Джереми Алдер. Учение о первородном грехе
Сравнение Августина, Пелагия и Фомы Аквинского
Джереми Алдер
Введение
Учение о первородном грехе - это вопрос как антропологии, так и сотериологии. Это важное учение, поскольку оно определяет условия, в которых человек предстаёт перед Богом. Если грехопадение человека мало повлияло на его изначальное состояние, то искупительная жертва менее значима. Но если первородный грех сильно повлиял на изначальное состояние человека, то искупительная жертва Христа будет иметь гораздо большее значение для человечества. Точно так же, если грехопадение Адама почти не навредило человеку или не навредило вовсе, то благодать не так важна или не важна вовсе; но если грехопадение нанесло человеку серьёзный ущерб, то благодать имеет большое значение. В этой статье мы рассмотрим взгляды св. Августина, Пелагия и Фомы Аквинского на это великое учение о первородном грехе. Мы обсудим состояние человека до грехопадения, а затем последствия грехопадения для человечества. После этого мы рассмотрим различия между этими взглядами.
Августин
Августин был человеком, который боролся с самим собой. Говорят, что Послание к Римлянам 7 - это описание его жизни. Он родился 13 ноября 354 года в небольшом городке Тагасте в римской провинции Нумидия в Северной Африке. Его мать Моника была набожной христианкой, а отец Патриций был чиновником в римской администрации и стал христианином уже в зрелом возрасте (Хатчинс, v). Когда Августину было 19, он открыл для себя философию. Он был полон решимости искать истину везде, где только мог. Он пытался найти истину в манихействе, в основе которого лежит радикальный дуализм - добро/зло. Это помогло ему осознать свой грех. Затем он разочаровался в манихеях и примкнул к группе под названием «академики» или «скептики», которые учили, что истина недостижима. Кроме того, он открыл для себя неоплатонизм благодаря учению Плотина. Это стало поворотным моментом в его жизни, потому что Плотин посоветовал ему читать Библию, что подготовило почву для его обращения в христианство.
Человек перед грехопадением
Августин считал, что Бог - Творец всего сущего и что всё сущее было создано «добрым».«Бог создал женщину из мужчины, чтобы весь человеческий род происходил от одного человека» (Августин, «О граде Божьем», с. 502). Человек, обладающий душой, был создан по образу и подобию Божьему. Он наделён разумом и способностью мыслить, что ставит его выше всех остальных созданий. Человек в Эдемском саду был удостоен Божьей благодати и поэтому мог познать Бога, поскольку его разум не был затуманен грехом. Воля человека была одновременно свободной и доброй и с готовностью, удовлетворением и радостью служила Богу. Августин пишет в «О граде Божьем»: «Таким образом, выбор воли является подлинно свободным только тогда, когда он не зависит от пороков и грехов. Бог дал ей истинную свободу, и теперь, когда она была утрачена по собственной вине, её может вернуть только Тот, Кто имел власть даровать её в начале» (Августин, р. 569). Августин учил, что у человека есть posse peccare (то есть способность грешить) и posse non peccare (то есть способность не грешить). Он говорил о «первой благодати», данной человеку, под названием «адъюториум», которая помогала Адаму оставаться в его изначальном, непадшем состоянии, но не заставляла его не грешить (Спраул, р. 52). Только на небесах человек будет non posse peccare (что означает «невозможно согрешить»).
У Адама была не только возможность не грешить, но и способность не грешить. Человек был склонен творить добро; у него была позитивная склонность повиноваться Богу и творить добро, но в то же время у него была возможность грешить. Адаму пришлось преодолеть свою склонность или желание творить добро, чтобы ослушаться Бога (Спраул, р. 53). Бог дал человеку душу, либо вдохнув её в него, либо вложив в него. Затем Бог взял кость Адама, чтобы создать из неё жену, которая позволила бы человеку иметь детей (Августин, р. 503–504). Августин описывает человечество так: «...человек был создан как отдельная личность, но он не был оставлен в одиночестве. Ибо человеческий род, в отличие от других видов, по своей природе общителен, а по своей извращённой природе склонен к раздорам» (Августин, р. 508).
