Готическое несовершенство - символ Свободы

Когда говорят о готической архитектуре — архитектуре средневековой Европы XII–XVI веков, — люди склонны сосредотачиваться на внешнем виде зданий.

Мы говорим, что готическая архитектура — это такие вещи, как стрельчатые арки, аркбутаны и горгульи.

Но готическая архитектура — это нечто большее.

Потому что люди не просто решили создать «готические» соборы — эти здания и каждая их часть были логическим завершением целого мировоззрения.

Такой аргумент выдвинул писатель Джон Раскин в 1853 году.

Его эссе «О природе готики» было чрезвычайно популярно и оказало влияние — это, вероятно, лучшее объяснение готической архитектуры, когда-либо написанное.

Он утверждал, что в готике есть шесть основных элементов, которые, хотя и не являются уникальными по отдельности, полностью объединены только в готике:

Дикость
Изменчивость
Натурализм
Гротескный
Жесткость
Избыточный
Дикость

Под «дикостью» Рёскин подразумевал, что в Средние века от ремесленников и скульпторов не ожидалось создания «идеальных» работ.

При украшении собора они были вольны творить то, что им нравилось, в меру своих возможностей.

Искусство было скорее правдивым, чем идеальным.

В результате многие произведения готического искусства «несовершенны», особенно по сравнению с классической или ренессансной скульптурой.

Но, по мнению Раскина, в этом и заключается его красота.

Несовершенство само по себе является законом как природы, так и человечества, поэтому готическое искусство в своей основе более человечно.

Что еще важнее, Рёскин утверждал, что несовершенство готической архитектуры отражает творческую свободу людей, которые ее создали, — свободу, которой не было у рабочих в XIX веке и которая даже сегодня встречается редко.

Готическое несовершенство как символ свободы.

Изменчивость

Поскольку средневековым каменщикам была предоставлена свобода творить по-своему — без «правил» классического дизайна, — готическая архитектура неизбежно наполнена разнообразием.

Зайдите в любой готический собор и посмотрите на детали: они всегда и везде разные.

И эта изменчивость касалась не только декора — она касалась и общей формы здания.

Большинство готических соборов асимметричны, и, что еще более невероятно, каждый готический собор совершенно уникален по форме, планировке и общему дизайну.

Натурализм

Все очень просто: средневековые люди находили огромное удовольствие в природе — в цветах, листве, деревьях, фруктах, птицах и рыбе.

Таким образом, поскольку каменщики могли реализовывать свои собственные творческие наклонности, готическая архитектура неизбежно была наполнена цветочным декором.

Гротескность

Самая известная особенность готической архитектуры.

Люди Средних веков были очарованы всем фантастическим и жутким, каким-то образом объединяя в себе вещи, которые были одновременно и смешными, и ужасающими.

Вспомните «Сад земных наслаждений» Иеронима Босха.

Эквивалентом дикого искусства Босха являются горгульи, гротески и уродства готической архитектуры — необъяснимые чудовища, толпящиеся вокруг башен, и странные лица, глядящие на вас.

Кошмарный, вульгарный, мрачно-смешной и восхитительный одновременно.

Жесткость

В то время как египетская, греческая или римская архитектура была в основе своей горизонтальной, готическая архитектура была в основе своей вертикальной.

Отчасти это объясняется тем, что в основе конструкции лежит арка (конкретно стрельчатая арка), а не столб и перемычка.

И поэтому готическая архитектура неизбежно устремляется вверх, почти как дерево.

Раскин утверждал, что стрельчатые арки и своды, которые, как было сказано, привели к этому уникальному живому качеству готики, были результатом как религии, так и темперамента, единства спешки и радости.

Избыточность

Раскин также называл это «щедростью», имея в виду подавляющее обилие скульптуры, деталей и декора в готической архитектуре.

Ничто не осталось нетронутым — каждая поверхность была возможностью для какого-нибудь восхитительного дизайна или скрытого послания.

Радоваться созданию обильных украшений и знать, что другие тоже будут ими восхищаться, и, таким образом, не считать себя лучше, чем дать людям то, что они любят, может быть результатом только настоящего смирения.

Готические скульпторы были щедры в своих проектах, потому что были скромны.

Итак, огромное разнообразие готической архитектуры, богатство ее декора — от самых мощных башен до самых низких скамей — является еще одним результатом свободы средневековых каменщиков.

Вы видите, что готическая архитектура представляет собой, прежде всего, мировоззрение.

И это шесть элементов готики по Рёскину.

Конечно, его эссе следует прочитать полностью, но более общая идея заключается в том, что вся архитектура, готическая или какая-либо другая, заключается не столько во внешней форме, сколько в образе мышления.

Первое всегда и везде неизбежно вытекает из второго.


Рецензии
Сколько раз бывал в соборах и никогда раньше не задумывался об этом. Спасибо!
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   24.09.2025 14:23     Заявить о нарушении
Мои небольшие лекции дочери.
Доброго здоровья
Анатолий

Анатолий Клепов   24.09.2025 16:24   Заявить о нарушении