24. 08. 25 Что мешает быть великодушным и благород
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Мы с вами по прежнему находимся в празднике попразднества Преображения, и, конечно же, все наши размышления должны быть о свете, о фаворском свете, о Божественном благодатном свете, которым Господь Бог просиял Сам и дал просиять святым своим ученикам.
Что же является препятствием, почему наши души попадают во мрак? И вот как раз сегодняшнее Евангелие, оно очень хорошо это показывает. Первое дело - покаяние, когда человек кается в своих грехах, но ведь Иуда тоже покаялся, так ведь, но какие были последствия? Поэтому покаяние - оно как семечко, а плоды покаяния - это прощение. И надо уметь прощать, и как раз сегодняшнее Евангелие говорит о прощении. Был некий царь, которому некий слуга должен был просто сумасшедший долг, выражаясь сегодняшним языком, у нас нет таких эквивалентов даже, то есть это просто фантастический какой-то долг. И он умоляет этого царя, говорит: я тебе все отдам, ты не переживай, я тебе все отдам. А тот взял и умилосердился, сказал: ладно, иди с Богом, ты меня умолил, я тебя простил. Но мы помним, что было дальше - он пошёл, нашёл должника, который должен был 100 пенязей. Это, ну, совсем копейки, выражаясь по нашему, 100 ;. И тот не захотел ждать. Хотя, ну, 100 ; отдать-то можно, так ведь, даже и 1 000 ; отдать можно, хотя не все отдают, но отдать можно. И вот он посадил этого своего друга в темницу: дондеже не отдашь мне! И когда все остальные увидели, что творится, они пожаловались этому царю, и царь взыскал снова этого должника для того, чтобы снова привлечь его к суду: почему ты не простил? Я тебе простил, почему ты не простил? Поэтому, когда мы читаем молитву “Отче наш”, там замечательные есть слова: и остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должником нашим. Если мы хоть кому-то не оставляем, и нам Господь не оставляет. Поэтому, когда мы читаем молитву “Отче наш”, должны очень чётко понять, не в осуждение ли это нам эта молитва, потому что, может быть, есть на кого-то обиды, может быть, есть ещё какая-то злопамятство у нас, потому что, может быть, мы и простили, но паспортные данные записали. Есть у нас такое, да, мы как бы злопамятные такие бываем, вроде бы простили, да, но на спину я тебе плюну, да, все равно я найду способ как вот посмеяться над тобой, когда у тебя будут проблемы, например, да, то есть у нас бывает такое, к сожалению.
Но Христос, придя на эту землю, Он своим примером как раз показывал не только притчами, как в сегодняшнем Евангелии, а и когда, например, апостол Пётр Его спрашивал: а как часто я должен прощать? Да, вот 7 раз, 7 - цифра эта вообще цифра совершенства, как бы все в ней, вся полнота в ней, в этой цифре, да. Если я 7 раз простил, то как бы все, я самый благочестивый человек на земле. Помните этот вопрос, да? А Христос что ему отвечает? До семижды 70. А если умножить - это 490 раз, то есть, если вот разделить наше время, да, 24 часа, ну, допустим, мы не спим круглые сутки, то это проходит буквально минута, я уже должен прощать, буквально каких-то полминуты, я уже должен прощать, и так весь день напролёт и всю ночь напролёт - я должен прощать, прощать, прощать, прощать, прощать без остановок. Мы разве так делаем? Ну разве мы так делаем? Ну, может быть, есть у нас там какой-нибудь враг, ну, мы его будем прощать, да, будем как-то молиться за него там, Господи, ну меня защити от этого врага. Но врага все-таки надо наказать, как-то он слишком нахальничает, как-то он не совсем хорошо себя ведёт-то. А меня сколько раз в день прощают, хоть раз в жизни мы задумывались, что мы делаем своим фиолетовым настроением? Когда мне фиолетово, когда мне все равно и что вокруг начинает твориться, сколько людей я задел, сколько людей я обидел, сколько людей я неправильно своим поведением как-то соблазнил может быть, да, мы разве это можем посчитать? Мы разве это знаем, мы разве это помним? В день сколько раз мы согрешаем? Мы разве это знаем? Разве как-то мы можем это посчитать? И ведь колоссальное количество людей вокруг меня, которые меня терпят, меня прощают, рукой махнули. Ну ладно, что с него взять? Ну, дурачок же. Ну что с него взять? Я даже не понял, обижаться мне или радоваться. Ну, наверное, радоваться, потому что меня прощают, но я-то ведь так не прощаю, поэтому, дорогие мои, сегодняшнее Евангелие, оно очень чётко ставит нас на своё место. Прощаю ли я? Хоть 1 человека в своей жизни, от сердца, от всей души, от всей своей любви, я должен его простить, не говоря уже о том, чтобы простить вообще всех вот так, как это сделал Христос на Кресте. Он не только притчами, Он не только своими рассказами, Он Своим делом доказал это. Он простил всех без исключения, и Своих учеников, которые предали Его, и римских легионеров, которые забивали гвозди, и фарисеев, которые предали Его, не было ни одного человека, который бы не был виновен в Его смерти. И мы с вами в том числе, мы в том же самом числе, мы, вроде бы живущие уже 2000 лет спустя, но и мы виновны в смерти Христовой, дабы и на нас излилась Божественная кровь и исцелила нас от нашего безумия, от нашей жестокости, от нашей непорядочности. Мы ведь хотим быть благородными, мы ведь хотим быть великодушными, как это делается? Вот вам и подсказка, вот вам и ответ - только прощением. Насколько мы прощаем, настолько мы и великодушные, и благородные, если хоть кого-то не простили, если хоть кого-то мы оставили где-то там, в памяти своей злопамятной, ну вот такие вот мы малодушные оказываемся.
Поэтому учимся быть великодушными и просим Господа Бога, чтобы Его свет просвещал нас и дал нам понимание, что такое покаяние и какие плоды покаяния должны быть. С праздником вас, с Преображением Христовым! И у нас уже заканчивается пост на этой неделе, в среду у нас всенощное бдение и в четверг у нас Божественная литургия, праздничная Божественная литургия.
Свидетельство о публикации №225092401537