Размышления над картинами рериха

Сергеич, позвонил Саша, у меня завтра день свободный. Надо последний раз покупаться.
-Так тайфун же с Китая надвигается.
-Он придет к вечеру.
-Ладно. Добирайся самостоятельно. Я постараюсь утром снять рассвет от Змеиного.
-Договорились.
Уже на автобусной остановке понял, что никакого рассвета я не увижу. На востоке висела черная туча. Но надо ехать. Обещал. Торопиться смысла не было. Поэтому на остановке «Нефтебаза» дождался «шестерку». А зря. Надо было бежать тропою Валентина Семененко на вершину сопки. Из-под этой тучи лучи солнца осветили высокие облака по всему небу. Они порозовели. Эту картину я увидел, шагая по тропе от остановки Лесная в сторону бухты Лесной. Но отснять это явление не смог. Когда вышел на открытое пространство, красота на небе исчезла. До прихода Саши, как обычно читал книгу.
-Ты  уже  в  грот забрался. Молодец!
-Ты же сказал, что дождь будет ночью.
-Я сказал, что тайфун придет ночью. Он еще в Китае бушует. Видел сейчас по телевизору, что  он там натворил.
-Я и зонта не взял.
-Добежим. Что сейчас делать будем?
-Чай пить. Видишь,  дрова сюда принес. Хватит на два-три дня..
-Тогда разжигай костер. Воду я принес. И  еще  кое-что для чая и перекуса.
После чаепития.  В прошлый раз говорил тебе, что купил во Владивостоке в церковной лавке четыре книги  Архимандрита Рафаила/Карелина/. В одной из этих книг «О вечном и преходящем» есть глава «Размышления над картинами Рериха. Вот слова Архимандрита.
-«Рерих-противник христианства... Рерих всю свою жизнь отдал служению духовной лжи. Он  лгал словом в своей «Йоге любви», но рука художника «проговорилась» и открыла в картинах то, о чем бы хотел умолчать язык».
-Он, что, Сергеич, белены объелся? Как этот Архимандрит мог такое сказать о Рерихе?
-Подожди, Саша. Не такое еще услышишь от него.
«Он показал горы Гималаев, как страну смерти, похожую на лунный пейзаж, как надгробный камень, над бездонной могилой; он открыл горы Памира в их метафизическом зазеркалье,  где из-под панциря льдов текут потоки крови. Горы Тибета как будто источают холод смерти».
Он точно, Сергеич, свихнулся. Ни один художник в мире так не нарисовал Гималаи.
-Ты совершенно прав. Но об этом чуть позже.
«Это не холод льда и снега, а космический холод каких-то межзвездных черных пространств. Как-то я был в питомнике змей и видел этих рептилий, лежащих под стеклом.  Некоторые из них были красивой окраски, как будто-то одетые в шелка узорами красных и зеленых цветов. Они не обращали внимания на людей, а лежали, свернувшись клубком, как бы погруженные в глубокий сон. Но какое-то странное чувство наполнило душу, какая-то глухая тревога,  какой-то мертвящий, почти метафизический холод ощущался в этих существах. Подобное чувство я испытывал, когда смотрел на картины Рериха. Он-певец Гималаев, но он хочет еще другого, чтобы его гимны Тибету звучали как реквием о христианском мире. Рерих не любит Гималаи: сердце буддиста не может любить никого, оно похоже на осколок льда, который сорвался с вершины и, упав, разбился на части.  Но Рерих служит,  как Рамакришна, богине смерти Кали -»матери мира», служит с усердием неофита. Сердце буддиста не может любить, но может ненавидеть холодной ненавистью, и Рерих ненавидит христианство, из-за которого сатана еще не стал самодержцем мира».
-Мне, кажется, Сергеич, что Архимандрит не знает учение буддизма. Какую-то чушь  говорит.
