Самая загадочная картина живописи
Этот 500-летний портрет может показаться обычным, но он один из самых загадочных в истории.
Здесь так много деталей. И на этой маленькой странице можно прочитать каждую музыкальную ноту.
Но присмотритесь — на самом видном месте скрывается тревожная тайна сущности нашего мира ...
Чем больше вы изучаете картину Ганса Гольбейна «Послы», тем больше понимаете, почему она является одной из самых философских картин в истории.
Она настолько детализирована, что вы можете почувствовать каждую ниточку в этом ковре...
Или просмотрите каждую отдельную страницу этой книги — и даже определите, какой именно арифметический текст она представляет (автор — немецкий астроном Петер Апиан).
Но зачем так тщательно прорисовывать каждый объект?
На картине изображены французский дипломат Жан де Дентевиль (слева) и епископ Жорж де Сельв (справа).
Но они не являются настоящим фокусом. Что более интересно, так это объекты между ними...
На верхней полке находятся измерительные приборы, имеющие отношение к небесному царству: небесный глобус, солнечные часы, торкветум.
Ниже представлены предметы земного царства: глобус, музыкальные инструменты и нотная запись.
Все они являются символами человеческого понимания и областей, в которых эти люди достигли совершенства.
Все их земные достижения выставлены напоказ: на глобусе даже указано местонахождение замка Жана в Полиси.
Но мы пока только царапнули поверхность. Талант Гольбейна гораздо глубже.
Присмотритесь внимательнее, и вы заметите, что у лютни одна струна порвана — символ какого-то перелома...
Рядом с лютней — сборник гимнов, написанный не кем иным, как Мартином Лютером.
Эта картина была написана во время протестантской Реформации, на которую она наводит тонким отпечатком. Но теологические намеки на этом не заканчиваются...
Взгляните на небесный глобус, и вы начнете понимать, что ни одна деталь не случайна.
На ней изображено небо 11 апреля 1533 года — Страстная пятница. Ровно через 1500 лет после смерти Христа...
Так что же связывает все это воедино?
Вы, наверное, заметили странную размытость на переднем плане. Это анаморфное изображение...
Если посмотреть на него под правильным углом, он превратится в человеческий череп.
Что предлагает Гольбейн?
Со всеми земными знаниями и богатствами, которые собрали эти люди, что все это значит в конце концов? Чего достигнет разделение реформаторов?
В конце концов, смерть приходит за всеми нами — и их мимолетная жизнь ничего не значит...
Или нет?
Обратите внимание, что размер картины составляет 207 x 209,5 см. Почти, но не совсем, идеальный квадрат — почему?
А что, если нарисовать идеальный квадрат, начиная с правой стороны картины?
За пределами квадрата и за пределами нашего земного понимания осталось только одно...
Небольшое, полузакрытое распятие, спрятанное за занавеской.
То, что он находится за пределами квадрата, древнего символа Земли, не случайно...
Несмотря на всю нашу способность покорять земной шар или измерять положение звезд и планет...
Истинный смысл заключается не в земных, а в духовных стремлениях.
Гольбейн настолько подробно изображает земную реальность, что мы не можем поверить, что это всего лишь работа кисти.
Но поначалу мы даже не можем увидеть череп — точно так же, как мы не можем осознать быстротечность жизни.
Еще более скрыта истина, которую еще труднее постичь.
Вечная истина.
Гольбейн умер в Лондоне , почти наверняка от чумы, в 1543 году. Длинная тень бубонной чумы пронизывает его искусство в его танце смерти трупов и скелетов.
Гольбейн был звездой эпохи Возрождения. Родившийся в Аугсбурге, на юге Германии, он прославился в швейцарском городе Базеле, прежде чем проложить себе путь в Британию в качестве гостя Томаса Мора , автора «Утопии» и Короля Генриха VIII. Позже он сменил покровителя на Томаса Кромвеля.
Генрих послал его написать портрет Анны Клевской, чтобы помочь монарху решить, стоит ли делать ее своей четвертой женой. Затем, в возрасте 46 лет, Гольбейн умер в Лондоне и был похоронен в безымянной могиле.
Немногие художники могли сравниться с ним по взгляду на живых людей, но присмотритесь к его работам, и вы увидите пугающие предупреждения о том, что смерть всегда за вашим плечом. В «Послах » в Национальной галерее Лондона двое богатых мужчин стоят в расцвете сил, одетые в роскошные меха и окруженные символами науки и культуры, от глобуса до лютни. Все это представлено в совершенных, сияющих деталях на фоне роскошного зеленого занавеса.
Но что-то прорезает нижнюю половину картины и пронзает их желанный мир насквозь: черно-белое пятно, которое прерывает сцену так же поразительно, как пандемия. Если посмотреть под правильным углом, длинное, тонкое пятно оказывается человеческим черепом — неотвратимым присутствием смерти.
Чтобы донести эту мысль, Гольбейн создал серию гравюр на дереве под названием «Пляска смерти» , в которой скелет-жнец прерывает людей, когда они правят, любят или пашут. Чтобы забить последний гвоздь, он также нарисовал Христа в виде гниющего трупа. А «Тело мертвого Христа в гробнице» даже не намекает на воскрешение — это просто умерший человек, чье лицо становится серым, а ноги окрашены в зеленый цвет. Когда Достоевский увидел его в Базеле, он был заворожён. «Да ведь вера человека может быть разрушена, если посмотреть на эту картину!» — говорит один из его персонажей в «Идиоте».
Изобразив смерть так много раз, Гольбейн оказался в Лондоне, пораженном чумой. За несколько недель до своей смерти от чумы, по словам его биографа 17 века Карела ван Мандера, он составил завещание, чтобы обеспечить своих двух незаконнорожденных детей в Англии.
Во времена Гольбейна болезни были обычным явлением. Средний возраст составлял 35 лет, так что он преуспел, дожив до 40 лет.
Жить хорошо означало готовиться к смерти. Жан де Дентевилль, которого можно увидеть в «Послах», носит на своей кепке значок в виде черепа. Гольбейн проявил похожее принятие, когда составлял завещание в своем доме в Олдгейте: он не собирался быть удивленным, как король в «Пляске смерти», прерванный во время пиршества скелетом-официантом. На этой ужасающей гравюре на дереве 34 души из всех слоев общества встречают ужасный конец.
Череп, скелеты, мертвый Христос — может быть, Гольбейн позволил бросить себя в общую могилу в качестве своего последнего художественного жеста. В конце концов, в своем завещании он мог оставить деньги на похороны и гробницу, как это сделал Леонардо да Винчи во Франции. Не сделав этого, он знал, что рискует оказаться в общей яме. Если это действительно была его судьба, то он смело принимал проницательность своего искусства.
От короля до священника, от юриста до крестьянина, от аббатисы до художника, мы все в конце концов оказываемся одинаковыми: вырванными из существования, как 34 потерянные души в его великолепном, завораживающем шедевре «Пляска смерти».
Свидетельство о публикации №225092501011
С дружеским приветом
Владимир
Владимир Врубель 25.09.2025 16:27 Заявить о нарушении
Доброго здоровья
Анатолий
Анатолий Клепов 25.09.2025 16:49 Заявить о нарушении