Диалоги. Часть 43
- Русло реки нужно понемногу углублять, нужно вычерпывать песок, иначе вода не потечет, произойдет заболачивание. Но ни в коем случае нельзя расширять русло, нельзя разрушать береговой растительности!
- Это не маленькая работа! Чем углублять, экскаваторами? Ну, не вручную же! Мы там потопим технику, если мы туда полезем, она застрянет в этом песке.
- Пока река течет, есть возможность ее спасать. Если русло обмелеет полностью, бесполезно уже будет что-то делать, местность заболотится. Там, кажется, плавают на байдарках ваши дети, пусть они попробуют оценить возможности очистки русла в тех местах, где оно мелеет. Может быть, сгребать песок какими-то драгами, используя плавсредства. Выгребать песок от верхней точки мели к нижней, а оттуда отваливать на сторону.
- Я боюсь таких работ. Не обойдется без вредительства, хоть кто-то попытается делать порчу. Либо напутают что-нибудь, дети накомандуют как попало, как бы не было хуже.
- Все-таки нужно делать хоть что-то, хоть понемножку, в самых мелких местах. Понятно, что для людей это риск, что река холодная, что работа эта очень опасна. Ну, если подойти к делу с умом, не торопясь, может, можно получать хоть какие-то выгоды? Попробовать сначала в одном самом мелком месте, как говорится, на ципочках, без торопливости. Для начала вычерпать детскими ведерками килограммов сто песку, играючи, так сказать, в шутку. Вычерпать, погрузить в прицеп какого-нибудь минитрактора. Сделать маленькую работу, для эксперимента, по-детски, не замахиваясь ни на какие большие объемы работ. Хотя бы чтобы понять, что человек не хозяин природы, что всякие попытки вмешательства мизерны, но все-таки что-то нужно же делать.
- Мы так рассуждаем уже сто лет, с самого начала коллективных работ. Нужно же что-то делать. Сколько сил вкладывали в эти работы, сколько человекочасов, сколько здоровья. Но я согласен, что нужно хоть что-то делать, хотя бы для успокоения своей совести. Хоть десять ведер своей лепты внести в дело очистки, это хотя бы поучительно для детей. Именно для детей.
- Заодно к реке присмотреться, попытаться лучше ее понять. В качестве научной практики, что ли. Почувствовать этот песок и ногами, и руками, и тяжесть его - всем телом. И понять, что мы не победим природу и время, все разрушающее. Но каждый час нашей жизни - это час осознания того, что все мы, дети земли, рождены для того, чтобы научиться мыслить не только глобальными категориями, но категориями реальными. Каждый шаг человека замутняет спокойно текущую воду, но ведь вода замутится, ее останавливает время. Дно морей заносит песком, стекающим с гор, русла рек заносит песком... К чему бы мы не стремились, мы понимаем рано или поздно, что итогом всего будет песок, который мы не можем победить. Есть ли смысл бороться, ради чего? Но бороться нужно, ради нашего сегодняшнего дня, ради продления нашего "сегодня", чтобы верить, что и завтра мы сможем побеждать время, хотя бы на день, на год, на десять лет откладывая, отодвигая тот момент, когда мы поймем, что все лучшее, данное нам природой и землей, было и пройдет. Останется только память... Память поколений о том, что было, что делалось ради новых детей, ради их счастья, ради их беспечного радостного смеха, который превратится в растерянную улыбку бессилия, но это будет потом. А пока мы молоды, мы дерзаем спорить с природой, хотя бы ради самопознания, ради гордости, ради недолгого ощущения всесилия, которое перейдет в бессилие. И нас, бессильных, тоже смоет течение жизни, и повлечет туда, куда мы, может быть, и не хотим попасть, куда мы попасть боимся. Но, может быть, там не будет зла, а будет успокоение и отдых, в качестве хоть какой-то награды за борьбу. И будущее окажется не над нами, как мутная вода, а вокруг нас, как неспешное течение времен, которое мы бессильны преодолеть, поэтому должны научиться доверять этому течению.
... - Я не знаю, как это делать. Страшно их отпускать.
- Веревкой их свяжи.
- Детей?
- Да, их. Вот, обвяжи вокруг пояса, хотя бы вот этой - вот рулон шестимиллиметровки. Тут ее метров сто пятьдесят. Пусть привяжутся к веревке все, и поучатся с ней работать, как со страховкой. Пусть поучатся вести себя осмысленно, а не дергать друг друга как попало. Так сказать, первый опыт коллективного взаимодействия, которое должно быть в конечном итоге результативно.
- Страшно что-то...
- Смелее действуйте, ничего не бойтесь. Дети очень сообразительны, если дать им такую возможность. Только следите за каждым, чтобы не было нежелательных случайностей.
... - Кино - это цирк! Цирк, в сочетании с театром. Если вы не знаете, киносъемочные группы представляли собой труппы цирковых актеров, хорошо подготовленных в физическом и творческом отношении, которые выезжали из городов для съемки киносюжетов, потом возвращались обратно в города, к своей цирковой, и театральной работе. В кино работали также писатели, которые сочиняли сценарии для фильмов. Кино - это индустрия зрелищ, которое вырасло из старой цирковой и театральной мельпомены. Кино было развлекательным, музыкальным, искрометным и захватывающим зрелищем, созданным для публики, для ее увеселения, для удовлетворения ее эмоциональных потребностей...
Свидетельство о публикации №225092401502