Последствия грехопадения
Бог создал человека, чтобы тот был послушен, и если бы человек был верен, то обрёл бы бессмертие и блаженство без возможности смерти. Но если человек непослушен, то справедливым наказанием от Бога будет смерть (Августин, р. 510). Смерть души отличается от смерти тела. Смерть тела происходит, когда душа покидает его; смерть души происходит, когда Бог оставляет её. Тело смертно и не будет жить вечно, но душа бессмертна, потому что она никогда не перестаёт жить и чувствовать (там же).
Человек был создан правым, но Бог не несёт ответственности за недостатки человека. Августин придерживался мнения, что первородный грех коснулся всего человечества. В своей «Исповеди» он пишет, что его поразила болезнь, которая чуть не отправила его в ад со всем злом, которое он совершил против Бога, самого себя и других, а также с множеством других прегрешений, помимо первородного греха, «из-за которого мы все умерли вместе с Адамом» (Августин, р.101–102). Августин описывал человечество как «массу, обречённую на гибель». После грехопадения человек утратил способность не грешить и стал non posse non peccare, то есть неспособным не грешить.
Грехопадение Адама повлияло на всех его потомков. Августин видел связь между грехом и смертью. Когда человек был создан, у него была возможность не умирать и возможность умереть. Адам продолжал бы жить, если бы не согрешил. Жизнь или смерть были следствием его реакции на повеление Бога не есть от древа. После того как Адам вкусил от древа, смерть перешла ко всем людям, и часть первородного греха заключается в том, что падший человек не может не умирать. Августин ссылается на Рим.5.12 в «Энхиридионе», чтобы показать органическое единство всего человеческого рода и корпоративную солидарность с Адамом (Спраул, р. 54).
Августин считал, что между Адамом и остальным человечеством существует как духовная, так и физическая связь. Человек духовно связан с Адамом, потому что мы едины с ним как с нашим представителем. Человек физически связан с Адамом, потому что грехопадение повлияло на его тело, включая его семя. Когда Адам согрешил, всё человечество находилось в его теле; он назвал эту связь «в чреслах Адама» (Иаков, лекция 12). Августин, по словам Филипа Шаффа, перечисляет восемь последствий греха Адама в Эдемском саду. Это само грехопадение, утрата свободы, препятствие на пути к познанию, утрата Божьей благодати, утрата рая, наличие похоти, физическая смерть и наследственная вина (Спраул, стр. 56).
Сам грех ныне является следствием грехопадения. Адам мог не грешить, но он также мог грешить. Адам был сотворён хорошим, но не неизменным; и это грехопадение Адама было очень пагубным, потому что, находясь на вершине своего изначального состояния, он согрешил и пал в пучину порока и нравственного разложения.
Последствием грехопадения стала потеря человеком свободы воли. Изначально человек был создан с предрасположенностью или склонностью к добру и послушанию Богу. У человека была возможность не грешить, но после грехопадения он утратил свободу послушания Богу и может только грешить. Позитивная склонность Адама к добру была утрачена и заменена склонностью ко злу. Он «свободен» только в том, чтобы творить зло, и не способен творить добро. Его воля, подкреплённая благодатью, должна была использоваться во благо, но теперь стала источником зла.
Препятствие на пути к познанию связано со способностью человека познать Бога. Способность человека к познанию была гораздо выше в период сотворения мира, чем после грехопадения. Это последствие грехопадения называется «ноэтическим эффектом греха» (или влиянием греха на разум). Разум мог правильно понимать и анализировать истину, но теперь разум человека запятнан грехом. Человек по-прежнему может понимать, рассуждать, думать и использовать свой разум, но теперь он заражён грехом. Утрата Божьей благодати стала следствием грехопадения, и человек утратил способность повиноваться Богу. В результате Бог лишил человека этой благодати и «предал его» его собственным греховным желаниям и заблуждениям. Сердце всегда порочно (Быт.6.5), но Божья благодать проявляется в том, что закон сдерживает грех, и в Его общей благодати.
