору посвятить свою жизнь, признанным всенародным, этому делу, писатель противопоставляет эгоизм и корысть. Роман «Смерть» является одним из высших достижений не только автора, но и армянского критического реализма. Особенно наглядно в романе показано истинное лицо лжепатриота, который без угрызения совести пользуется в корыстных целях любовью и доверием простодушных и наивных людей, вне зависимости от этнической принадлежности. Остаётся восхищаться прозорливости автора в передаче сущности подобных лжепатриотов. А ведь, в романе такие только начинают свои злодеяния, о которых справедливо указано устами благородных героев… «Вы очень наивный человек. Вы не допускаете, что время рождает не только хороших людей, но и плохих. Вот наше нынешнее время родило Вашего сына — Арменака, но оно родило и Базеняна. Возможно, время и обстоятельства очень скупы на создание таких людей, как Ваш сын, но, кажется, они очень щедры на рождение Базенянов. Оставьте на время Вашу наивность и доверчивость, недостойные мужчины, посмотрите на вещи здоровым, критическим взглядом, и мы увидим, кто такие Базеняны, Вы увидите, что эти отвратительные люди не что иное, как просто жалкие выкидыши выдающихся дел нашей настоящей жизни. … «Самое печальное, что это злодеяние нельзя ни скрыть, ни вынести на публику»…
- Скрыть — значит дать волю пагубной деятельности темных деятелей вроде Базеняна, выставить напоказ — все разбегутся, разочарованные работой, и больше никому не будут доверять. Что делать? Я в недоумении. По моему мнению, нельзя скрывать такое злодеяние, оно слишком велико и оставлять его без внимания непозволительно. Мы должны открыть глаза обществу, мы должны дать ему понять, что не стоит верить всякому проходимцу...».

Разве не являются сегодня Базенянами те, чья природная способность подделывать чувства и стремления — их величайшее оружие. Под личиной т.н. «фидаинов-альтруистов», а по сути-«паркетных защитников» отечества и народа, грабителей и мародёров, как и генералов с восьмиклассным образованием, т.н. блогеров-путешественников, проповедующих исключительно достояния, имеющие отношение к своей нации, псевдописателей и нарциссов, со своими графоманскими «патриотическими талмудами», составленными из сборников статей Википедии, комиков-массовиков-затейников, присосавшихся к признанным сатирикам и прочих лже- и псевдопатриотов, в т.ч. и дипломированных историков, зачастую имена свои не способных писать на родном языке, вооружившись лжепатриотизмом, основанном на пропаганде ненависти к иноплеменникам и инакомыслящим, продолжают и сегодня вводить в заблуждение честных и наивных. Они по-сути самое благое в общественном понимании понятие – патриотизм, заменили торжеством ненависти к другим, возведя в пьедестал для торжества пошлости, цинизма и обмана, спекулируя на памяти тех тысяч, кто жизни не пожалел, ведясь на лжепатриотические призывы приведённых выше Агабековых-Арутюнянов-Базенянов…. Этим паразитам благородных деяний повезло, что смятение царит всеобщее, и в этом смятении не видно ни истинного героя и благодетеля, ни истинного мошенника и лжепатриота. Вот почему порой порождения тьмы торжествуют, а великие дела рушатся... Впрочем, ни у кого не должно быть сомнения в том, что злодеяния подобных Агабековых-Арутюновых-Базенянов рано или поздно будут поняты и оценены абсолютным большинством!…

 Прочитайте «Смерть», чтобы получить пищу для размышлений и насладиться захватывающим литературным произведением, который вполне соответствует всем критериям, определяющим его, как классику, автор, которого, без преувеличения,  можно назвать классиком. Ибо, как произведение оно находятся вне времени. Оно, будучи актуальным и вневременным бестселлером, востребован и сегодня. Конечно, сюжет и проблемы, поднимаемые автором, также находятся вне времени. Они более ста лет интересны читателям и продолжают оставаться актуальными сегодня. Форма подачи, язык этого произведения не устаревает, хотя бы потому, что он стал уже частью не только литературного, но и обычного повседневного языка. Даже встречающиеся архаизмы не мешают.
Произведения Нар-Доса вполне могут быть частью культурного кода не только армянского народа, но и человечества в целом. Высказывания, реплики героев, сюжетные линии узнаваемы и общечеловечны. Роман «Смерть» – много-сюжетное произведение, полное сложных конфликтных событий, является одним из высших достижений не только автора, но и критического реализма своей эпохи, который актуален во все времена для всего праведного человечества.  Здесь гораздо шире и глубже раскрыт жизненный и социальный облик армянской интеллигенции. Идеальным устремлениям посвятить свою жизнь народному делу писатель противопоставляет эгоизм, нарциссизм, корысть и лжепатриотизм.


Рецензии
Прекрасно написано !!!!!!!!!

Григорий Аванесов   23.09.2025 14:38     Заявить о нарушении