-У него, Саша, ярая ненависть к Рериху. Он совершенно не знает Рериха ни  как художника, ни как философа, ни как общественного деятеля. Продолжаю читать книгу. «Я благодарен Рериху за то, что он показал нам связь между буддизмом и сатанизмом. Буддой и антихристом, Лхасой и Кремлем, Поталой и мавзолеем,-как будто обнажил подземный кабель. Он приоткрыл духовную преемственность между некромантией лам. Поедающих трупы, и создателей ГУЛАГа...Говорят, что Рерих принял буддизм, но это не совсем так. Он принял ламаизм. Буддизм-это религия небытия, а ламаизм-смерти. Мистика небытия- это отождествление мира с иллюзией; смерть-это то, что существует, но приговорено к уничтожению. Мистика смерти- это кровавое жертвоприношение, поэтому в Монголии, Тибете и в Маньчжурском Китае Чингисхан почитается как Великий Махатма. Ламаисты называют  его «благословенным» и «просветленным». К его гробнице в Китае идут паломники для поклонения; у  его могилы совершаются сатанинские инициации. Рерих в сопровождении тибетцев, привез в Россию письмо от махатм-старцев  гор,  к советскому правительству, и  горсть земли для мавзолея Ленина. Махатмы выражали радость, что коммунисты уничтожают Церковь и семью, что шестая часть мира погружается в  кровавое море. В  этом письме они называли Ленина своим «братом махатмой» и обращались к  нему,  как к живому. Кроме того, Рерих привез  картину «грядущего Будды»- последнее воплощение /аватара/, которое должно совершиться в конце мировой истории, и преподнес эту тибетскую «икону» кремлевским властям в лице Луначарского- известного поджигателя церквей. Рерих был принят с честью, а «икона» Будды-с благодарностью. Марксисты высокой степени знали, кто изображен на ней. Затем произошло нечто необычайное: дипломатический корпус и спецслужбы России  начали оказывать содействие Рериху в его путешествиях по Юго-Востоку. /Надо сказать, что часть этой экспедиции, вернувшаяся в Россию, была уничтожена, и след ее исчез в подвалах и архивах ГПУ/.  Я также благодарен Рериху за то, что он показал связь между Чингисханом и Лениным, ламаистскими капищами и мавзолеем, который стоит на Красной площади,  как камень на груди России».
-Здесь, Саша, что  ни слово,  то вранье или  невежество. Зачитаю из книги «Шамбала-это не  миф». «Как мы знаем, Учителя Шамбалы неоднократно помогали  и  историческому развитию нашей страны. Далеко не всегда их помощь принималась. Ярким свидетельством попытки  Учителей помочь России и- увы-еще одним примером отвергнутой Высшей помощи стала поездка семьи Рерихов в Москву в 1926 году и встреча посланника Братства-Н.К.Рериха-с членами Советского правительства. Визит в Советскую Россию был предпринят семьей Рерихов во время их трансгималайской экспедиции. Рерихи привезли в Москву письмо Учителей, ларец с гималайской землей, для возложения ее на могилу Ленина, и рукопись книги «Община». Текст послания, переданного Рерихов Советскому правительству, был следующим: «На Гималаях Мы знаем совершаемое Вами. Вы упразднили церковь, ставшую рассадником лжи и суеверия. Вы уничтожили мещанство, ставшее проводником предрассудков. Вы разрушили тюрьму воспитания. Вы уничтожили семью лицемерия. Вы сожгли  войско рабов. Вы раздавили пауков наживы. Вы закрыли ворота ночных притонов.Вы избавили Землю от предателей денежных. Вы признали, что религия несть учение всеобъемлемости материи. Вы признали ничтожность личной собственности. Вы угадали эволюцию общины. Вы указали на значение познания. Вы преклонились перед красотою. Вы принесли детям всю мощь космоса. Вы открыли окна дворцов. Вы увидели неотложность построения домов Общего Блага! Мы остановили восстание в Индии, когда оно было преждевременны м, также мы признали своевременность вашего движения и посылаем вам всю нашу помощь, утверждая единение Азии! Знаем многие построения свершатся в годах 28-31-36. Привет всем, ищущим общего блага!» И  где тут в письме Махатм слова: «Махатмы выражали радость, что коммунисты уничтожают церкви и семью, что шестая часть мира погружается в кровавое море?» Архимандрит нагло лжет. Далее читаю книгу «Шамбала-это не миф». Как отмечает П.Ф. Беликов: наивно думать, что Махатмы надеялись, что своим посланием Они моментально преобразят действительность, и еще более наивно считать, что Махатмы не знали реального положения дел и желаемое принимали за действительность». Многое из того, о  чем говорилось в послании, в действительности отнюдь не было совершено советской властью. Все, перечисленные в нем, представляло собой нечто вроде плана действий на будущее,-достижений, которые еще только надлежало осуществить. Беликов писал, что послание Махатм являлось, по существу, эволюционным предначертанием, а не политическим документом. «Его  утверждающая жизненная сила заключается не в магии слов, констатирующих уже достигнутое, а в том  направлении, которое отныне будет присутствовать как необходимый этап для продвижения человечества вперед». Только ли в передаче этого письма состоялась цель визита Рериха в Москву? Разумеется, нет. Истинное значение встречи Рериха с членами Советского правительства было гораздо глубже. Оно касалось важнейшего в тот момент для истории нашей страны вопроса-выбора правильных форм и методов построения справедливого социального строя. Вместе с посланием Махатм Рерих привез в Москву и рукопись книги «Община», где излагалась точка зрения Учителей Шамбалы на основные принципы построения общинного строя. Помимо общих методов и закономерностей построения общинного социального уклада, книга содержала конкретные предупреждения против попыток построения социализма неверным, директивно-силовыми методами, ведущими в результате к социализму не истинному, а казарменному,-что мы и  получили в действительности. Н.