Потеря рая произошла, когда Бог изгнал мужчину и женщину из сада и лишил их всех радостей жизни. Изгнание было не просто трудным, потому что они лишились непосредственного присутствия Бога, но проклятие, наложенное на творение, сделало труд тяжёлым, а жизнь - мучительной. Проклята была не только земля, но и мужчина с женщиной, и последствия этого проклятия передались всему их потомству.
Вожделение проявляется в стремлении человека к удовольствию или чувственности. Человек предпочитает чувственную жизнь духовной. Человечество «склонно» или «расположено» к плотским желаниям. В Эдемском саду тело было послушно Богу, но после грехопадения оно стало стремиться к чувственным удовольствиям. Физическая смерть - это следствие грехопадения. Изначально человек обладал способностью не умирать и способностью умирать, но после грехопадения человек с каждым днём всё больше приближался к смерти. Первородный грех поставил всё человечество лицом к лицу с неизбежностью смерти.
И наконец, наследственная вина - это следствие грехопадения. Это значит, что состояние Адама после грехопадения передалось всем его потомкам. Все люди имеют греховную природу — предрасположенность ко греху. Человек не может повиноваться Богу в своём естественном состоянии; он склонен ко злу, если только Божья благодать не обращает вспять последствия грехопадения. Все реальные грехи, которые совершает человек, основаны на падшей природе. В юридическом смысле человек виновен в грехе Адама в трёх отношениях, потому что мы не соответствуем Божьим святым стандартам. Во-первых, человек виновен, потому что его представитель восстал против Бога. Во-вторых, человек виновен, потому что всё человечество органически связано с Адамом, то есть мы сыграли свою роль в грехопадении и в каком-то смысле присутствовали при грехопадении Адама, через которого мы участвовали в нём. И в-третьих, человек виновен, потому что продолжает совершать грехи, что свидетельствует о греховной природе, унаследованной нами от Адама .
Августин не только утверждал, что в грехопадении участвовало всё человечество, но и говорил, что первым грехом была гордыня. Он пишет: «Могло ли что-то, кроме гордыни, стать началом злой воли? Ибо гордыня - начало всякого греха» (Августин, р. 571). Он учил, что люди рождаются грешниками и что даже младенцы причастны к греховной природе и являются грешниками ещё до того, как совершат какой-либо грех. Поэтому он применял крещение к младенцам, чтобы избавить их от греха (Гейслер, стр. 117).
Пелагий
Пелагий родился в Британии в 354 году. Он стал монахом и жил в Риме, где обратил в свою веру Целестия, который развил идеи Пелагия. Пелагий был объявлен еретиком и отлучён от церкви на Карфагенском соборе в 416 году при поддержке Папы Римского Иннокентия I. После смерти Папы Римского Иннокентия I Пелагий написал письмо новому Папе Римскому Зосиме, издавшему энциклику, в которой утверждалось, что учение Пелагия было ортодоксальным. Затем взгляды Пелагия были осуждены на втором Карфагенском соборе в 418 году (Спраул, р. 35).
Человек перед грехопадением
Пелагий учил, что Адам был сотворён хорошим, потому что всё, что создал Бог, было хорошим. Он основывал свой взгляд на природу человека и его свободу воли на учении о сотворении мира. Человек был сотворён безгрешным и обладал моральной нейтральностью. Он не был предрасположен или склонен к добру или злу. Воля человека неизменна, то есть она не изменилась даже после совершения греха. Пелагий считал, что человеку не присуща испорченность (Спраул, р. 36). Поведение человека может измениться и стать греховным, но его истинная природа не изменилась.
