Попразднство Рождества Богородицы

святитель Григорий Палама
Беседы (омилии)

Беседа на спасительное Рождество Пренепорочныя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии

Сегодня приготовлена на земле поразительная Книга, не начертания слов, но могущая носить Самое Живущее Слово; и слово – не в воздухе носящееся, но – Небесное; не – обреченное на исчезновение, но – внемлющих Ему похищающее от гибели; не – от движения человеческого языка, но – от Бога Отца превечно рождающееся. Сегодня видима бывает Одушевленная и Нерукотворенная Божия Скиния и Словесный и Духовный Кивот, воистину, нам «посланнаго с небес Хлеба Жизни» (Ин.6:32–33).

Источник: Беседы (омилии) святителя Григория Паламы : [в 3 част.] / пер. с греч. яз. архимандрит Амвросий (Погодин). - Репр. изд. - Москва : Паломник, 1993. / Ч. 1. - 255, 3 с.; Ч. 2. – 254 с.; Ч. 3. - 259 с. : ил.


***
***
***


Конда;к 13 из Акафиста Рождеству Пресвятой Богородицы
О всепе;тая Ма;ти, от непло;дове ро;ждшаяся на спасе;ние ми;ру, ны;нешняя на;ша о всечестне;м рождестве; Твое;м прие;мши приноше;ния, не оста;ви на;с во вре;мя живота; на;шего, от вся;кия напа;сти и пле;на вра;жия изба;ви на;с и от непло;дства душе;внаго разреши; все;х, о Тебе; вопию;щих: Аллилу;иа.



***
***
***

преподобный Иоанн Дамаскин
Два слова на Рождество Пресвятой Богородицы

...Человек, поставленный между миром духовным и вещественным, связывает собою все видимое творение с невидимым; так и Творец – Слово Божие, соединившись с естеством человеческим, соединился чрез Нее со всею тварию. Итак, прославим разрешение человеческого неплодия, потому что для нас рушилась преграда к блаженству



...Удалим от себя понятия плотские. Божество безстрастно, о человеки! Отец, безстрастно родивший от начала по естеству, Того же Самого Сына опять безстрастно раждает по строительству спасения людей, как свидетельствует и Богоотец Давид, говоря: «Господь рече ко Мне: Сынь Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя» (Пс.;2,;7)...



Справедливо говорят, что противное служит лекарством для противного; но нельзя сказать, чтобы из противнаго происходило противное, – хотя каждая вещь заключает в себе нечто как бы противное своему свойству, от преизбытка того, от чего она произошла. Например, как грех, посредством доброго причинивший мне смерть, крайне таким образом стал пагубен (Рим.7:8); так виновник всякого добра (Бог), как бы посредством противного, устроил то, что сделано для нашего спасения...



...О Божественный одушевленный образ, на который Творец Бог благоволительно взирает; ибо у Ней ум, Богом управляемый и к одному Богу направленный; все желание устремлено к Единому достойному желания и любви; ненависть – только ко греху и виновнику онаго...



... помышления Ея душеполезны, свободны от всего излишнего, удаляющияся от всего душепагубнаго; очи Ея всегда устремлены к Господу, созерцая вечный и неприступный свет; уши, чрез которые вошло воплощающееся Слово, настроены к слушанию слова Божия, услаждаются сладкогласною цевницею Духа; ноздри обоняют благоухание мастей Жениха, который есть Божественное миро, свободно изливающееся и помазующее человечество свое: ибо «миро излиянное имя Твое», говорит Священное Писание (Песн.;1,;2); уста восхваляют Господа и облобызают Его уста; язык и гортань разсуждают о слове Божием и изливают божественную сладость; сердце чисто и непорочно, зрящее и вожделеющее чистейшего Бога; чрево, в котором обитал Невместимый, и сосцы, млеком питающие Бога-младенца Иисуса; дверь Божия приснодевственная; руки, носившия Бога, и колена – престол, превысший Херувимов, коими сильны были слабые руки и немощные колена; ноги, управляемые законом Божиим, как светильником света, и неуклонно ему последующия, пока приведут любимого к любящей...