К.Рерих надеялся издать эту рукопись в России, сделав таким образом посылаемое предупреждение доступным возможно большему числу политиков ученых, общественных деятелей и просто мыслящих людей....Только общину, принятую сознанием большинства людей, а не установленными свыше административно- политическими мерами, они считали истинной. Рискуя жизнью Рерих сделал попытку предупредить руководителей страны о кардинальных ошибках в государственном строительстве, которые могли извратить саму идею социализма как справедливого общественного строя и поставить под угрозу осуществление истинной общины. Чтобы донести предупреждение от тех, кому было ведомо будущее, до тех, от кого оно зависело, он приехал на Родину и добился встречи с руководством страны...Основной смысл послания Махатм он изложил в личных беседах с кремлевскими руководителями. Он говорил о духовных Учителях Востока, об их вековом опыте осуществления идеи общины на практике. Он говорил об основных принципах подлинно гуманистического общества, о том, что в основе общины должен лежать не насильственно утвержденный государственный порядок, а высокий духовный уровень сознания каждого ее члена. Однако предупреждение не было услышано и понято. Слова Рериха о духовно-нравственной готовности общества к отказу от собственности, о духовных предпосылках построения социализма получили далеко не адекватную оценку членов Советского правительства. «Полукоммунист, полубуддист»-таков был «глубокомысленный вердикт, вынесенный Чичериным мировоззренческой позиции Рериха. Знали ли гималайские Учителя о том, что их предупреждение не будет принято? Да. Знали они и то, каким будет будущее нашей страны. «Человек, сеящий ужас, сам безумно боится...» Будущий «водитель»-диктатор действительно поменял идею построения справедливого общественного строя на ее противоположность-насилие, рабство, диктатуру. В рукописи «Община»  говорилось: «Из всех насилий самое преступное и уродливое зрелище являет насильственная коммуна. Каждое насилие обречено на реакцию, а самое худшее насилие обречено на реакцию самую худшую»...Способность прозревать будущее, свойственная духовным Учителям Шамбалы, позволила им увидеть будущее России вплоть до наших дней. «Когда человек попадает в несовершенную общину, в ужасе он устремляется в противоположность-это неправильно»,-говорилось в Общине...Не сумев построить «социализм с человеческим лицом», мы вернулись к капитализму-но со звериным оскалом.
О словах архимандрита: «Он показал горы Гималаев, как страну смерти , похожую на лунный пейзаж, как надгробный камень, над бездонной могилой и так далее...»,отвечу словами лучшего художника Индии-Кумар Хальдара...»,  «что нигде так не было отображено величие Гималаев, как в твореньях Рериха». Еще можно привести десятки подобных высказываний художников, общественных деятелей Индии и многих других художников из других стран о Гималайском цикле картин Рериха.
Продолжаем читать  книгу Архимандрита Рафаила. «У первого гностика Симона Волхва была спутница по имени Елена, бывшая блудница из Сидона. Волхв говорил, что он-образ божества, а его подруга- воплощение той Елены, из-за  которой погибла Троя, и образ падшей человеческой души, которая затем последовала за божеством. У Рериха тоже была жена и спутница по имени Елена,  но в отличие от Симона Волхва, он объявил ее божеством и «матерью мира», а себя-- ее паладином. Мадам Рерих добросовестно исполняла роль Астары, Кибеллы и Дурки и оставила после себя книгу, называемую «Йога любви», в которой продолжала развивать теософские взгляды другой Елены-Блаватской с такими же претензиями на буддийский шактизм/поклонение женскому божеству/, как и ее предшественница. Таким образом, Николай Рерих становится жрецом своей собственной жены и пишет ее «иконы».
И опять, Саша, что ни слово, то ложь. Архимандрит явно не читал Учение Живой Этики. Учителя человечества назвали Елену Ивановну Рерих- «Матерью Агни-Йоги».Агони-Йогиня пламенная-одно из почетных наименований Е.И.Рерих. «Можно понять, насколько в древности требовалась обрядная сторона Йоги,  но следует продвигаться по пути непосредственного общения с Миром Высшим. Йога Огня/Агни Йога/ ведет этим кратчайшим путем, не выходя из жизни. В этом заключается отличие нового понимания мировых сближений. Имеем перед собою пример знаменательной степени так называемого Самадхи без удаления из жизни. Можно понять, что явление Матери Агни Йоги не легко достижимо в условиях Великой Битвы/Армагедон/. Ценность такого проявления в том, что совершенно превзойдены обычные правила сосредоточения. Именно все значение перенесено в сердце, иначе говоря, туда собрано значение всего сближения миров. К тому же нужно заметить, что сердце прекрасно перенесло это  наполнение». «Матерь Агни Йоги, отдав себя космическому Служению, истинно, космически сотрудничает».
