20. 08. 25 Вяз. Преображение. Свт. Митрофан

20.08.25 Вяз. Преображение. Свт. Митрофан

С праздником вас Преображения! И у нас сегодня ещё память великого святителя Митрофана, Воронежского чудотворца. Смотрите, вот праздник Преображения очень хорошо, получается, сочетается с его памятью. Воронеж во времена Митрофана Воронежского - он жил как раз во времена Петра Великого - Воронеж представлял ровно все то же самое, что вот ваша деревня Вяз. Представляете? Да, сейчас понятно, это город. Это крупный город, да, на крупной реке. А тогда это была вот одна из, как говорил Митрофан Воронежский, Украина. Понятна мысль, да, то есть это окраина Российской империи. Да, дальше уже шли южные районы, которые были не наши.
И в одно прекрасное утро святитель Митрофан просыпается от того, что стучат топорами. Много-много мужиков было согнано прямо с самого-самого раннего утра. Как только солнышко взошло, мужики начали валить лес, зачищать древесину, пилить доски и строить корабли. Митрофан Воронежский сам выделял огромные средства. На постройку этой флотилии Пётр Великий выбрал именно здесь новую базу, новое адмиралтейство, скажем так, и, соответственно отсюда флот поплыл на Азов, и у нас, слава Богу, была победоносная эта война, и мы смогли выйти не только в Азовское море, но и в Чёрное море уже могли выйти. Вот, соответственно, благодаря этой победе Митрофан Воронежский стал именоваться ещё и Азовским, так вот, его Великий Пётр почтил ещё новыми титулами и новыми, соответственно, территориями, новыми епархиями. Епархия была новая (как вот Великие Луки, например), вновь образовавшаяся епархия, здесь, соответственно, чего только ни было, в основном здесь были ссыльные, в основном здесь были беглые, в основном здесь были старообрядцы, поэтому надо было как-то примирять православных. Раскольников надо было примирять, разбойников, надо было как-то всех приводить к покаянию. Конечно, вот все это было на плечах святителя. Очень все сложно было, как вы догадываетесь, да, было все очень непросто, но, слава Богу, это получилось сделать. И более того, здесь образовалась новая флотилия, новый этап, преображающий нашу страну. Мы стали сверхдержавой, как вы помните историю, и, соответственно, Пётр Великий частенько прибывал сюда, в Воронеж, потому что корабли надо было все новые и новые строить. И, соответственно, сразу, как только Пётр Великий прибывал, он сразу шёл именно к святителю Митрофану, подолгу с ним беседовал и получал очень великое утешение. Вы помните, что Пётр Великий снимал колокола? Вы помните и о том, что он закрывал монастыри? И все это Митрофан Воронежский со смирением принимал, потому что понимал, что идёт война и нужно железо на пушки, нужны новые рекруты для того, чтобы сражаться, и, соответственно, здесь он не противоречил государю. Но когда однажды государь повелел ему прибыть во дворец, который он устроил у себя же в Воронеже, то Митрофан Воронежский, увидев обнажённые статуи, скорбно отвернулся и ушёл к себе домой. Пётр Великий, узнав о том, что святитель проигнорировал таким дерзким образом, послал к нему гонца с требованием немедленно явиться пред лицо императора. И святитель ему отвечал, что я не появлюсь, доколе ты не уберёшь вот эти все статуи, потому что ты соблазняешь простые человеческие сердца. Мы православный народ, да, поэтому вот это все голое безобразие, мы не должны это все знать. Мы не греки, мы не римляне, мы совсем другой народ. И святитель прекрасно знал, как Пётр Великий впадает в гнев, и обычно, чем этот гнев заканчивается. Здесь не было исключения, Пётр Великий послал к нему гонца с требованием немедленно явиться, иначе будет смерть. Митрофан Воронежский повелевает звонить в колокола за упокой. Пётр не понял, что это такое, почему звонят за упокой, он знал этот колокольный звон. Разумеется, он был православным человеком, но он не понял, а в связи с чем, кого хороним, и когда ему доложили, что Митрофан Воронежский повелевает звонить в колокола о своей смерти, он смирился, он зауважал очень сильно Митрофана Воронежского и постоянно с ним советовался, очень его почитал, его духовные наставления соблюдал. И в 1703 году, когда старец умер, он восклицает знаменитую свою фразу: нет на Руси больше таких великих старцев!
