Крепь 2

В рассказе о ткацком станке "красна" я упомянул поселян-крепаков села Красное. И получил вопрос: а кто они такие? Мы знаем, что в нашей местности было много крепостных крестьян, были государственные и вольноотпущенные. Это понятно.
А кто такое крепаки?
Это интересная история, завязка которой случилась во времена царя Федора Алексеевича. Тогда оборудовалась Белгородская защитная черта и набеги кочевников случались очень часто. Большой отрезок земляного вала защищал тогда город-крепость Верхососенск. А на самом валу были устроены земляные городки, в которых несли службу и местами даже жили постоянно стрельцы и городовые казаки с семьями, В 1663 году случился очередной крупный набег. Многие земляные городки были разметаны, их защитники погибли,
Злая участь постигла и городок у Сенкиной дубравы,
Чтоб вы поняли. Тогда пространство Верхососенского уезда на четыре пятых было покрыто лесом. А небольшие группки деревьев, отстоявших отдельно, назывались дубравами, Так вот Сенкина дубрава и земляной городок при ней и располагалалась у речки Сухая Сосна, недалеко от истока.
Нынче это выгон у села Красное. Подчеркиваю это, что вы знали, что дальше события моего повествования будут разворачиваться именно вокруг этого места,
Мы не знаем, кто был тот Сенька, оставивший свое имя дубраве. Добавлю лишь, что и Верхсосенск, и вся нынешняя Бирюченская округа - да и вся Белгородчина - занимают нынче места, на которых до колонизации Московским государством жили остатки славянского племени северян. Тут было государство, стояли села и города, которых нынешняя историография не признает. И вот эти северяне и оставили нам топонимику, которой, в основном, пользуемся и мы сегодня. Например - село Гредякино, или Гредякин колодец. Кто был тот Гредяка, давший имя селу - мы не знаем. И кто такой Сенька, осчастлививший своим именем целую дубраву? А может - это был вовсе и не Сенька, а у домосковских славян слову "сенка" придавался иной смыл. Может - тут сено заготавливали. Не суть теперь важно.
А важно, что, после разгрома кочевниками в 1663 году , земляной городок у Сенкиной дубравы был возрожден. Стоялым головой на поле сюда назначили сына
боярского Дмитрия Щепотьева-Красного. "Краснаго" - как писали тогда,
Этот Дмитрий , по назначении, живо взялся за дело. За год гарнизон обновил частокол вокруг городка, наставил ловушек в пойме Сухой Сосны, поставил часовню и сделал рубленую тюрьму. По обеим берегам оборудовали спуски к водопою, и скоро здесь утоляла жажду вся конница Верхососенска и коровьи с овечьими стада и отары.
Земляной городок у Сенкиной дубравы уже мог жить отдельно от крепости и обеспечивать сам себя всем нужным , кроме порохового зелья. Это уже вызывало зависть у воевод. Тем более, что у некоторых детей боярских семьи перебрались из городских посадов в городок к Щепотьеву - Красному.
Постепенно здесь возник рынок, на который съезжались купцы из соседних крепостей Усерда и Царева Алексеева. А в 1666 году появились и первые негоцианты из самого Белгорода,
И получилось так, что в благих порывах стоялого головы на поле стали преобладать не военные, а бытовые мотивы. Мы бы теперь сказали - городок и его обитатели стали обрастать жирком.
Беда грянула летом 1667 года. Прячась между дубравами, проскальзывая по долинам рек и речек, у Верхососенска внезапно появился татарский тумен под водительством азовского мурзы Ахмет Аги. Это известный факт, хотя до конца так и не исследованный поздними историками. Не станем забираться в дебри и мы. Я лишь коротко обведу канву событий,
Татары хорошо знали местность и возможности русских крепостей. Чаще всего, они их не штурмовали. Достаточно было запереть в крепости её защитников - и грабь посады и села.
