Покушение на Брежнева в январе 1969 года
Об учебе в техникуме в 1965-1968 годах, ВОСПОМИНАНИЯ еще пишутся и пока не закончены.
Здесь приводиться эпилог уже написанного.
...На этом, казалось бы, и следовало закончить воспоминания об учебе в техникуме в обозначенный период, только неожиданно в конце января 1969 года о Ленинградском топографическом техникуме узнал, без преувеличения весь мир. И принесшим нашему славному учебному заведению, эту недобрую, нежелательную и скандальную славу, оказался выпускник техникума от 1968 – Виктор Ильин.
И тут до меня дошло, что действительно он выпускался со мной в один год, и пожалуй, это было единственное, что я мог о нем рассказать, да еще как кто-то помнил, будто бы он неплохо играл в футбол. На турнире, который проходил на летней практике в Кузьмолово.
Все остальное я собрал из материалов газет и интернета.
На коротких переменах между заняиями некурящие студенты стояли стайками и стоя обсуждали в полутемных коридорах либо завершение футбольного чемпионата страны, либо начинающиеся хоккейные баталии.
Там о лиге чемпионов или чемпионатах мира знали немного, или совсем ничего. Этого телевизор не показывал, по своей недоразвитости. Импортные программы зарубежных голосов по радио до студенческих голов не долетели по причине отсутствия подобной радиотехнике.
Иногда кто-нибудь вспоминал о производственной практике и возможностях высоких заработков. О девчонках практически не рассуждал, но не злословили и вообще эту тему обходили по причине отсутствия опыта у большинства, потому как ещё не доросли. Обычно получалось, что живущие в общежитии обсуждали свои проблемы, ну а местные свои.
Ильин же как правило не включался ни в какие обсуждения и вообще сторонился своих однокурсников. Его интересы резко расходились с думами и чаяниями большинства. Он прекрасно понимал, что то, что его волновало из услышанного из приемника вражьих радио станций «Голос Америки» и «Радио свобода» с ним никто обсуждать не будет, по той простой причине, что никто их не слушает и у мальчишек другие проблемы. Внутри него тлела искра борьбы с партократией, как оно это понимал, объяснить не мог.
И получалась борьба ради борьбы и стрельба ради стрельбы. Ни какой программы,
планов дальнейших действий не было. Это был свихнувшийся одиночка.
И действительно, на что мог рассчитывать террорист одиночка.
Это воробей против танка. И единственное, что он успел, так это только прочирикать.
(Так даже через шесть лет в 1975 году, капитан третьего ранга Саблин, повел большой противолодочный корабль «Сторожевой», в Кронштадт, с желанием выступить по телевидению, где хотел раскритиковать действия политбюро и его генерального секретаря. Но буквально через несколько часов была дана команда Вооруженным силам уничтожить мятежное судно вместе с экипажем более сотни человек. Государство - не церемонилось).
С упорством достойным лучшего применения он обдумывал планы своего преступления и как претворить их в жизнь.Вот убийство американского президента в ноябре 1963 года был наиболее реальным планом. Просто других примеров не было и кумиром стал Ли Харви Освальд.
Причём важен был только теракт, физическое устранение лидера дальше этой цели фантазии не хватало, дальнейшее развитие событий просто не рассматривалось. И не хватало знаний, фантазии и развития, но велик был объем желания, захватившего его целиком.
Для этого нужны были бы учителя, помощники, единомышленники. Но тогда бы это уже был сговор, организация, только то другая статья. Нельзя сказать, что он не думал о последствиях, о наказании оно где-то вероятно и проглядывалось, но эти мысли изгонялись, будучи препятствием для совершения главной цели.
А все завертелось, и превратилось в некий план, после того как он получил свободный доступ к оружию. По его словам:
- Оружие очаровывало и заколдовало, это стало действовать, словно какой-то наркотик, одурманивая, маня и завораживая.
И далее, Ильин вспоминает о событиях тех дней, чуть ли непоминутно.
После окончания техникума в мае 1968 в звании младший лейтенант, он был направлен на службу в геодезический отряд Ленинградского военного округа в городе Ломоносов.
В ночь на 21 января 1969 года этот офицер, служивший в 61-м геодезическом отряде заступил, на дежурство и похитив два пистолета Макарова и четыре магазина с патронами к ним, самовольно покинул часть, то есть просто сбежал.
По заранее купленному билету из Ленинграда Ильин вылетел в Москву. Оружие он успешно пронёс с собой в самолет.
В столице остановился у дяди, бывшего милиционера, сообщив, что приехал посмотреть на космонавтов, членов экипажей кораблей «Союз-4» и «Союз-5». «Союзы» 16 января 1969 года первыми в мире совершили стыковку двух пилотируемых кораблей. Впервые на орбите была создана экспериментальная космическая станция с четырьмя космонавтами на борту (В. Шаталов, Б. Волынов, А. Елисеев, Е. Хрунов). Тысячи людей выйдут на московские улицы встречать героев-космонавтов.