Пелагий исходил из того, что Бог никогда не повелевает человеку делать то, что невозможно. Если Бог повелевает нам повиноваться Ему, значит, у нас есть возможность повиноваться. Его взгляд на человека основывался на естественной способности человека к свободе воли. Свобода воли в полном смысле этого слова означает, что человек может выбирать между добром и злом. Человек был создан с равной способностью в любой момент выбирать между добром и злом. Выбор человека обусловлен не его моральными качествами, а его свободной и независимой волей. Это означает, что человек не развивается в нравственном плане, а добро и зло заключаются в действиях человека и не проистекают из его природы. Грех заключается только в отдельных проявлениях воли. Пелагий учил, что у человека нет греховной природы, то есть человек не предрасположен и не склонен к греху. Грех или послушание - это всегда осознанный выбор совершенно свободной воли. Адам был создан не в состоянии нравственной праведности, а в состоянии нравственного равновесия. Адам был нравственно нейтрален и не был создан ни хорошим, ни плохим (Беркхоф, р. 234).
Последствия грехопадения
Адам решил согрешить и тем самым стал грешником. По мнению Пелагия, идея о том, что грех передаётся по наследству, «абсурдна» (Беркхоф, р. 234). Адам не был представителем всего человечества, поэтому он не передал греховную природу или свою вину по наследству. Его грех против Бога был единичным событием, которое не имело последствий ни для кого, кроме него самого. Он не рассматривал человечество как органическое единство, берущее начало от Адама. Если бы существовала такая вещь, как греховная природа, она могла бы передаваться от отца к сыну, но греховные поступки не могут передаваться по наследству. Грех Адама никоим образом не передался его предшественникам. Он считал, что учение о передающемся грехе и первородном грехе является богохульным и что, если бы Бог поступил так, это сделало бы Его неправедным. Первородный грех меняет природу человека с хорошей на плохую, и это сделало бы Бога источником зла. Он считал, что если бы человеческая природа была злой, то её нельзя было бы искупить и Самому Христу пришлось бы обладать ею. Если бы Христос обладал греховной природой, Он не смог бы искупить ни себя, ни тем более людей (Спраул, р. 38).
Пелагий считал, что все дети рождаются в состоянии нейтральности, как и Адам до своего грехопадения. Он считал, что единственное различие между человеком сейчас и Адамом в момент его сотворения заключается в том, что человеку было дано много плохих примеров для подражания. Будущее человека определяется его свободным выбором (Спраул, р. 39). Пелагий признавал всеобщность греха и объяснял, что она проистекает из подражания и привычки грешить, которые формируются в результате проявления свободной воли во зле, а не в результате распространения (Кальвин, 2.1.5). Пелагий считал, что, поскольку человек по своей природе свободен в выборе и, следовательно, способен в любой момент сделать выбор в пользу добра, он обладает способностью и потенциалом для самоопределения и может жить безгрешной совершенной жизнью без благодати (Пеликан, р. 313). Он считал, что воля нейтральна и на неё влияет не грех Адама, а только её собственное проявление. Если воля грешит и у неё вырабатывается «привычка» грешить, то она продолжает грешить. Точно так же, если у воли вырабатывается «привычка» повиноваться, то она продолжает повиноваться Богу. Он утверждал, что человек - существо привычки.