«Матерь Мира-Божество Начала Женского; Владычица; Дающая Жизнь; Матерь Благая; Матерь Великая; Сотрудница Разума Космического...Она есть Великий Дух Женского Начала, Высокая Индивидуальность, духовные энергии, которой участвовали при  насыщении нашей планеты, при зарождении земной жизни, начиная от жизни растительного царства. Истинно, Она есть Великая Матерь нашей планеты.  За  каждым проявлением, за каждым аспектом, за каждым символом стоит Великая Индивидуальность. Так каждая Индивидуальность имеет своих Заместителей, или Персонификаторов, ближайших ей по лучу, а иногда и сама проявляется в подобных воплощениях. Так высокий дух, воплощающийся, скажем, как Изида, Истар и т.д.,  мог и не быть Духом Владычицы Мира,  но он носил на себе Ее Луч, и конечно, в силу этого Образ Изиды слился в позднейших легендах с Образом Великой Матери Мира, закончившей свои земные воплощения еще во времена Атлантиды и положившей основание Великому Братству. О Матери Мира можно было бы написать грандиозную поэму-драму, еще более великую, чем «Потерянный Рай»/Мильтон/ Ибо истинно в основе и в судьбе нашей планеты лежит величайшая космическая драма». «Конечно, «Матерь Мира» стоит во главе Великой Иерархии Света нашей планеты».
«У гностиков Дух Святой рассматривался как Женское Начало....Во всех древнейших религиях женские божества почитались самыми сокровенными. Во главе всего или, так сказать, за покровом, находится «Вечное Непрекращающееся Дыхание всего сущего». Но на плане Проявленного царствует вечно женская Природам, или великая матерь Мира». Уже упомянул о Матери Будды и Христа. Теперь пора указать, что Матерь общая Владыкам,-не символ, но великое явление женского начала, представляющего духовную Матерь Христа и Будды. Так, которая учила и рукоположила Их на подвиг. С давних пор Матерь Мира  посылает на подвиг. По истории человечества Ее рука проводит непрерывную нить...»
-Так, Сергеич, этот Архимандрит еще и невежда. Даже не потрудился прочитать о Матери Мира, хотя бы в интернете.
-Ладно. Продолжаю читать книгу Архимандрита. «Картины Гималаев на полотнах Рериха вызывают чувство внутренней тревоги, как будто само небо над вершинами застыло в судороге, а горы затаились и замерли, как хищники перед прыжком. Иногда кажется,  что это перевернутая картина, что горы уходят своими вершинами не ввысь, в небо, а в  какое-то мертвое пространство, как будто они, как корни деревьев, уходят вниз, в подземелье. Иногда кажется, что они разомкнутся, как ворота, и орды Чингисхана снова обрушатся на Запад, как потоки огненной лавы, сметая все на своем пути. В пещерах и монастырях Тибета стоят идолы с оскаленными зубами, они похожи на изображения демонов, их атрибуты: орлиные когти и львиные клыки. Эти чудовища-боги Памира и Гималаев. Они жаждут крови, им поклоняются сатанисты которые затем представляют их учение как колыбельную песнь одураченному Западу, вроде «Агни Йоги» Елены Рерих».
-Он, действительно, Сергеич, полный невежда. Не читал Агни Йогу. И  какая в нем ненависть к Рерихам и к Учению Агни Йоги!
-Самое погано, Саша, что он клевещет на Самого Христа, так как и Он передавал Послания Елене Рерих, а Они в настоящее время: и Блаватская, и Николай Константинович и  Елена Ивановна являются Учителями человечества, находятся в Светлом Братстве, или в Шамбале,то есть с Великим Владыкой Планеты и с Иисусом Христом. Продолжаю читать книгу Архимандрита. Выборочно, конечно. Много грязи и невежественных суждений пропускаю. «Картины Рериха-это не только песнь Гималаям и открытие Тибета, это предупреждение всему христианскому миру о царстве антихриста, в этом смысле они апокалиптичны...Картины Рериха-это ложный триумф зла над добром, смерти над жизнью. Поэтому в картинах Тибета, написанных кистью Рериха, превалирует два цвета: красный и синий; красный-цвет крови, синий-цвет трупов. И все-таки поэма Рериха о Гималаях не дописана, она оканчивается стоном внезапным, как звук порвавшейся струны». Все, о картинах Рериха.
-Неужели, Сергеич, все священники так мыслят?
-Не думаю. Теперь прочитаю, что говорили и писали о Николае Рерихе художники, писатели, ученые. Это из книги «Держава Рериха».
«Официальный Парнас дарит его своим признанием-в 1909 г оду он избирается академиком Императорской Академии художеств, членом Реймской Академии, членом Салона и почетным членом Венского Сецессиона/в 1914 году Рерих отказался от этого звания/. Картины его приобретаются Третьяковской галереей, Русским Музеем, Академией Художеств, Лувром, Римским  национальным музеем. Выставки произведений художника устраиваются в Венеции, Париже, Лондоне, Брюсселе, Риме...
