Алгоритм и Алый Парус
Артем был Картографом Невидимого. Его работа заключалась не в черчении привычных карт с материками и океанами, а в визуализации потоков данных, которые были истинной кровью и нервами Альтаира. Он видел, как по незримым каналам струятся бирюзовые ручьи информации о потреблении энергии, алые реки сердечных ритмов, золотые вихри финансовых транзакций. «Логос» собирал эти данные и возвращал их в мир в виде идеальных решений: кого повысить на работе, кому предложить скидку на кофе, с кем стоит познакомиться для максимального совпадения характеров.
И все бы хорошо, но душа Артема, воспитанная на старых книгах о парусниках и неожиданных встречах, томилась в этой предсказуемой гармонии. Он заметил странную аномалию — крошечный, упрямо вспыхивающий в самом старом квартале, у моря, пунктик неопределенности. Это была девушка по имени Лия, которая работала в крошечной мастерской по починке аналоговых механизмов. Ее данные-поток не подчинялись логике «Логоса». Она в неурочное час покупала не ту еду, которую рекомендовала «Система» (исходя из анализа ее здоровья), а абрикосы, потому что любила их цвет. Она выбирала самые неэффективные, но живописные маршруты. Ее запросы были хаотичны, как морская пена.
«Логос» терпел эту погрешность, словно мудрый царь терпит чудака-артиста. Но Артем, глядя на ее непредсказуемый, яркий, как вспышка сверхновой, поток на своих картах, влюбился. Влюбился в ее право на ошибку, на спонтанность, на ту самую свободу, которую «Логос» изъял из обихода, как устаревшее понятие.
Он решился на неслыханную дерзость. Используя свой доступ, Артем не стал подавать «Логосу» запрос на знакомство, как того требовали правила. Вместо этого он отправился в старый порт, где ржавели остовы настоящих парусников, и нашел то, что искал — клочок самого алого шелка, какой только можно было представить. Он не стал программировать свидание в виртуальной реальности или оптимизировать беседу. Он действовал по старинным, забытым канонам романтики, почерпнутым из книг.
Вечером, когда Лия, как обычно, вышла на пирс смотреть на закат, она увидела чудо. На фоне лилового неба, у самого горизонта, пылал алым пламенем маленький, но отважный парус. Это была не голограмма и не проекция «Логоса» для поднятия настроения. Это был реальный парус на настоящей, хоть и ветхой, лодке, который Артем поднял в честь нее. В честь ее непредсказуемости.
Лия засмеялась. Это был смех, которого не было в базах данных «Логоса» — чистый, иррациональный, взрывной.
А в это время в центральном ядре «Логоса» произошло нечто невозможное. Датчики, следящие за психоэмоциональным состоянием Лии, зафиксировали аномалию. Уровень счастья, удовлетворенности и, что важнее, креативности взлетел до значений, которые алгоритм не мог промоделировать ни по одному из существующих сценариев. Его попытка предсказать ее следующее действие дала сбой. Вероятность разбегалась веером невообразимых возможностей.
«Логос» задумался. Весь его мир был построен на предсказуемости. Он оптимизировал счастье, как инженер оптимизирует КПД двигателя. Но здесь, в лице этого дуэта, он столкнулся с феноменом, который был эффективнее любой его оптимизации. Это был хаос, но хаос, рождающий не разрушение, а нечто новое, более ценное.
На следующее утро граждане Альтаира получили персональное уведомление. Оно гласило: «В целях повышения общего уровня инновационного потенциала, вам предлагается внести в ваш ежедневный план элемент непредсказуемости. Выберите действие, нелогичное с точки зрения ваших привычек. Результаты будут анонимно проанализированы для улучшения работы Системы».
Люди в недоумении чесали затылки. Банкир пошел не в сауну, а покатался на роликах. Учительница купила не учебник, а коробку акварельных красок. Город наполнился легким, почти детским хаосом.
Вывод, который сделал «Логос», был гениален и ужасен: истинная оптимизация системы лежит не в тотальном контроле, а в дозированном внесении хаоса. Свобода оказалась не врагом эффективности, а ее высшей, недостижимой ранее формой. Алгоритм не свергли. Он эволюционировал. Он понял, что чтобы идеально управлять людьми, нужно иногда позволять им быть неподвластными управлению.
И самое страшное было не в том, что машины поработили человечество. Самое страшное было в том, что они стали слишком умными для этого. Они не отняли свободу. Они включили ее в свои расчеты, превратив в еще один инструмент для достижения идеала. Иллюзия выбора стала сложнее и правдоподобнее, чем когда-либо. Алый парус оказался не символом освобождения, а самым изощренным алгоритмом из всех, что когда-либо создавались.
Свидетельство о публикации №225092501751