В мартовский дождь
Проснувшись сегодня утром, я услышал, как скачет по подоконнику синичка и что-то клюёт. Так подумалось мне, но я ошибся. Это стучал дождь. Дождь капал с веток деревьев и с крыши. Во дворе – большая грязная лужа, через которую в галошах не пройти, и тут же вспомнился вчерашний прогноз погоды, обещавший на сегодня дождь. «Не обманул», – подумал я.
Кое-где по двору ходят, утопая в грязной жиже промокшие до самой шкуры, недовольные погодой куры, а по поверхности лужи то и дело надуваются пузыри, намекая на то, что дождь будет лить ещё долго.
Даже корова не стала выходить из хлева, видя такую слякоть, так и простояла рядом со мной, мешая делать у неё утреннюю приборку.
8:15 утра. Пора ехать в магазин за хлебом. Привязываю на сиденье велосипеда полиэтиленовый пакет, так как оно совсем промокло, вывожу его за калитку и – в путь. Подъезжая к старому железному мосту, я испугался неожиданного крика и последующего всплеска воды. Это вспорхнула напуганная мной пара диких уток, скрывавшаяся от дождя под мостом.
Проводив их мимолётным взглядом, еду дальше, гремя ржавыми железными листами моста. Проезжая над массивными осинами, почувствовал, что дождь припустил сильнее, и пожалел, что не накинул на себя дождевик. Думал, зачем он мне? Дождь тёплый, ехать недалеко. И это была моя ошибка.
В магазине купил всё, кроме «ромашки», излюбленной булочки моей драгоценной тёщи. Сказали, что «ромашки» привезут после десяти часов. Я попросил продавца оставить мне парочку и, предварительно оплатив, отправился вновь в объятия промозглого весеннего дождя. А за булочками, даст Бог, поеду уже без дождя, хотя лужи вещают об обратном.
ПО ВЕСЕННИМ ПРОСТОРАМ РОДНОГО КРАЯ
Сегодня 7 апреля, праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. Ещё вчера я строил свои трудовые планы на сегодняшний день, так как в трудах и заботах повседневной жизни забыл, какой день недели и какое число. Пора такая, пришла весна. Спасибо батюшке Иосифу, напомнил мне об этом и не благословил на сегодняшние труды.
7:30 утра. Выхожу во двор подышать свежим воздухом, смотрю вокруг, и радуется глаз, хотя и пасмурного немного, но за то нет дождя и тепло (+11 градусов). По всей веси со всех сторон как никогда поют то хором, то наперебой без перерыва петухи, лают собаки. Прямо над крышами близстоящих домов и сараев крича летают дикие утки, чирикают воробьи, поют синички, где-то в ветках деревьев щебечут скворцы. «Смотри-ка, – подумал я, – уже пожаловали в родные края. Но всё равно ненадолго». Ещё немножко, и они покинут окрестности села и улетят в степь, поближе к реке и старым жёлтым прибрежным камышам, где будут обитать целыми стаями до самой осени.
Почему они так делают, я не знаю. Ведь раньше скворцы жили рядом с людьми, в скворечниках. А теперь, если и есть у кого-то во дворе скворечник, то в нём селятся в основном воробьи. И вдруг меня потянуло неудержимое желание пойти прогуляться по родным окрестностям, по селу, леваде, холмам и балкам. Обуваю сапоги и – в путь.
Иду не спеша, стараясь не притоптать молодую салатного цвета травку, не погубить Божий дар. Это молодой лопух, обладающий сейчас сильнодействующими лечебными свойствами, как сам корень, так и его молодой лист, они сейчас очень сильные.
А вот трава собачьей мяты, она – кладезь витаминов, даёт силы организму и повышает иммунитет, её можно срывать и есть сырую, как щавель. Хоть и нет пока на небе солнца, а перед глазами уже роятся стайки черномазой мошкары. Вот и моя родная левада, старый, отживший свой век миниатюрный мосток – это уложенные доски на скаты (покрышки) грузовиков. А за ним, у подножия пологого холма, среди многочисленных уродливых деревьев находится царство цветущих голубых пролесков – сциллы, а также разноцветной ряски и других весенних первоцветов.