«Действительно, трудно назвать художника,  который бы чаще «менялся», чем Рерих...
«У каждого большого и даже среднего художника есть последователь, есть школа, у  Рериха ее нет. И могло ли быть иначе? У  нас, Левитан породил сотни последователей, где родятся целые кружки перепевающие Гогена, Матиса, у  нас,  где страшно развита подражательность,- нет подражателей Рериха,  несмотря на блеск его имени. Рериху можно сказать словами поэта: «Ты царь! Живи один!» Александр Мантель
«Философский смысл творения Рериха очень глубок. Я в нем вижу нечто большее,  нежели «отдельную художественную личность». Он представляет целое миросозерцание и даже целой культурной стихии...»Александр Бенуа
«Природа действует магически  на Рериха: одухотворенностью своих стихий и внушениями древнего мифа, но эмперическое ее строение мало его заботит.В нем нет, положительно, нет,  ни  капельки естествоиспытательской страсти к анализу; он сразу обобщает, видит обобщенно сквозь тайноречивую дрему. Этим объясняется необыкновенная быстрота его работы; большинство картин написано чуть ли не в несколько дней, одна за другой, или даже по две-три-четыре зараз,-без подготовительных эскизов, без этюдов, без композиционных примерок. По наитию. Словно были они раньше, эти  картины- видения, целиком в его памяти и осталось только перенести их на холст». Сергей Маковский
«Что же сказать о человеке, который среди видимого открывает невидимое и дарит людям не продолжение старого, а совсем новый, прекраснейший мир! Целый новый мир! Да, он существует, этот прекрасный мир, эта держава Рериха, коей он единственный царь и повелитель. Не занесенный ни на какие карты, он действителен и существует не менее, чем Орловская губерния или королевство Испанское.
 И туда можно ездить, как ездят люди за  границу, чтобы потом долго рассказывать о его богатстве и особенной красоте, о его людях, о его страхах, радостях и страданиях, о небесах, облаках и молитвах. Там есть восходы и закаты, другие, чем наши, но не менее прекрасные. Там есть жизнь и смерть, святые и воины, мир и война-там есть даже пожары с их чудовищным отражением в смятенных облаках. Там есть море и ладьи. Нет, не наше море и не наши ладьи: такого мудрого и глубокого моря не знает земная география. И, забываясь, можно по-смертному позавидовать тому рериховскому человеку, что сидит на высоком берегу и видит-видит такой прекрасный мир, мудрый, преображенный, прозрачно-светлый и примиренный, поднятый на высоту сверхчеловеческих очей». Леонид Андреев
Слепы те, кто видит в Рерихе только живописца. Мудры, видящие в нем одного из величайших духовных вождей нашей эпохи». «У Рериха практицизм,  культура и вкусы западника. Непреклонная воля северянина. И созерцательная душа поэта, делающего его столь близким сыном Востока. Мы изумляемся его энергии и  неисчерапаемым запасом его творчества. Рерих знает, что потребность в красоте возросла сверх меры, что число голодающих от недостатка красоты и гибнущих от невозможности в буквальном смысле дышать ею значительно превосходит число лечащих красотой. Рерих знает также, что запасы красоты не иссякли в мире, а знахарство, выдаваемое за лечение, лишь вредит, а  не помогает делу. Рерих знает, что сила в объединении. А спасение-в вере...Писали и пишут о «путях Рериха, об «истоках его творчества», о выраженном в искусстве художника «очаровании России». «Я верю только в то, что существует в Природе»,-мудро замечает Рерих. «На Востоке люди чувствительнее-они знают внутренне больше, чем мы».  Михаил Бабенчиков.
«Из  наук он любил историю, литературу и классических авторов. И до сих пор цитирует по-латыни Вергилия и Овидия».«Как истинно великая личность, он  никогда не употребляет ни  резкой критики, ни злословия на своих коллег-художников». Знаменитый биолог демонстрировал Рериху процесс умирания растения: «Сейчас я дам яд этой лилии и вы увидите,  как она вздрогнет и поникнет». Но вместо поникания лилия поднялась еще выше. Ученый задумался: «Давно  предугадывал я, что эманации некоторых сильных энергий должны влиять на окружающие физиологические процессы. Вы препятствуете смерти растения, отойдите подальше». И действительно, когда Рерих отошел, жизнь растения прекратилась».Жан Дювернуа

«Николай Константинович учил нас никого не осуждать, ибо этим мы создаем вокруг себя отталкивающее силовое поле, к нам никто не может подойти, мы всех отталкиваем и терпим неудачи».А.Скроцкая.
