Верный

      Когда отец получил комнату в доме посёлка Мостостроительного Поезда мы все были на седьмом небе от счастья.  Теперь у нас перед окнами был небольшой дворик и первым делом мы с отцом у забора посадили маленькую берёзку. Дворик наш был огорожен деревянным забором - штакетником, который опоясывал по периметру весь наш одноэтажный дом, в котором было 12 квартир и амбулатория. Также по всему периметру дома был положен деревянный тротуар, по которому, мальчишки с грохотом гоняли на самодельных самокатах, на подшипниках.
      Наша квартира была в самом центре, поэтому была очень тёплой. Но в каждой квартире была печь, на которой готовили еду и заодно обогревали квартиру.
Такой же дворик бы и у наших непосредственных соседей, и двери входов в дома были напротив. Ну и калитки наши были рядом.
Мне было 12 лет, когда отец принёс домой красивого, лохматого, маленького пёсика. Мы назвали его Верным. Окрас у него был двуцветным, манишка, грудь, живот и мордочка были белыми, а всё остальное черным. Как - то слушая радио, я услышал, что в каком - то колхозе вывели породу овец с длиной шерсти в 12 см. Я взял линейку и стал измерять длину шерсти на хвосте Верного. Она оказалась равной 16 см! А был рад несказанно этому обстоятельству и рассказал об этом, маме, отцу и брату.
     Верный постоянно провожал меня в школу, но дальше места, где заканчивалась граница нашего посёлка, я его не пускал и отправлял домой. Тогда он садился и ждал когда я сверну на дорогу, что вела к школе, и только потом шёл домой. Зато как он встречал меня из школы - он летел во всю собачью прыть, больше напоминая зайца, нежели барбоса. Его задние лапы при очередном прыжке выскакивали вперёд, как это происходит при прыжке у зайцев. Передние меж тем оказывались между задними и почти доставали до хвоста. Видок при этом был до восхищениия смешным. И когда мы были почти на вытянутую руку, Верный, не сбавляя темпа прыгал мне на руки и тут же норовил облизать мне всё лицо... потом я опускал его на землю и он уже до самого дома от меня не отходил. Когда мы подходили к дому он смотрел открыта ли калитка. И если она была закрыта, да ещё на щеколду, он царапая лапами слева от неё старался придать ей вертикальное положение и потом правой лапой открывал калитку и заходил первым, т.к. последнему нужно было всё закрыть...Кстати  Верный умел открывать калитку закрытую на щеколду, не только снаружи, он и изнутри. Онпросовывал лапу между штакетин, отклонял шеколду до вертикального положения  а потом лапами толкал калитку. Мало того, он этим приёмам обучил и своего друга - Жигана.
     Когда я учился во 2-ю смену, отец частенько меня закрывал дома, а приходя на обед открывал и я уходил в школу. Однажы в такой день, сидя дома я наблюдал такую "картину": почтальонша - молодая девчонка пришла к дому  опустила почту и стала дразнить Верного. Он был как и я закрыт, но я в доме, а он в коридоре. Но для Верного в сенях справа от входной двери был сделан вырез - лаз. Снаружи этот лаз был просто прикрыт лопатой без черенка. Верный "из уважения" к хозяевам не вышибал эту лопату, а терпеливо ждал когда ему откроют выход. Для справления собачьих нужд, в дальнем углу коридора имелось специально оборудованное местечко, которым пёсик практически не пользовался. Я всё это видел из окна, а почтальон меня не видела и не подозревала о моём присутствии в доме. Раздразненный Верный в конце концов "плюнул" на приличия и вышиб лопату...  но не с первого раза, дав тем самым почтальону приличную фору. Настиг беглянку, только тогда, когда та была уже у открытой калитки. Верный не стал драть её как это делают разъярённые псы, а довольствовался более, чем скромным клочком "жалкой", замшевой юбчонки... первым трофеем в его взрослой жизни.
    Естесственно, на следующий день к нам пожаловал участковый с заявлением, гр - ки Н. о том, что во время исполнения гражданского долга, а именнно служебных обязанностей, она подверглась нападению разъярённой собаки. В результате нападения ей был нанесён материальный ущерб ввиде порванной юбки, стоимостью... р.