За столом посидели, пришли знакомые. Потом в кино сходили, посмотрели «Братьев Карамазовых. Он же приехал как обычный человек к родственникам, не вызывая подозрений. Поужинали. Легли спать.
За все эти сутки он ни разу не хотел передумать. Утром перекусили, и все поехали по своим делам. Он же сказал, что музей хочет посмотреть. Изначально он хотел идти в Кремль в своей военной форме. Но у родственника увидел форму сержанта и попросил ее. Сказал, чтобы спокойно пройти к космонавтам. Ему не отказали.
Утром 22 января Ильин покинул квартиру дяди, надев милицейскую форму. Он спокойно встал в милицейское оцепление у Боровицких ворот и оказался на стыке двух взводов, поэтому присутствие незнакомого «милиционера» не вызвало подозрений у охраны. Пистолеты же прятались в рукавах шинели. Примерно в 14 часов 15 минут в ворота въехал правительственный кортеж. Этот проезд транслировался в прямом эфире. Неожиданно показ прервали. Люди услышали выстрелы.
Герои-космонавты ехали в первой машине с открытым верхом и приветствовали собравшийся народ. Они не интересовали Ильина, он ждал вторую машину, в которой, как он считал, едет Брежнев (обычно машина генсека шла второй). В этот раз, по разным источникам, автомобиль Брежнева шёл в кортеже в конце, или его вообще не было – машина покинула эскорт на подъезде к Кремлю и въехала не через Боровицкие, а через Спасские ворота.
Во вторую машину Ильин выстрелил 11 раз: стрелял с двух рук. Огонь вёл по лобовому стеклу. Однако в автомобиле ЗИЛ-111 находился не глава СССР, а космонавты, участники торжественной встречи: А. Леонов, А. Николаев, В. Терешкова и Г. Береговой. При этом последний, он сидел впереди, рядом с шофером, внешне походил на Брежнева, что уверило Ильина, что правильно выбрал цель.
Смертельные ранения получил водитель Илья Жарков. Космонавты уцелели. Берегового поранило осколками стекла, Николаев был слегка задет пулей. При этом Береговой успел перехватить управление машиной и остановил её. Также был ранен мотоциклист охраны. Он направил мотоцикл на убийцу, закрывая ему сектор обстрела. После этого младшего лейтенанта задержали.
Через день «Известия» и «Правда» опубликовали короткое сообщение ТАСС, что время торжественной встречи летчиков-космонавтов были произведены выстрелы по машине, где находились Леонов, Николаев, Терешкова и Береговой. Были ранены водитель автомобиля и мотоциклист из сопровождения. Никто из покорителей космоса не пострадал. Стрелок задержан, проводится следствие. На Западе же сразу заявили, что это было покушение на генсека Брежнева.
Ильину предъявили обвинения по пяти статьям Уголовного кодекса и официально заявили, что молодой человек покушался на летчиков-космонавтов. Среди мотивов преступления следствие выявило смесь личных и политических предпосылок: от жизненных неурядиц до желания демократических перемен. В частности Ильин узнал о том, что он приемный ребенок, а его биологические родители неизлечимые алкоголики, Его признали невменяемым и поместили в специализированную психиатрическую больницу Казани.
Это все я не придумал, а сложилось из его интервью, что которые он раздавал корреспондентам и в те годы они были большими охотниками за жареными историями и фактами. Из рассуждений Ильина после выхода из спецлечебницы, где он двадцать лет проиграл в шашки с персоналом двадцать лет. И кроме этого ему и вспомнить нечего.
Он вышел в 1989 году мужику сорок два года, он естественно физически ещё полон сил и возможностей, но куда их приложить, если на нем такой штамп. Но, тем не менее, врачи и мать помогли ему оформть пенсию, купить квартиру, где он с тех пор и живёт в одиночестве.
Редко кто из террористов, совершивших задуманое преступление, доживает, до преклонного возраста. Чего уж там рассуждать, теперь уже дело прошлое.
Он жил и учился среди нас в такое романтическое время, когда начинали строить БАМ, гордились победам в космосе и с радостью встречали космонавтов.
Наши родители были непревзойденные оптимисты, они пережили войну, ещё вся страна пребывала в послевоенной разрухе, были огромные проблемы во всем - с жильём, питанием, одеждой. И не смотря на трудности, мы появились на свет и они подарили и воспитали в нас веру в светлое будущее, делая все, что бы его приблизить, и построить его, чтобы завтра было лучше, чем лучше вчера.
А он не верил.
Свидетельство о публикации №225092501618
Убедительно, правдиво.
Странно, что его так мягко наказали, и пенсию получил, и квартиру ему купили.
Только геростратова у него слава.
А мы то время теперь вспоминаем с ностальгией.
Всего доброго Вам!
Татьяна.
Татьяна Шмидт 08.10.2025 19:01 Заявить о нарушении
нормален. Вообще-то в его наказании много неясностей. Так сколько времени прошло. Это давно не актуально. Спасибо за визит. Позже отвечу.
Сергей Плетнев 08.10.2025 20:02 Заявить о нарушении