4. Испытание вер
Вообще принятие единой веры для Руси было жизненно необходимо. Язычество тормозило развитие государства, разрывая его на несколько бесформенных кусков. Эти куски были сцеплены воедино оружием и деньгами, но, как известно, ни страх перед наказанием, ни чинопочитание, ни звон монет по силе своего воздействия на умы не могут сравниться с идеологией. Духовная связь между людьми гораздо сильнее и власти оружия и власти денег. Киевскому правительству как воздух был необходим еще один рычаг для управления пестрым населением громадной страны, и таким рычагом для него могла стать только Церковь. Робкие попытки Владимира Святославича превратить Киев в религиозный центр государства, путем механического «переселения» в столичный Пантеон богов разных племен, столкнулись с весьма предсказуемой и принципиально неразрешимой проблемой: много богов – много священников. Священнослужители, как известно, народ консервативный и несговорчивый, - найти друг с другом общий язык и стать истинной опорой центральной власти они смогут, только если будут служить общей Идее. Кроме того, любой земледелец, любой охотник, любой боярин, любой ратник в любом, даже самом отдаленном уголке Руси, станет воспринимать великого князя как «своего», только если их будет объединять вера в одного Бога.
Был в этой истории с «Испытанием» и еще один немаловажный аспект. Крестившись и крестив своих подданных, Владимир мог попробовать сделать то, чего не удалось его могущественному отцу, - породниться с императорской семьей. Династический брак сразу поднял бы значение молодого русского государства в глазах европейских правителей. Самого киевского государя он наделил бы поистине царской властью, кроме всего прочего, поставив его в ранг равноправного союзника Константинополя и исключив подчиненность Руси Византийской Империи, какую та обычно требовала от вновь-обращенных народов.
Исходя из всего сказанного, нам вряд ли стоит сомневаться в том, что если пресловутое «Испытание Вер» и имело место в действительности, то Константинополь с его православием был вне всякой конкуренции.
Правда, добиться от императора руки одной из принцесс было ой как не просто. Владимир, впрочем, был мужиком ушлым, он как никто умел превращать чужие трудности в свои успехи.
Свидетельство о публикации №225092501221