«Приведем здесь статью Рериха о Культуре. «Культура тесть почитание Света. Культура есть любовь к человеку. Культура есть благоухание, сочетание жизни  и красоты. Культура есть синтез возвышенных и утонченных достижений. Культура есть оружие Света. Культура есть спасение. Культура есть двигатель. Культура есть сердце». Рихард Рудзитис
«В присутствии Н.К. как-то сразу резче становится граница между тьмою и светом». Николай Граматчиков
«Его биограф Н.Селиванов дает справку, что за период с 1917 по 1923 год Рерихом написано свыше 500 картин-500! Такова творческая сила этого несравненного артиста. И если в странствованиях 1903 года по России Рерих ученик, в этих своих странствованиях он-Учитель...Трудно истолковать содержание картин Рериха, как трудно истолковать музыку.. Эти  картины нужно видеть и, конечно, прежде всего тоже понимать. Во всех картинах-это некоторое звучание неба...А главное, чудесный дар художника дал ему возможность показать все  это на своих картинах. И мир увидел в нем, в Рерихе, гонца из России; вестника, над которым сверкнули лучи того самого ценного, что есть в России: вечного духа нежности, ласковой любви к преуспеванию всенародному, твердого утверждения добра. Он  говорит: «Культура есть прежде всего человеческое делание во имя осознанного Добра, Света, Блага. Добро правит миром. Бог-есть Добро. Люди должны трудиться с любовью. Техника не есть еще культура. Не всегда техника служит Культуре. Иногда она губит, разрушает ее, или прямо служит злу. С другой стороны, могут быть высококультурны и народы, которые не имеют техники». Всеволод Иванов
«Высокое мастерство Рериха отмечено несомненно и прочным знанием. Рерих-философ, мудролюб... Главная правда о Рерихе невыразима, как невыразимо, в конечном счете «содержание» лучших его картин. Связывать Рериха с каким-то «пояснительным  текстом», с какой-то беллетристикой значило бы вульгаризировать сущность его творчества. Здесь, как и во многих других случаях, искусствовед должен ограничивать себя в намерениях: помочь пониманию Рериха, поскольку это в его силах, он обязан, но не должен навязывать «своего» Рериха, не должен никак «препарировать» художника, говорящего сам за себя». Эрик Голлербах
«Н.К.-великий дух кристальной чистоты, ибо иначе он не мог бы пребывать в постоянном общении с Иерархией Света. И часто он говорит и пишет под Лучом». Елена Рерих
«В своем устремлении Н.К. был удивительно постоянен и монолитен. Тогда как столь многие совершенно не пони мают ценности времени, Н.К. умел трудиться не отступая, не ослабляя напряжения, пока не достигал задуманного...И никогда за все время я не видел Рерихов в роскоши. Н.К. считал, что роскошь несоизмерима ни с  красотой, ни со знанием; более того, что она-колыбель всякой пошлости, что она разрушает и разлагает истинный ритм жизни, что она всегда была признаком упадка духа и что лишь человеческий эгоизм может считать ее заслуженным изобилием...Отдыхом для  него была перемена занятий...»Владимир Шибаев
«С юных лет на  меня произвели сильное впечатление случайно увиденные цветные репродукции картин Рериха. Была в них какая-то  тайна, они поднимали  воображение над повседневностью, куда-то звали .
-Николай Констаснтинович, я читал ваши книги. Скажите, действительно, существуют гималайские Махатмы? Просто, не задерживаясь ни  на секунду Рерих ответил: Да, существуют. Я был у них.
Шло время. Наши встречи становились чаще, и я глубже понял, почему к Рериху так стремились люди. Каждому он доходил до сердца, каждому давал мудрый совет. А   кто приходил с духовными исканиями, указывал, где искать дальнейший путь. Могут спросить: что же это за путь такой? Отвечу: путь служения человечеству; путь замены эгоистических устремлений всепобеждающим устремлением к Общему Благу; путь превращения  человека-раба страстей в их повелителя; путь превращения рутинной работы в радостный творческий  путь овладения тонкими энергиями природы, и первым делом, осознания великой мощи, заложенной в самом человеке-его психической энергии, то есть энергии мысли и духа; путь внесения в жизнь прекрасного- «даже полы могут быть вымыты прекрасно».  Особо злопыхательствовало духовенство, видя в идеях Рериха «измену вере отцов», «богословскую ересь» и т.п.» Альфред Хейдок
Из  книги «Тибетские странствия полковника Кардашевского».
«Вечером Н.К.Р. говорит о приходе грядущей 6-ой расы и понимании мировой эволюции, долженствующей подготовить ее появление. В основе жизни этой расы будет лежать община, построенная на духовности и кооперации. И дальше Н.К.Р. говорит, что дух смотрит на физический план через окошко материального тела, и надо беречь это окно, чтобы в свое время посмотреть через него же, из физического мира в область духа. Алкоголь, наркотики и табак сначала затуманивают, а потом и вовсе закрывают это окно...