Когда Бог, по беспредельной благости Своей, восхотел привести человека из небытия в бытие, то прежде небо распростерто, земля утверждена, море заключено в своих пределах и все, что нужно было для наполнения земли и моря, приведено в совершенный порядок. Потом человек, как царь, помещается в раю, для упражнения в добродетели. И если бы он не преступил заповеди, то не был бы изгнан из места удобного к продолжению жизни. Не имея нужды в одежде, он, если не воспротивился бы Божиим намерениям, не нисшел в состояние, подверженное весьма многим несовершенствам, так что вместо единого Бога он почитал многих богов...



...Радуйся, виссон свитый; Ты сокрыла в уме Своем высокия, божественные мысли и не открыла входа для противных обольщений...

Источник: Приводится по изданию: Избранные слова святых отцев в честь и славу Пресвятой Богородицы. - Издание Русского на Афоне Пантелеимонова Монастыря. - СПб.: В Типографии А. И. Траншеля, 1869. - С. 15-43.

***
***
***

святитель Лука (Войно-Ясенецкий)
Проповеди
Том II
СЛОВО НА РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

...Нам, жителям земли, с нашим весьма ограниченным разумом, свойственно жить только тем, что видим и слышим на земле, и редко, редко выходим мы за пределы этих земных интересов.
А бесплотным силам небесным, Архангелам и Ангелам, доступно знание и понимание гораздо большее, чем нам, обитателям земли...

1957 г.


***
***
***


праведный Николай Кавасила
Слово на Преславное Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы


...а что можно посчитать большим, когда Ее порождение случилось не просто от вашего естества, но оказалась делом вашей молитвы и праведности...


...Подобно Моисею вы постились и призывали Бога, ответ же получили другой, чем он: тот обрел в молитвах закон, вскоре исчезающий, вы же – кровь, образующую Новый Завет...


...Поэтому естество не могло принести ничего сообразного рождению Девы, но Сам призываемый [супругами] Бог соделал все и, отодвинув в сторону природу, непосредственно, так сказать, создал Деву как первого человека...


Из тех многих [благодеяний], которые Бог или уже даровал людям, или намеревался уделить как награду подвизающимся за сохранение данного, тот дар является главным, который и созидает человека преимущественно перед всеми другими, а именно: любить чисто Бога, жить сообразно разуму, владычествовать над страстями и не приобщаться никакому греху...


Глава V почитать полностью


...Поэтому совершенно необходимо верить в то, что сила против всяческого греха от Бога была вложена в природу, а от нас требовалось преобразовать эту силу в действие и, таким образом, по своей воле и благодаря самим себе пребыть добрыми, а Бог бы затем приложил Свою [помощь] для усовершенствования в нас добра и упокоения от трудов и усилий...


...Тогда не будет никакой опасности и никакой, даже самой малой, возможности греха, когда Бог, совершеннейшее благо, овладеет всеми нашими стремлениями, не оставив вне Себя никакой пустоты...


...Но сила против греха была в природе и была при каждом, но никто не претворил ее в действие и никто не прожил жизнь, будучи чистым от вины, но болезнь, начавшаяся от первого человека, через всех прошла и всеми овладела, так что, казалось, мы зло имеем в своей природе. Красота, присущая природе, сокрывалась, и в таком бесчисленном множестве человеческих тел не видно было человека, поскольку все употребляли силу души на сквернейшее, и присущее добро никак не проявлялось, так как никто не жил сообразно ему.


Но Пречистая Дева, не имевшая Небо градом и произошедшая не от сущих на Небе, но от земли, общим со всеми образом, – от того самого падшего рода, который не познал свою природу, – Она Одна из всех людей, живших от начала века до последних времен, противостала всякому злу и вернула Богу непорочной от Него полученную красоту и воспользовалась для того всеми возможностями и сбереженным оружием. Любовью к Богу, крепостью души, прямотой стремления и величием разумения Она обратила в бегство всякий грех и установила победный трофей, с которым ничто не сравнится...