По мнению Пелагия, благодать была дана человеку, чтобы «облегчить» путь к добру и сделать наше стремление к совершенству немного проще. Благодать не является необходимым условием для достижения безгрешного совершенства, поскольку человек может быть добрым и без Божьей благодати. Он считал, что некоторые иудеи и язычники достигли безгрешного совершенства. Эта благодать дана человеку в Божьем законе, чтобы наставлять его на путь истинный. Но благодать даётся не только через закон, но и через пример Христа. Божья благодать ничего не добавляет к человеческой природе, но даётся в качестве награды за хорошее поведение, чтобы помочь человеку стать послушным (Спраул, р. 40–41)
Фома Аквинский
Фома Аквинский родился в Рокказекке на юге Италии, недалеко от Неаполя, в 1224 или 1225 году. Он родился в семье Ландульфо и Теодоры Карраччиоло. Он учился в Неаполитанском университете, где познакомился с доминиканцами. В 1245 году он начал учиться у Альбера Великого в Париже, который был назначен главой доминиканского учебного заведения в Кёльне. Он взял с собой Фому в качестве ученика, и через четыре года тот получил степень бакалавра, после чего его рекомендовали отправить обратно в Париж для преподавания теологии. Там его призвали защищать новый религиозный орден и преподавать в университете. Он и его друг Бонавентура стали представителями доминиканцев и францисканцев соответственно и защищали их от выдвинутых против них обвинений. Проведя три года в Париже, он на девять лет вернулся в Италию. Однажды, ближе к концу его жизни, когда он служил мессу, с ним произошла великая перемена, из-за которой он перестал писать. После того как его убедили завершить работу над «Суммой теологии», он сказал: «Я больше не могу; мне открылись такие вещи, что всё, что я написал, кажется ничтожным, и теперь я жду конца своих дней».«В начале следующего года, в 1274-м, его вызвали на общий Лионский собор, где он заболел и вскоре умер (Хатчинс, стр. v-vi).
Человек перед грехопадением
Когда Бог сотворил человека, его тело полностью подчинялось душе и не было склонно к бунту. Ни смерть, ни болезни не могли одолеть человека. Разум человека пребывал в гармонии с Богом, что давало человеку душевный покой. Это состояние человека называется «изначальной праведностью», когда человек подчинялся Богу, а все существа на земле подчинялись человеку. Состояние человека зависело от его подчинения Богу. Ему было позволено есть плоды любого дерева, кроме Древа познания добра и зла. Соблазнившись сатаной, женщина съела плод и дала его Адаму (Фома Аквинский, «Свет веры», р. 217–220)
Последствия грехопадения
Грех Адама изменил изначальное состояние человека. Ибо воля человека была в гармонии с волей Бога и полностью ему подчинялась, но после грехопадения у человека появилось желание нарушить установленный порядок. Фома Аквинский учил, что грех Адама передался его потомкам. В своей «Сумме теологии» он писал: «...мы обязаны считать, что первородный грех первого человека передался его потомкам по праву происхождения» (Фома Аквинский, р. 163). Он объяснял это солидарностью человеческого рода. Он считал, что весь человеческий род происходит от Адама и должен рассматриваться как единое целое, поскольку все люди получили одинаковую природу от Адама и Евы. Фома Аквинский проиллюстрировал это единство, сказав, что все члены сообщества - это одно тело, а всё сообщество - один человек. Грех, совершённый одним членом, является отражением не части, а целого. «Беспорядок» в человеке, рождённом от Адама, вызван волей Адама, а не его собственной волей, ибо Адам породил свою природу и движет всем, что происходит от него. Этот грех, передавшийся всем потомкам Адама, называется первородным грехом. Далее он говорит, что грех, совершённый членом общины, не является грехом этого члена, за исключением тех случаев, когда он является частью человека в Адаме. Первородный грех - это не грех, совершённый человеком, а получение этой падшей природы от Адама, поэтому она называется греховной природой (Фома Аквинский, р. 163–164).
Фома Аквинский учил, что первородный грех или «другие грехи» Адама и Евы или кого-либо другого (например, родителей) не передаются их потомкам. Он приводит пример: «грамматист не передаёт своему сыну знания о грамматике, которые он приобрёл в процессе обучения». Скорее, следующему поколению передаётся та часть человека, которая относится к его природе (Фома Аквинский, стр. 165). Таким образом, все люди произошли от Адама и родились с первородным грехом, за исключением Иисуса Христа. Если бы все не унаследовали этот первородный грех, то все не нуждались бы в искуплении, которое принёс Иисус Христос. Но поскольку первородный грех передаётся всем потомкам Адама через семенное рождение, Фома также утверждает, что первородный грех можно было бы искоренить, если бы было уничтожено семенное рождние. Он также считал, что первородный грех передаётся по отцовской линии, а не по материнской. Он утверждает, что если бы Ева, а не Адам, вкусила от плода, то первородный грех не передался бы по наследству, но если бы Адам вкусил, а Ева нет, то у их потомков был бы первородный грех (Фома Аквинский, р. 167).