За обедом Н.К.Р. говорит о сущности духовного подвига. Этот подвиг, говорит он, должен совершаться не в условиях отшельничества или монастырской обособленности от жизни, не в уединении скитов и лесных пещер, а в самой жизненной битве, в непрестанной деятельности и борьбе. Так говорится и во всех Учениях, данных великими Учителями человечества...
Вечером Н.К.Р. говорит, что в искусстве надо отбросить все узконациональное, ибо в жизни искусства следует слиться со всем  миром...Сегодня после обеда разговор идет о жизни будущей шестой расы. Высокодуховная, она построит ее по проекции жизни Высших Миров в форме общины, в которой главной основой будет духовность...
Вечером сидим все вместе, и течет круговая беседа. Н.К.Р. замечает, что обычно невежество складывает у человека фальшивое представление, будто бы он очень образован. И дальше высказывает мнение, что понятие о Боге или отсутствует у большинства людей, или заменено понятиями, не превосходящими фетишизма. Редко становятся они на правильный путь сознания, что постижение Силы, создавшей из непроявленного жизнь во всех ее бесконечных формах,- есть нечто совершенно невозможное. Могут быть лишь пути к пониманию,  но не конечное  знание...
Если бы люди поняли душой, что за пределами их сознания развертываются все новые и новые высшие жизни. Жизнь никогда не прекращается, не имеет предела и «дышит» везде. На дальних и ближних мирах-всюду жизнь...
Величайшая и благороднейшая задача человека направить страдающих от эгоизма и себялюбия-к работе на общее благо...
Н.К.Р. говорит о музее своих картин в Нью-Йорке. «Я забочусь о нем так же, но не больше, чем о других учреждениях под моим руководством, в  которых нет ничего моего. Я истребил личное отношение к своим к артинам и совсем оторвался от них». Дальше Н.К.Р. говорит о собственности вообще: «Мое-надо заменить понятием временно находящееся в моем распоряжении. Собственность в обычном понятии вредна тем, что привязывает к земле...
Кстати сказать, я не знаю человека более неприхотливого в пище, чем Н.К.Р. Он обычно довольствуется самым простым, скромным и никогда не говорит о еде. Во время работы, а особенно творчества, Н.К.Р. совершенно забывает о пище....
Вечером Н.К.Р. говорит, что духовная работа должна сочетаться с работой в физическом плане на общую пользу. Иначе  получится однобокое достижение , развивающее дух человека односторонне.
Н.К.Р. говорит о буддизме. Будда,  говорит он, нашел путь в сердца людей не путем чудес, но практическим учением улучшения жизни каждого дня и личным примером великого сотрудничества. Он строго запрещал своим ученикам обнаруживать их оккультные способности перед  теми кто не знаком с принципами, заложенными в них.
Во время прогулки по дорожке, прочищенной в снегу по фронту лагеря, Н.К.Р. говорит, что полнота жизни только у  тех, которые знают, для чего живут, кому служат и для чего работают.
Вечером Н.К.Р. говорит о возвышенной, одухотворенной жизни человека. «Из обихода должно быть выкинуто все пошлое-это груз, тянущий вниз, в обывательщину.
Н.К.Р. говорит, что самое тупое, это превозношение своей собственной религии и умаление других»
-Это, Сергеич, прямиком относится к этому Архимандриту. Он оклеветал религии буддистов и индийцев.
«Вечером Н.К.Р. говорит, что сознание своих малых знаний открывает следующую дверь достижений. Самое страшное решить, что много знаешь. Когда же нам кажется, что мы ничего не знаем-сознание наше растет.
Вечером в беседе Н.К.Р. замечает, что величайшей ошибкой было бы считать Тибет оплотом истинного буддизма. Как и учения всех других
 Великих Учителей, буддизм в своем чистом виде, и особенно в Тибете, больше не существует. Еще в 14 столетии, уже совершенно искаженный, тибетский буддизм был реформирован Дзонхавой, но дойдя до нашего времени, не только вновь потерял свою чистоту, но и извратился, став уже не учением Благословенного, а ламаизмом, примыкающим к самому настоящему шаманизму. Учение, ныне существующее в Тибете и возглавляемое Далай-Ламой, утратило дух и стало исключительно на догматическую почву, причем и эта последняя потеряла свой первоначальный смысл. Этот «лже-буддизм», как по-настоящему следовало бы назвать ламаизм Тибета, в свою очередь превратился в утратившие смысл магические церемонии-богослужения, переплетенные с суевериями и колдовством...