Так случилось и теперь. Верхососенская крепость задвинула засовы ворот изнутри, и лишь со сторожевых башен стреляла из пищалей. В городе были две пушки-тюфяка, но пушкари, как на грех, за пьянку лежали крепко битые в соляном амбаое ,
Воевода Микифор Люшин вызвал подмогу из соседнего Усерда. Оттуда спешным порядком к Верхососенску прибыл отряд в триста стрельцов под командой дьяка Семена Александрова.
Обобрав местность, но не задев Сенкину дубраву, татары погнали захваченный скот и пленников к Черемховому броду, у Гредякина Колодца.Основные силы татары оставили позади захваченных, чтобы прикрыть переправу Всё случилось на протяжении даже не дней - часов. Гарнизоны земляных городков даже понять толком не успели, что происходит.
Вот на эти татарские силы и навались усердские триста спартанцев. Их огненный бой был точен и силен, но уж шибко силы оказались неравны. Татары выбили почти всех,
И тогда к месту боя спешно привел свой гарнизон стоялый голова на поле Дмитрий Щепотьев-Красный. В земляном городке он не оставил даже писаря,
Но силы оказались не равны и тут. Постепенно от Гредякина Колодца кочевники начали оттеснять русских вдоль поймы Сухой Сосны . И в это время очнувшийся крепостной гарнизон Верхососенска вышел и стал стеной у Сенкиной дубравы. Когда к нему присоединились остатки отступавшего отряда Щепотьева-Красного, здесь оказались силы, неодолимые для татар,
Сеча у Сенкиной Дубравы не вошла в учебники истории. Но она была значима не меньше, чем знаменитое сражение при Молодях. Был спасен и возвращен домой весь татарский полон, с пленными и стадами. Был захвачен огромный обоз, где одних волов насчитали больше семисот голов. Пленили около двух тысяч татар и захватили четверых генуэзских купцов с казной и товарами. (Чуть позже за это поражение хан Селим Гирей был низложен и сослан на остров Родос). В отписке царю Федору Алексеевичу воевода Верхососенска Микифор Иванович Люшин писал : "Того урону им, татаровям, пришлось гораздо против прибытка. А у Красного городка близ кровавого места устроен погост и кажному упокоенному воздано по чину. Ныне тут сызнову ратногзвания люди возобновили малую крепостицу и прилежно стерегут Поле ",
Вот вам и первое упоминание о названии села. И тут же, в давно забытой могиле, лежит тот, кто дал селу имя. Дмитрий Щепотьев-Красный (Красной),
Мне кажется - сегодня еще можно отыскать место того средневекового боя. Память о нем всё еще хранится в шрамах земли,
Идём дальше.
И так Красное дожило до 18-го века, когда шла екатерининская административная реформа, и уездный город Верхососенск утратил статус, став заштатным городом Бирюченского уезда.
Перестройка административных органов требовала пересмотра поземельных отношений. Уезд был билингвистичен - то есть двуязычен, и уклад жизни великороссов и малороссов разительно отличался. Ареол расселения украинцев приходился на уездные земли южнее Тихой Сосны, русские крестьяне жили в селах севернее реки. Хотя были и смешенные земли. Например, на русской стороне находились малороссийские села Мало-Алексеевка, Марьевка, Солдатка, Уточка, Но тут не было воли самих крестьян - сюда их насильственно из слободы Алексесвка перевел владелец земли граф Боис Шереметьев.
Замечу, что в уезде имели свои поместья носители самых громких фамилий того времени. Трубецкие, Шидловские, Шереметевы, Юсуповы. Здесь императрица Екатерина щедро одаривала их за службу угодьями и крепостными.
Надо помнить, что к тому времени Белгородская засечная черта утратила военное значение, а империя ушла далеко в Дикое поле.Целый пласт служилых людей приграничья оказался без дела. И тогда императрица отдала им земли бывшего порубежья. Она разделила недавних солдат на дворян, однодворцев и государственных крестьян. То есть , все великорусское население по Тихой Сосне оставалось лично свободным. Бывшие офицеры-дворяне и однодворцы получили отельные пожизненные наделы, государственные крестьяне вошли в сельские общины.