Хорошо, что в это время я был дома и конечно же рассказал и участковому, и отцу, то что я видел своими глазами... Претензий от этой девицы, больше не поступало...
      Зимой, во время уроков физкультуры, мы часто ходили на лыжах. 10 километровая лыжня была проложена вдоль малого Иркута в 200 м от нашего посёлка. А дорога к лыжне проходила мимо нашего дома, буквально в 15 метрах.
      В один из таких уроков, когда Виктор Семёнович повёл наш 5 - й "Б", на лыжню к Ангарскому валу, за нами естесственно увязался Верный... Снег был довольно глубокий, но пёсик преодолевал препятствия довольно легко. Весь класс радовался присутствию барбоса и даже Виктор Семёнович. Прибыв к валу,  учитель стал делать трамплины и конечно же, в дело включился весь класс. Когда трамплины были готовы, учитель из трёх лыжных палок, у самого конца трамплинов соорудил "ворота" и нам перед самым прыжком приходилось приседать. Конечно же мы частенько "кувыркались"...
     Во время гражданской войны, (как я от кого - то слышал) по этому валу ходил бронепоезд. Вал шёл к самому Иркуту, а через Иркут был выстроен деревянный мост. В то время он был полностью разрушен и из воды торчали отстатки деревянных опор, течение реки в этом месте было очень сильным. Иркут в этом месте впадал в Ангару.
        Когда с изрядно побитого трамплина у меня слетела правая лыжа - увыркнулся и я...  Я воткнулся в огромный сугроб так, что кажется наружу торчали, только лыжы и палки. Первым, мне на помощь бросился конечно же Верный! Весь класс покатывался со смеху, наблюдая как Верный, всеми четырьмя лапками откапывал своего друга... В тот раз Верный впервые проводил меня до самой школы и ждал меня до окончания урока физкультуры, который был последним. Домой мы возвращались весёлыми и Верный от собачьей радости нырял головой в рыхлые от свеже выпавшего снега сугробы.
     После того злополучного случая с почтальоншей, участковый сказал отцу, чтобы Верный был с ошейником и сидел на цепи...
      Был у Верного и друг по кличке Жиган, коренастый крепыш, исключительно масти "антрацит", такой же непроницаемо чёрный и такой же "алмазно" блестящий. Дружили они конечно потому, что его хозяина, так же как меня звали Валеркой и он был моим другом. А отец Валерки - дядя Олег, часто приходил к нам, чтобы сыграть в шахматы с моим отцом.
В общем, мы полноценно дружили семьями,  и моя мама Анастасия, и Валеркина мама - Надежда. А её сестра Алла была женой маминого брата Виктора... Верный и Жиган прекрасно ладили и даже обменивались навыками.
     Однажды, придя домой, я застал там участкового. Он хотел составить акт и оштрафовать отца, за то, что Верный бегал и без ошейника, и был без поводка, и не сидел на цепи, несмотря на его предписание.
        Мы с отцом отговорили его, пообещав, что завтра же Верный будет с ошейником и на цепи.

       На следующий день была суббота и отец дал мне рубль, и велел ехать в город за цепью.  На ближайшем автобусе я уехал в город, зашёл в универмаг и выбрал красивую цепь. У меня оставалось 49 копеек и вдруг на прилавке я увидел красивый ошейник. Ошейник был подходящего размера и стоил... 49 копеек!  Долго не размышляя я купил ошейник и пошёл домой пешком, т.к.  денег на автобус у меня не было.  Домой я пришёл через час с лишним...
К моему удивлению меня встретил не Верный, а отец. Ну, что купил цепь - спросил он, да купил и даже с ошейником, ответил я. Вот и хорошо, сказал отец, теперь, если не будешь слушаться, я тебя буду на цепь сажать... А где Верный? - спросил я, но  вместо ответа отец повёл меня к сараю. Там, за сараем, на тропке, он показал мне на лужу крови на снегу. Вот наш Верный - сказал отец. Пока я ходил за цепью, собачники объезжали наши места, отстреливая бродячих собак. Верный, услышав выстрелы выскочил из дома и побежал навстречу своей гибели...


Рецензии