Цитата месяца

«Нет, зачем же? В гостях нужно лечить (головную боль) хересом — вот он, а не каплями...»

Ещё в конце февраля поутру застала кусочек фильма «Неоконченная пьеса для механического пианино». Расслабленная дачная атмосфера, игра в фанты, мятный чай, адюльтеры, игры, вопли, танцы, обеды и прочая, и прочая, и прочая, утонченность декаданса и его разрушительное действие на интеллигентных милых людей, каждый из которых хорош, и плох, и несчастен по-своему.

Но не о фильме как таковом речь, внимание зацепилось за эту фразу (сколько там таких жемчужин – не счесть!) и породило и ностальгию, и уныние. Вот как раньше ездили в гости – на несколько дней, не торопясь, наслаждаясь общением, хотя и тяготясь им отчасти, ели, пили, разговоры говорили… А теперь: встретились в кафе или даже в пиццерии, поболтали в ожидании заказа, и всё – пока! Гостей звать – это же такая морока! И в гости пойти, зачем? Поесть можно и дома, даже говорить лень, да и о чём?

А как было весело в детстве, когда приходили гости! Вот у нас не было принято брать детей школьного возраста, которые могли сами дома остаться, во взрослые гости. Зато когда гости собирались у нас дома, вот тогда наступало настоящее счастье. Взрослые разговоры, в которых если и проскальзывало что-то, непредназначенное для детских ушей, и иногда сопровождавшееся женским (мам, бабушек, теть) шиканьем, было только малой платой за то, что не гонят, а позволяют поучаствовать в этом замечательном событии. Простая еда – картошка, селёдка, зимой пельмени и соленья, а уж если кто из города привозил колбасы, розовой, душистой, к вечеру недоеденные кусочки которой зеленели от температуры и зависти, это была просто роскошь, но и без неё замечательно обходились! Простая выпивка: мужчинам – беленькая, женщинам – красненькое, задушевные песни и разговоры, заводные, порой неприличные частушки, это уж когда отодвигался стол, и пляска под гармошку разгулялась во всю ивановскую, никакой декаданс рядом не валялся! И любой заглянувший посмотреть на эту пляску без сомнений включался в компанию, танцуют все!!! Возможно, у меня в памяти крутится ролик одной и той же встречи, а может это интегральное ощущение полноты жизни, радости, восторга от того, что ты в мире не одинок…

Но необязательно нужен был праздник, чтобы встретиться близким знакомым и родным. Я вспоминаю, как собирались мамины подружки, чтобы вместе повышивать, такой женский клуб по интересам, и тоже песни лились рекой, и тоже взрослые разговоры, которые не запрещалось подслушивать, так и премудрости житейские постигались, и воспитание какое-никакое происходило, и понимание, что жизнь интереснее любой книжки или радиопостановки.

А иногда набивалось вагон народу, чтобы поиграть в лото, да так много, что по 3 карты на всех не хватало, только по две раздавали, а ребятишкам разрешалось всего по одной. За каждую карту на кон ставилась копейка, но если участников было много, да несколько раз подряд у кого-либо выпадал «верх», то потом счастливчику, закрывшему все числа в нижней строчке, доставалась вполне приличная сумма, а уж азарту было точно поболее, чем в ихних казино!

Для компании поменьше, потеснее кругом подходящим занятием было домино или карты, тоже эмоций кипяток, смех, незлые подколы неудачникам в игре и пожелания им везения в любви, а в результате выигрывали все, заряжаясь друг от друга хорошими новостями, добрыми словами, сочувствием, взаимным интересом. Скорее всего, это иллюзорное воспоминание о недостижимом идеале, однако ощущения из детства, что гости – это желанное веселье и крутое развлечение, а ходить в гости – одно из самых приятных занятий в жизни, они остались на долгие годы. Психологи утверждают, что от приятных ложных воспоминаний отказываться не стоит.

Во взрослой моей жизни, когда я уже стала хозяйкой большого дома, когда моя семейная жизнь после неконтролируемого безумного весеннего половодья вошла в берега и приобрела плавное течение (относительно, всё в этом мире относительно), я сама очень любила принимать гостей, не только по дням рождений членов семьи и самой семьи, государственным и другим праздникам, но и просто без повода. Просто попался новый рецепт, который надо было опробовать в компании, просто для поднятия настроения осенним или зимним выходным, просто порадоваться весне и лету. Настолько сильна была потребность в общении, ну и не хватало немножко «светской» жизни, хотелось, чего уж кривить душой, побыть в центре внимания, что я была готова тратить много времени и сил на подготовку застолья, чтобы вкусить тот самый восторг из детства, безудержную радость и полноту бытия. Когда душа просит праздника, готовка с последующем мытьём посуды не страшна!
Одно время мы с Валерой даже напали на неплохой казахский херес, вроде Талды-курганский, но точно не помню, и в основном, конечно, для личного потребления, гостям предлагались более «изысканные» вина, что можно было в то время купить – венгерские, болгарские, очень неплохой был немецкий (ГДРовский) рислинг, молдавский коньяк, запомнился «Белый аист», ну и водка, разумеется, куда ж без неё.
 
В середине девяностых, когда вообще с любыми продуктами было лихо, стали ставить домашнее вино, разнообразные наливки (водку ключница делала), моя вишнёвая наливка путешествовала по Европе с Машей, и Лондоне, и в Риме артисты (-тки) оркестра Новосибирского театра оперы и балета отмечали свои гастроли ею, экспортный продукт, понимаешь;, а ещё малиновое и яблочное вино из «Уралки» точно тоже заграницей выпивалось. Но это я слегка отвлеклась от темы.
Вся эта канитель и суета с приёмом гостей были частью моего представления о большой и дружной семье, хлебосольной и радушной, хотелось карнавала, песен за столом, криков и смеха детей от радости видеть родных, и особой, ни с чем несравнимой близости. Вера, когда они приехали на нашу серебряную свадьбу, уже идя по нашему двору только успела произнести: «…никогда уже Маша не взвизгнет…», как Маша, увидев их в окно, именно это и сделала.

В гости нас приглашали значительно реже, Маша даже жаловалась: что всё время к нам, да к нам, а мы -никогда… Ну что я могла ответить дочери? Так уж сложилось. Редкие, но потому и более ценимые наши походы, каждый раз вызывали кучу положительных эмоций, начиная со сборов, собственно гостевание и воспоминание о встрече были радостными и вдохновляющими.

Первое время моей жизни в Подмосковье я и здесь пыталась организовывать и семейные праздники, и встречи одноклассников, и кафедру почти каждое лето приглашала, уж больно мне тоскливо жилось без Валеры, даже не жилось, а былось, я просто была, старалась только, чтобы не засосала меня чёрная тоска. Но скоро для полноценных семейных встреч квартира моя стала маловата, да и сил поубавилось для обустройства застолья на прежнем уровне, дети теперь бывают сепаратно, в общем конец прекрасной эпохи…

Обсудили эту ситуацию с Павликом, встретившись в ресторане(!), он согласился, что да, это уходящая натура. И скучно, и грустно, и некому руку подать…
Но как всегда, придёшь только к какому-то окончательному выводу, как жизнь тут же вносит свои коррективы, вот тебе фиг!

И месяц март был наполнен походами и поездками в гости, увлекательно, духоподъёмно, сердечно. И Павел рассказал, что они с Наташей ходили в гости к его однокласснику, душевно посидели, попели. И у Маши гости, пусть и без песен, этого им и на работе хватает! И Аня уже позвала всех к себе, так что, может, не всё потеряно?

Пойти, что ли хересу купить? Вдруг у кого голова от радости заболит


Рецензии