12. Высшее благо
Счастье может быть самоценно в каждый момент времени. Но вместе с тем стремление к нему находится в постоянном развитии, качественно и количественно. Мы всегда желаем всё большего счастья и всё более продолжительного его переживания во времени.
Как говорится, «человеку всегда мало».
И если логически развить наблюдаемую тенденцию, то в своём максимальном выражении она приходит к идеалу полного отсутствия страданий и обретения высшего непреходящего счастья. А для того чтобы счастье было непреходящим, нужна вечная жизнь. Без неё идеал не будет полным.
Вспомните, чем заканчиваются сказки с хорошим концом: «И жили они долго и счастливо». Этот финал является кульминацией всех тех трудностей и приключений, через которые прошли герои.
Научно-технический прогресс движется в том же направлении — сделать жизнь человека как можно более приятной, комфортной, безопасной, а также добиться радикального увеличения срока жизни, как максимум — достижения физического бессмертия. Насколько это у нас хорошо получается — вопрос спорный, но само направление очевидно.
Согласно религиозным представлениям, конечным и высшим результатом духовного развития человека является обретение Рая, Нирваны, Мокши, Вайкунтхи. Это разные концепции, но все они подразумевают вечную (бесконечную) жизнь и высшее блаженство.
Как отмечалось, жизнь не является безусловно самоценной, поэтому человек может преодолеть своё желание жить, совершив самопожертвование или самоубийство. Но в нормальных условиях сохранение и продолжение своей жизни является для человека объективно одним из базовых стремлений. Человек всегда хочет жить, пока есть благополучие и жизнь приносит удовольствие ему и тем, кто ему не безразличен.
Желание бессмертия принимает множество форм: поиски эликсира молодости, продолжение себя в детях, стремление оставить след в истории и сохранить себя в памяти будущих поколений, мечты о бессмертии в науке, представления о жизни после смерти в религиозных учениях. Всё это — не просто случайный набор фантазий, а проявления одного и того же вектора человеческих устремлений. В глубине души мы не хотим прекращать своё существование, мы хотим быть всегда.
В качестве возражения можно услышать: «Я не хочу вечной счастливой жизни, так как она, в конце концов, наскучит». Но это возражение логически противоречиво, поскольку счастье по определению исключает скуку, ведь скука — это одна из форм негативных переживаний.
Однообразное удовольствие действительно может быстро приесться, но здесь мы говорим об идеале счастливой жизни, который может включать в себя всё многообразие позитивных переживаний и их развитие.
Другое распространённое мнение: «Жизнь ценна именно потому, что она конечна; бессмертие лишило бы её смысла».
Здесь путают причину и следствие. Да, в условиях неизбежной смерти мы учимся ценить время, как голодный ценит каждый кусок хлеба. Но это ценность дефицита. Напротив, человеческая природа устремлена к обретению изобилия. Мы не стремимся к тому, чтобы жизнь стала как можно короче, тем самым повышая её ценность, а наоборот: осознавая ценность времени, мы стремимся к его продлению. Главная ценность жизни и мотивация в ней — не в её конечности, а в возможностях роста, познания, реализации, приобретения всех возможных благ и ценностей. Изобилие еды для голодного снижает её особую ценность, но открывает возможности для стремления к чему-то большему.
Нередко люди преклонного возраста устают от жизни и желают её окончания. Но и это происходит оттого, что в старости человек теряет способность получать от жизни удовольствие, а не потому, что жизнь потеряла ценность сама по себе.
Спросите ребёнка, радующегося каждому дню: хочет ли он, чтобы однажды его жизнь раз и навсегда закончилась? Ответ очевиден. Для ребёнка сама идея конечности его жизни, как правило, представляется чем-то неправильным и неестественным.
Таким образом, высшее благо для человека, которое он мог бы гипотетически обрести — это полное отсутствие страданий, высшее непреходящее счастье и вечная жизнь.
Речь не о том, что каждый формулирует для себя такую цель и осознанно к ней стремится, а о векторе человеческих устремлений и о его высшей конечной точке.
Мечты о вечной жизни мы оставим на будущее. А следующий вопрос, на который нам нужно ответить: «В чём заключается высшее непреходящее счастье?»
Чтобы найти ответ на него, нам необходимо проследить эволюцию человеческих ценностей — начиная с самых простых и заканчивая самыми высокими.
Свидетельство о публикации №225092501546