Первородный грех повлиял на волю человека, и она отвернулась от Бога, что привело к тому, что все остальные способности человека также отвернулись от Бога. Кроме того, Фома Аквинский утверждал, что первородный грех - это вожделение в материальном смысле, но лишение изначальной справедливости в формальном смысле (Фома Аквинский, р. 170).
Первородный грех состоит из двух элементов. Первый - это полная утрата изначальной справедливости, а второй - передача греха Адама, который привел к развращению человеческой природы. В результате этой потери изначальной справедливости и передачи греха Адама получается, что первородный грех не дается одному человеку больше, чем другому. Первородный грех одинаково присущ всем людям. Первородному греху подвержена душа, а не плоть, потому что душа является субъектом вины, в то время как плоть - нет. Плоть несёт в себе характер наказания, в то время как всё, что накапливается в душе из-за первородного греха, характеризуется виной (Фома Аквинский, р. 170).
Первородный грех присущ человеку и, следовательно, является предметом изучения теологии. Первородный грех также влияет на волю и склонность человека к совершению греха. Последствия первородного греха заключаются в том, что он полностью лишает человека дара изначальной праведности и искажает человеческую природу — естественную предрасположенность к нравственности и добру. Эта природа, склонная к добродетели, связана с тем, что человек рационален и что рациональность человека не может быть полностью утрачена даже из-за греха, иначе человек не смог бы грешить. Таким образом, Фома Аквинский приходит к выводу, что благо природы не может быть утрачено полностью (Фома Аквинский, р. 179). Первородный грех приводит к смерти и другим недостаткам человеческой природы. Бог повелевает, чтобы последствия несовершенства человеческой природы были наказанием за вменённый грех. Наказание трояко. Во-первых, человек подчиняется собственной совести; во-вторых, человек подчиняется другим в мирском или духовном смысле; в-третьих, человек подчиняется Богу. Таким образом, совершение греха повлечёт за собой наказание во всех этих формах.
Сравнение видов
Как уже было сказано в предыдущих разделах, учение о первородном грехе является важным учением, поскольку оно затрагивает как антропологические, так и сотериологические вопросы, связанные с ролью Христа и искуплением. У рассмотренных богословов есть как сходства, так и различия во взглядах на первородный грех. Теперь, когда мы обсудили взгляды Августина, Пелагия и Фомы Аквинского, рассмотрим различия между ними.
Поразительное отличие взглядов этих богословов заключается в том, что Пелагий рассматривал грех Адама как единичное событие, не связанное с остальным человечеством. Единственным последствием этого греха было то, что он стал плохим примером для остального человечества. По мнению Пелагия, Адам не был представителем всего человечества. Напротив, и Фома Аквинский, и Августин считали, что бунт Адама против Бога сильно повлиял на всё человечество, поскольку Адам был представителем всего рода человеческого. Августин считал, что в грехопадении Адама участвовала вся человеческая раса и что все, кто был «в Адаме», были наказаны вместе с ним. Он придерживался мнения, что все люди были едины с Адамом как духовно, так и физически. Он также утверждал, что младенцы не были свободны от греха Адама и что все люди получили греховную природу из-за того, что были едины с Адамом в момент его грехопадения. Фома Аквинский считал, что все люди произошли от Адама и должны рассматриваться как один человек.
