Моя родословная. Глава. 87 Мемуары
Один лишь человек рождается с плачем, живёт вечно недовольным и умирает разочарованным.
Уильям Темпл (архиепископ, 1881–1944 годы) — англиканский богослов, церковно-общественный и экуменический деятель.
Обстоятельства выезда из Омска Верховного правителя адмирала Колчака и его печального следования по Сибирской железной дороге на восток, а затем задержания его поезда чехословаками на станции Нижнеудинск и выдачи его «союзниками» красным властям Иркутска общеизвестны.
Кажется, мировая история последних лет не знает такого низкого и гнусного предательства, какое учинили над одним из доблестнейших сынов России в начале рокового для неё 1920 года.
В этом предательстве принимали видное участие представители чехословацкого командования в Сибири. Голова Александра Колчака послужила чехословакам своеобразным выкупом и свободным пропуском далее на Восток.
Такой ценой подлого и гнусного предательства чехославаки опозорили себя в истории. В момент передачи Александра Колчака красным властям, так называемому Политическому центру, адмирал воскликнул с горечью:
- Значит, союзники меня предают !
Будучи сам человеком большого душевного благородства, Александр Васильевич Колчак верил в наличие его и у союзников и был, теперь жестоко обманут в этой своей Вере...
21 января 1920 года началось следствие над арестованным Верховным правителем, заключённым в Иркутскую тюрьму.
На следующий день Политический центр, в котором первенствующую роль играли социалисты - революционеры, друзья чехословаков, вынуждено уступили свою власть в городе боевой коммунистической организации – военно - революционному комитету.
В это время отступавшая от Омска белая армия, с генералом - Сергеем Войцеховским во главе, уже вступала в пределы Иркутской губернии. 02 февраля 1920 года Каппелевцы стояли на станции Зима, всего в 150 верстах от Иркутска.
Для большевиков в Иркутске наставали решительные дни, и они начали готовиться к обороне города. Среди других забот и хлопот большевиков страшно заботил вопрос об участи адмирала Колчака.
Как поступить с ним ? Этот вопрос интересовал не один Иркутск. Его ставили и в Москве.
Председатель Революционного военного Совета 5-й советской армии, ведшей наступление на Иркутск, некто Смирнов в своих воспоминаниях рассказал, что он ещё в Красноярске получил от Ленина шифрованную телеграмму, в которой коммунистический диктатор «решительно приказывал Александра Колчака не расстреливать.
Что это значило ? Вероятно, центральная власть рассчитывала, закончив полностью следствие об адмирале и его министрах, привезти его в Москву и судить здесь, устроив пышное революционно - трибунальное зрелище, с обличениями «козней злостной Антанты».
«Обстановка изменилась, - рассказывает Смирнов - генерал Сергей Войцеховский мог ворваться в Иркутск и освободить Колчака, и кто знает - не станет ли он знаменем для сохранившихся реакционных сил ?
Запрашивать Москву было некогда, и решение оперативно приняли ...».
06 февраля 1920 года этот же большевистский комиссар телеграфировал в Сибирский революционный комитет пространное сообщение, в котором, между прочим, говорилось: «Сегодня по прямому проводу мною дано распоряжение расстрелять Колчака».
По информации председателя Военно - революционного комитета в Иркутске А. Ширямова, Александр Васильевич Колчак с момента ареста содержался в Иркутской тюрьме.
Его охранял особо надёжный отряд, и условия этой охраны ежедневно проверялись.
Председателю следственной комиссии Чудновскому дали распоряжение держать наготове специальный отряд, который в случае боя на улицах города должен был взять адмирала из тюрьмы и этапировать его из Иркутска в более безопасное место.
Продолжение следует …
Свидетельство о публикации №225092401660