Но, как мы помним, было еще и многочисленное малороссийское население. Оно изначально не было привязано к русской пограничной службе а являлось лишь пришлым миграционным контингентом. По сути малороссияне вокруг Бирюча оказались в надежде спастить от пожаров бушующей Украины. И когда секретарь Екатерины, Александр Храповицкий принес ей на подпись Указ о даровании земель Слободской Украины их же жителям, вкупе с малороссами, Екатерина подняла бровь : "А этим-то за что?",
И вообще всю Малороссию перевела в крепостное положение. Вот так наши земляки-украинцы оказались собственностью носителей тех самых высоких фамилий.
А где же наши крепаки?
Сейчас расскажу. А пока несколько абзацев о судьбах наших великороссов.
Так вот. Государственные крестьяне лишь на бумаге значились лично свободными. На деле - они с головой принадлежали сельской общине. А община - это такой колхоз 17 - 19 -го веков. Все земли в общине принадлежали ей. Община из своих угодий наделяла полосками крестьянские семьи. Община собирала налоги и сама платила их. Община разрешала уход на заработки, имела школы и больницы, ведала рекрутским набором. Община отвечала за безопасность. Когда на землях общины происходило убийство - община обязана была сама найти и выдать преступника.Или хаплатить штраф. Община была строго структурирована, в полийеском смысле она делилась на десятидворки.и сотни дворов, где верховодили выборные десятски и сотские. Управлял общиной земский выборный - на два года - волостной старшина, который подчинялся только общине, и сместить его мог лишь губернатор или Министр внутренних дел.
Замечу, что крепостническое землевладение отличалось от общинного лишь тем, что в крепостном населенном пункте функции общины выполнял помещик. После реформы 1861 года бывшие крепостное и общинное землевладения были приведены к единому образцу.
Но вернёмся к крепакам.
После утраты военного значения город Верхососенск стал волостным центром и расслоился на дворян - (Васильчиковы, Дитятковы, Пересыпкины) . - однодворцев (72 фамилии) ,
и государственных крестьян ( 4 600 душ. Души считались только мужские). И эти крестьяне образовали новую общину.
А общине полагается земля. Вот лежащие вокруг бывшего города угодья и стали основным зерновым клином Верхососенской волости.
И все бы ничего, но земли соседней, крепостной малороссиской , Веселовской волости, принадлежали княжескому роду Юсуповых. Причем вышло так, что великорусское село Красное. Верхсосенской общины, оказалось в окружении княжеских угодий ,
Началась споры. Верхососенцы требовали от князя , как бы мы сейчас сказали - Сувалкский коридор, свободного единства с Красным. Того же требовали и красняне. Сотский крастьнян Осип Осипов ездил искать правды к губернатору.
Вместо правды в Красное вошли казаки. Они принялись пороть встреных-поперечных лично свободных подданных её Величества, как каких-нибудь инородцев. Осип Осипов с сыновьми закрылись в кузнице. Когда кузницу подожгли, сыновья выпрыгнули на штыки, а Осип Осипов застрелился из самодельного пистоля. Впоследствии, описывая это событие для Министра внутренних дел, князь Николай Борисович Юсупов писал : "...посредством воинского приступа кузня сожжена, бунтовщики самострела взяты, самострел убил себя до смерти ...",
Верхоосенская община закипела. Горчие головы кричали "итить на Юсупа". В бывший город вошла полурота драгун.
Это могло кончиться очень плохо. Но все решилось мирно, почти по семейному. В волость пришла грамота из Петербурга о том, что "Красное село изымается из управления Верхососенской волостью и передается в волость Веселовскую на положение владетельных крестьян графа Юсупова. Понеже сие не успокоит мiр, то такую участь распространим мы и на иные недовольные земли",
Вот так вольное великорусское Красное приравнялось к малороссийскому и стало крепостным. Оно одно такое на всю Слободскую Украину. Отныне и до сего дня всех жителей Красного зовут крепаками. Хотя сколько их там и осталось-то , крепаков? Висторобские да Елистратовы , Лазоревы да Митюшины, Светашовы да Самостреловы...
Раз, два - и обчёлся.


Рецензии