Пелагий утверждал, что до грехопадения человек обладал нейтральной волей, не склонной ни к добру, ни к злу. На самом деле Пелагий утверждал, что грехопадение никак не повлияло на его волю и что после грехопадения природа человека не изменилась. Он не верил в первородный грех. Пелагий считал, что на человеческую волю влияют только его собственные действия. Человек «привыкает» грешить или подчиняться. Он также утверждал, что дети сейчас такие же, какими были Адам и Ева до грехопадения. В противовес этому Августин и Фома Аквинский считали, что грех Адама повлиял на волю. Августин утверждал, что человек был создан «добрым», то есть что у человека не нейтральная с моральной точки зрения воля, а воля, которая от природы склонна повиноваться Богу. До грехопадения у человека была возможность согрешить и возможность не согрешить, но после грехопадения у человека появилась невозможность не согрешить. Грех Адама передался его потомкам, как и его греховная природа. Теперь всё человечество склонно творить зло.
Фома Аквинский также придерживался взглядов, противоположных взглядам Пелагия. Он утверждал, что до грехопадения тело человека полностью подчинялось его душе и не было склонно к бунту. Разум человека был в гармонии с Богом, но после грехопадения у человека больше не было желания следовать Божьему замыслу. Грех Адама передался его потомкам и изменил изначальное состояние человека. Пелагий также утверждал, что даже если бы не было грехопадения и Адам жил бы в послушании Богу, он всё равно умер бы. Фома Аквинский и Августин не соглашались с этим и утверждали, что Адам жил бы вечно, если бы никогда не согрешил против Бога.
Заключение
В прошлом учение о первородном грехе было предметом споров. То, как человек понимает первородный грех, определяет его отношение к особой роли благодати в искуплении. Если первородный грех оказал незначительное влияние, то и работа благодати невелика, но если человек считает, что первородный грех сильно отвратил наши умы и сердца от Бога, то благодать играет гораздо более важную роль в искуплении.
Были рассмотрены взгляды Августина, Пелагия и Фомы Аквинского на первородный грех. Их исследования помогли проложить путь к современной ортодоксии. Были изложены взгляды каждого богослова на состояние человека как до грехопадения, так и после него. Мы узнали, что Августин учил, что всё человечество произошло от Адама. Грехопадение Адама негативно сказалось на человечестве, поскольку человек может грешить. Пелагий считал, что человечество не было органически связано с Адамом и его грех не имел никаких последствий ни для кого, кроме него самого. Человек был создан морально нейтральным, и грехопадение не повлияло на его свободную волю. Фома Аквинский считал, что до грехопадения Адам не был склонен восставать против Бога, но после грехопадения потомки Адама родились с первородным грехом, о чём свидетельствует греховность всего человечества.
Aquinas, Thomas. Light of Faith: The Compendium of Theology. New York: Sophia Institute Press, 1993.
________. Summa Theologica. Volume I and II. Encyclopedia Britannica, Inc. Chicago, Illinois, 1987.
Augustine. The City of God. New York, New York: Penguin Books, 1972.
________. Confessions. New York, New York: Penguin Books, 1961.
________. On Christian Doctrine. Encyclopedia Britannica, Inc. Editor, Hutchins. Book 18. Chicago, Illinois: The University of Chicago Press, 1978.
Berkhof, Louis. Systematic Theology. Grand Rapids, Michigan: Eerdmans Publishing Company, 1996.
Calvin, John. Institutes of the Christian Religion. Philadelphia, Pennsylvania: The Westminster Press, 1960.
Geisler, Norman L. What Augustine Says. Grand Rapids, Michigan: Baker Book House, 1982.
Pelikan, Jaroslav. The Emergence of the Catholic Tradition (100-600). Chicago, Illinois: The University of Chicago Press, 1971.
Sproul, R.C. Willing to Believe. Grand Rapids, Michigan: Baker Books, 1997.
Warfield, Benjamin Breckinridge. Calvin and Augustine. Philadelphia, Pennsylvania: The Presbyterian and Reformed Publishing Company, 1971.
Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn
Свидетельство о публикации №225092401120