...Ту, Которая, придя в эту жизнь и не до общей немощи, и не после общего врача, силой одного только благоразумия души, без какого-либо помощника, в самом зените, самом расцвете зла, на земле осуждения, с естеством, навыкшим быть постоянно побеждаемым, в теле, подчиненном смерти, когда все, способные помогать скверне, наличествовали во множестве, а все, знающие, как с ней бороться, отсутствовали, смогла соблюсти душу чистой от всякого зла, что не смог сделать никто из тех, кого повсюду восхваляют?


Полагать, что Бог созидает добродетель в душах людей как нечто подобное прочим творениям, прежде всего, противно понятию о добродетели, которая есть благое произволение и дело нашего расположения [воли]; ведь те, кто в сем бытии пользуются рассуждением и свободой воли, тем возможно достичь благобытия через должное употребление рассуждения и свободы воли, а благо не может быть разрушением бытия, и преуспевание в добре не может лишить нас уже имеющегося добра, но, скорее, добавить...


...Не следует думать и так, что преграда существовала, а Бог Сам Своим снисхождением разрушил стену; ведь, когда Он еще не сошел, не чем было разрушить препятствие, я говорю, о крови и страстях [Христовых]. Ведь только этим надлежало разрушить грех. Ибо и у живших под законом и имевших образы благодати [было известно], без пролития крови не бывает прощения грехов (Евр.;9:22)...


...Спаситель засвидетельствовал о Матери, сказав при общем собрании: «Матерь Моя и братья Мои суть слушающие Слово Божие и исполняющие Его» (Лк.;8:21). Этими словами Он не столько их, сколько Мать хотел прославить: ведь Он удостаивает их имени Матери и братьев за то, что предметом их усердия был Божественный закон. Ту же, Которую Он не только почтил наименованием Матери и не просто назвал Своей Матерью, но подлинно имел Ее таковой, Он показал превзошедшей всякое преизобилие святости.


...Ведь кроме того, что Матери Безгрешного следовало и Самой стать в этом Ему подобной, также было необходимо, чтобы человек сам по себе усердием ума и крепостью стал выше всякого греха, и это ради многих причин. Во-первых, подобало, чтобы человеческая природа явилась тем, чем она была, дабы принести Создателю подобающую честь и славу; ведь ни в первом [представителе] человеческого рода, ни в тех, которые от Него произошли, как в поврежденных грехом, нельзя было обрести [поврежденного] человека, так что Второму Адаму, в Своем божественном естестве пребывающему, совершенно не представлялось возможным явить иную природу, то есть нашу. Ведь Сам Он был не в том отношении ко греху, какое должен был иметь человек в этой жизни. Он вовсе был неприступен греху, а не то, что, имея возможность двоякого выбора, предпочел добро злу и устремился к добру, хотя мог стать и злым. Отсюда надлежало, чтобы открылся тот, кто, имея возможность согрешить, ни в чем не согрешил и был таким, каким Бог возжелал в этой жизни быть человеку...


... Дева воздержанием ума, прямотой воли и величием души от начала до конца изгнала всякую скверну. Затем в неизреченно Рожденном от Нее получил человек награду. Христос был непогрешим не как победивший усердием, но как увенчанный от начала, являясь врагам подобно герою со всеми его трофеями...


Глава XVI почитать полностью


...И как в этом мире, так и в раю, Она явила чистого и совершенного человека, каким в начале он был создан и каким должен был пребывать, и каким мог бы стать позднее, сразившись за Свое благородство. Поскольку надлежало человеческой природе встретиться с Божественной и так крепко соединиться, чтобы в двух природах стала Одна Ипостась, то следовало прежде каждой природе показать себя в незамутненной чистоте...


Источник: Христос. Церковь. Богородица : Богословские труды св. Николая Кавасилы / Пер. Максима Козлова, А.Ю. Никифоровой. – Москва : Храм святой мученицы Татианы при МГУ, 2007. – 381, [1] с. / Слово на Благовещение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии (Пер. прот. Максима Козлова). 345-360 с.


Рецензии