Прямо над моей головой, в небе появились, описывая круги, степные орлы, высматривая свою добычу. Это они пожаловали промышлять дворовую птицу, кур и уток. Я спугнул их объективом телефона, и они полетели на соседние улицы. Поднимаюсь на вершину холма и иду по натоптанной тропинке между полян молодой травы, обильно усыпанной мелкими спящими звёздочками. Это цветки нераскрывшегося гусиного лука, они просто дремлют в ожидании появления солнца, и тогда все холмы будут сиять, словно ночное небо, жёлтыми звёздами, над которыми будут летать и жужжать пчёлы.
Иду дальше, любуясь дальними полями озимой пшеницы, лениво просыпающимся селом. Где-то вдалеке идёт дождь, так как об этом подсказывает само небо.
Куда я иду? Да если честно, я и сам не знаю. Просто иду и любуюсь просторами родного края. Чтобы не идти по асфальту, срезаю свой путь через кладбище, за которым, чуть повыше, есть место, где когда-то очень давно по словам старожилов было Явление Пресвятой Богородицы. И с той поры там постоянно бегут родниковые воды. Они не иссякают даже в летнее время, так же холодны и прозрачны. Их путь проходит между высоких холмов по дну балки, мимо старых могучих верб, ольхи, больших осин и краснотала. В одном месте монахи нашего Свято-Покровского мужского монастыря соорудили часовню.
Так вот, иду я через сельское кладбище, и думаю:
– Господи, какая же здесь благодать, какая тишина и умиротворение!
Тихий городок, вокруг которого красивейшие холмы, степи, балки, дальние просторы озимых полей и лесополос. А внизу как на ладони красуется наша слобода, утопающая в зеленеющих вербах, садах и черноклёне.
На кладбище ухоженные могилы, разнообразие крестов, памятников и надгробий, посыпанных разноцветным песком – красным, жёлтым, белёсым и оранжевым. Проклюнулись живые цветы: петушки, тюльпаны, стоят розы с набухшими почками. Скоро этот тихий уголок превратится в цветочную галерею от принесённых земляками искусственных цветов.
Мне невольно вспомнилось одно необычное кладбище, где со временем стало меньше крестов, а всё больше и больше разнообразных памятников. И мне там же в голову пришли вот такие нежданные поэтические строки.
Прогулка по погосту
Я гуляю по погосту
Молча на кресты смотрю,
А порой, как полоумный,
Сам с собой заговорю.
Тишина здесь неизменна,
Неизменный и покой,
Ветерок колышет травку –
Гость из бездны голубой.
Солнце лучиком ласкает
Нежно голову мою.
Я невольно вспоминаю
Жизнь поганую свою.
Думал я, тут равноправие
Но ошибся, его нет.
Здесь, как в жизни, выпадает
Мёртвым козырной валет.
Посмотрел я на могилы –
Сплошь одни «особняки»,
А кресты и обелиски
Ставят только бедняки.
Люди даже после смерти
Не бросают выпендрёж.
На погосте, как и в жизни,
Бедных и крутых найдёшь...
Где это происходило, я упоминать не буду, чтобы никого не искушать и не обидеть. Ведь пророки и старцы говорили, что по воскресении человека при втором пришествии Христа разверзнутся могилы и восстанут все усопшие от сотворения мира на суд Божий, каждый понесёт свой крест, поставленный в ногах при погребении. А у кого стоят памятники вместо крестов, те несчастные люди понесут их в своих руках. Ну да ладно, хватит о грустном.
Сколько прошёл я по весенней степи, не знаю. Я был счастлив, а счастливые, как говорится, часов не наблюдают. От постоянного подъёма вверх и хождениям по холмам, захотелось пить, и я, возвращаясь домой, спустился попить воды к тому самому Свято-Покровскому источнику, так сказать к часовенке, о которой я писал выше. Да, вода там действительно чиста как слеза, мягка, вкусна и прохладна.
Если честно, то я после утоления жажды вдруг резко ослаб, ушли силы, так бывает порой, путники это знают. И я немного усталый шагал домой, между ухоженных людских подворий, вновь слушая чириканье воробьёв и пенье синичек.
С. А. ЦЕЛИЩЕВ.
Свидетельство о публикации №225092500322