Он был последний, потому что все остальные святители, все остальные митрополиты, епископы, увы, очень сильно прогибались под власть. Особенно вот про все новшества с этими статуями. Да, вы знаете, что эти статуи не только в Петергофе, не только в Санкт-Петербурге, но по всей стране стали ставить, и, соответственно, владыки подчинялись власти и устраивали это в том числе и у себя, желая угодить императору не только кофе, не только картошкой, как вы догадываетесь, да, но и вот этими голыми статуями. Соответственно, император очень чтил это мужество, потому что и сам он был храбр. Вы знаете, что при штурме Азова он был чуть ли не в первых рядах, и он чуть ли не получил смертельное ранение. Но, слава Богу, император наш жив, и, соответственно, наша страна дальше продолжила своё преображение. Вот. Соответственно, он очень ценил людей мужественных, храбрых, готовых не мешать реформам, потому что они были очень тяжелы для старого сознания нашего. Очень многие люди не понимали, что наше государство может проиграть просто любую войну. Наши стрельцы, какие бы они замечательными воинами ни были, но войны уже были на другом совершенно уровне, нужны были пушки, нужно было огнестрельное оружие, надо было тренироваться совершенно по-другому. Совершенно другое ведение боя. Это то же самое, как сейчас, например совершенно другая война идёт, да, с помощью беспилотников. Поэтому какие бы у тебя там совершенные танки ни были, они не помогут, какая бы там броня ни была, она не помогает, не помогают и калашниковы наши замечательные. Совершенно другая война. Совершенно другие подходы к ведению боевых действий и, соответственно, другие совершенно навыки нужны.
Поэтому тогда была ситуация очень похожа на нынешнюю, на сегодняшнюю. И тогда Господь даровал нам победу и даровал не только победу физическую. Да, мы победили не только турок, но и шведов. Но главное, мы остались православной державой, несмотря на то, что была упразднена патриаршая власть, благодаря тому же Петру Великому, да, не всем понравились эти новшества Петра Великого, не понравилось и новшество - новый год 1 января. У нас другой был новый год, совсем другие даты были у нас. И эта, кстати, дата церковная, она до сегодняшнего дня так и сохранилась. Мы до сих пор празднуем новый год 1 сентября, до сегодняшнего дня, хотя вместе с государством, да, празднуем и 1 января в том числе. Так что у нас не 1 новый год, а сразу 4: по старому и новому стилю. Да, у нас вот такая вот богатая русская душа. Что нам 1 раз праздновать? Мы 4 раза будем праздновать!
И когда умирает Митрофан Воронежский, император его несёт собственными руками. То есть вот настолько он его уважал, настолько он его чтил, настолько он действительно прислушивался к его советам, что и нам с вами действительно надо также прислушиваться. Очень много наставлений у Митрофана Воронежского, замечательных на самом деле наставлений. Поэтому, если будет у вас возможность, желание, ну, может быть, у нас в библиотеке нет его книжки, но вот хотя бы в интернете, у кого есть возможность открыть, почитать, то вы насладитесь простотой, ясностью и действительно очень высокими духовными наставлениями этого святителя.
Вот мне посчастливилось ни один раз быть у его мощей в Воронеже, так что вот иконочка от его мощей перед вами. Ну и икона Преображения тоже от горы Фавор прямо вот оттуда, с той самой горы, эту иконочку я там приобрёл, и вот теперь она в вашем храме. Так что прикладывайтесь, молитесь, вот и потихонечку, помаленечку будет преображаться и наш храмушек. Так что потихонечку, вот уже сколько много сделали. Вот и ещё сколько впереди у нас, ещё много трудов, так что потихонечку будем и дальше преображать и храм, и, главное, преображать наши души, не забывайте про это. Ну что ж, подходите, целуйте, сейчас я крест вынесу. Батюшка, там частичка на иконе Преображения, это песочек, это земелька.


Рецензии