Красная, желтая, а особенно черная секта бон-по, иначе называемая черной верой Тибета, являются не чем иным, как колдовскими сектами, заклинающими над верблюжьими головами, гадающими на бараньих лопатках или бессмысленно бормочущими молитвы духам стихий под грохот барабанов и нестройный рев труб. Нет «знания, бесстрашия и сострадания», завещанных Буддой. Знание заменено тиной невежества, бесстрашие- робкой лживостью, а сострадание живет только на языке и изгнано из сердца. Так извращено великое учение великого Готамы,  названного Буддой, то  есть тем, кто обладает «совершенной мудростью».
-А Архимандрит написал, что Рерих принял ламаизм-религию смерти. Как же может священник так нагло врать?
-Сейчас только священники клевещут, а раньше на костер тащили.
«Потом Н.К.Р. переходит к вопросам религии. «Верчение ручных, ветряных и водяных колес, уснащенных текстами,- разве не колдовство? Потерянный смысл служения в бормотании ламами молитв, которых они не понимают. Ложь, пороки, лицемерие-это отвратительные особенности ламаизма, которым мы были свидетелями».
-И я, Саша, был свидетелем этого. Все это видел в Тибете.
«На мой вопрос, почему, придя с открытым сердцем в Тибет, мы наткнулись на  такую действительность, Н.К.Р. мне ответил: «Надо всегда идти с добрым глазом и не смущаться встречающимся несовершенством. Всякое действие, даже в  неудачных условиях,- есть действие, строящее ступень будущего.
Велика разница между Непалом и пустокичливым Тибетом с его невежественной наглостью. Здесь мы видим одно бесчеловечие, связанное с самым низким бесстыдством уже не дикарей, а животных-в низших слоях и с подражанием образцам потухшей культуры и государственности Китая среди чиновников и высших классов. Не понимание ценности времени , ни  простая международная вежливость не играют здесь никакой роли. Так говорил Н.К.Р.
Еще одна мировая ложь должна быть разрушена, ложь о мощи и значении Тибета, как серьезного политического организма. Не государственный организм, не духовный центр, а разлагающийся труп-вот истинный облик современного Тибета.
Грустно видеть,  как лживые тибетцы, начиная с правительства, генералов, губернаторов и кончая простыми крестьянами, -но еще грустнее, что этот народ со всеми его отрицательными качествами так тесно связан по общему мнению с буддизмом,- так говорит Н.К.Р.
Как можно с корее должно быть отделено великое Учение от Тибета, а драгоценная жемчужина его изъята из своего захватанного и испачканного хранилища, на звание которого тупо и нагло претендует Тибет с тем ничтожеством во главе, которое изображает из себя желтый папа. Н.К.Р. говорит, что есть справедливость и что не только судятся под ее весами отдельные люди, но также и целые народы со своими  правителями и правительствами.
Н.К.Р. говорит: «Окошко духа в человеке обычно затуманивается, а потом и совсем закрывается наркотиками, алкоголем и табаком.
Вечером Н.К.Р. замечает, что красота и ее понимание есть первое условие для движения вверх по лестнице духа.
Н.К.Р. говорит: «Не следует отделять физический мир от духовного-они связаны, и их разъединяют по незнанию. Самая мудрая формула жизни: всегда соединение и никогда- разъединение.
Н.К.Р. говорит: «Величайшая задача человека направлять страдающих эгоизмом и себялюбием- к работе на общее благо. Суровость должна заменить безответственные эмоции и кисло-сладкую сентиментальность. Через работу и незаменимость-следует стремиться к общему благу.
Н.К.Р. говорит: «Скверно, когда уверенность в себе переходит в самоуверенность. Простота создает искренность, искренность-чистоту сердца. Нет ничего ужаснее предательства, пошлости, лжи и страха.
Вера -есть непреложное внутреннее ведение. Зло уничтожается не проклятиями, а сознанием его не практичности.
Н.К.Р. сказал: «Знание рождает ответственность, тем страшен оккультный путь. Своими знаниями должны мы исполнить свой долг перед землей и людьми. Ожидание- неподвижность. Устремление- бросок в будущее. Болезнь самомнения порождает тупость и невежество. Болезнь подозрительности ткет ложь и предательство. Хуже всего те люди, которые не умеют верить и не знают мощи доверия. Эти люди-тени преходящие».
Н.К.Р. сказал: «Христианские мученики так радостно шли на смерть, ибо они уже при жизни испытали чувство радости жизни в высших мирах, то состояние, которое в йоге Востока называется самадхи». На сегодня все!
-Да, Николай Рерих настоящий Мудрец и Высокий Дух. Как мог Архимандрит оклеветать такого человека?
-Ненависть, Саша, затуманивает разум. К тому же он действительно невежда. Не прочитав книги Учения Живой Этики, пишет полную чепуху о этом Учении. Кажется, дождь прекращается. Надо бежать к остановке.

Фото-путешественник, член Российского Союза писателей Владимир Маратканов


Рецензии