Архитектура - политический Акт
Почему в царской России в основном приглашали западных архитекторов для строительства важных объектов? Со времен Грозного в Россию ввозили кареты для аристократии, а Зимний Дворец до открытия электричества отапливался свечами, которые поставляли с Запада. А. Пушкин первое свое сочинения написал на французском языке . А переписка в МИД России до середине 19 века велась на французском языке. Невероятное поклонение западному стилю и образу жизни ощущается до сих пор. Но это не только у нас.
Например, Президент США Трамп издал указ, предписывающий неоклассицизм как архитектурный стиль домов федерального правительства США. В проекте указа, удручающе озаглавленном «Сделаем федеральные здания снова красивыми», утверждается, что неоклассицизм символизирует «самоуправляющиеся идеалы» отцов-основателей, тогда как современные стили, такие как брутализм и деконструктивизм, неспособны воплощать «национальные ценности» Америки. Эти ценности теперь могут быть выражены только путем подражания интерпретации XIX века того, что люди делали в Риме и Афинах тысячелетия назад.
С другой с стороны, взгляните на невротический страх общественности перед классической архитектурой как формой фашизма, воплощенного в камне.
Архитектура — это не только выражение наших позитивных политических ценностей, но и патологий и изнуряющих культурных войн, ослабляющих нашу цивилизацию.
Недавний эпизод на родине классической архитектуры и осознанно западной эстетической традиции, Парфеноне, поучителен относительно того, где мы находимся сегодня, как в политике, так и в архитектуре. Воспользовавшись эпидемией COVID, греческое правительство недавно установило пандус для доступа инвалидных колясок на вершине священного холма Акрополя, ведущий прямо к Парфенону.
Построенный из архетипического материала современности, бетона, он представляет собой произведение захватывающего дух уродства.
Будучи непроницаемым, в отличие от камней и земли, которые он заменил, как только зимние дожди обрушились на Афины, сток воды затопил священное место впервые за всю историю: идеологически утверждаемая практичность индустриальной современности в очередной раз показала себя непрактичной в реальности, неподходящей ни для места, ни для климата.
Поэтому я хочу вкратце рассказать о неоклассической архитектуре...
История началась более двух тысяч лет назад с архитектуры Греции и (позже) Рима.
Древние греки сначала строили свои храмы из дерева и — под влиянием египтян и микенцев — постепенно разработали систематизированный способ строительства.
Классическая архитектура.
Что определило классическую архитектуру?
Многое, но самое важное — это круглые арки, симметрия, чрезвычайно четкие правила пропорций и знаменитые «классические ордера» — пять видов колонн со своими собственными правилами размера и декора.
Из Греции оно распространилось в Рим.
Но Римская империя пала, наступило Средневековье, и классическая архитектура сошла на нет.
На смену ему в конечном итоге пришла готическая архитектура — стиль, в корне отличающийся от греческого и римского.
Стрельчатые арки, асимметрия, отсутствие строгих пропорций и правил декорирования.
Пока в Италии в XV веке ученые не стали уделять больше внимания римским руинам.
Такие архитекторы, как Филиппо Брунеллески тщательно изучили эти руины и правила классического дизайна, а затем возродили их.
Началось Возрождение.
Весь этот процесс был обусловлен новой популярностью римского архитектора Витрувия, жившего в I веке до н. э.
Его книга, объясняющая все о классической архитектуре, является единственным сохранившимся архитектурным трактатом античности.
Такие ученые, как Леон Баттиста Альберти, после прочтения Витрувия написали собственные книги о классической архитектуре, которые были широко опубликованы.
Они систематизировали порядки, пропорции и декоративные элементы, а затем, что особенно важно, начали применять их по-новому.
Возьмем, к примеру, Палаццо делла Канчеллерия в Риме, строительство которого началось в 1489 году.
Несмотря на то, что в нем использованы их правила пропорций и декора, римляне вряд ли могли построить его самостоятельно.
Итак, архитектура эпохи Возрождения была общей с небольшой буквы Н неоклассической.
К XVII веку появилась новая форма неоклассической архитектуры: барокко.
Барокко по-прежнему опиралось на классические идеи, но играло с этими правилами и было гораздо более пышным и орнаментированным, чем старая интерпретация эпохи Возрождения.
Дикий и интенсивный стиль.
Со временем он трансформировался в рококо.
Это был еще более утонченный неоклассицизм, все дальше отходящий от изначальной архитектуры Греции и Рима.
Как и в отеле H;tel de Soubise в Париже (его интерьер относится к 1740-м годам), стиль рококо был роскошным, ярким и театральным.
Но в конце 18 века все изменилось.
В частности, люди стали больше внимания уделять греческой архитектуре, которая была проще и сдержаннее римского дизайна.
Сравните барокко и рококо с Парфеноном в Афинах, оригинальным греческим храмом — это два совершенно разных мира.
Итак, после экстравагантности барокко и рококо пришло время для чего-то серьезного — родилась Неоклассическая архитектура с большой буквы Н.
Теперь архитекторы проектировали здания, которые могли построить сами греки или римляне.
Как и церковь Мадлен в Париже, основанная в 1807 году.
Эта неоклассическая архитектура была более строгой и монументальной, менее орнаментированной и сложной.
Он не всегда был точной копией классического дизайна, но можно увидеть, что здание Британского музея 1830-х годов гораздо ближе к оригинальной греческой архитектуре.
И вот это получило название «греческого возрождения» — в каком-то смысле наиболее верная форма неоклассической архитектуры.
По всему миру (хотя в основном в Европе) начали возводиться здания, которых не было почти 2000 лет.
Неоклассицизм в расцвете сил.
Тем не менее, Неоклассицизм был глобальным движением и принимал различные формы по всему миру.
В США отцы-основатели приняли чистый Неоклассицизм , чтобы соответствовать своему политическому восхищению римлянами и греками.
Ротонда в Вирджинии была создана по образцу Пантеона в Риме.
А вот и Капитолий США.
Учитывая колоссальный купол, это явно интерпретация классической архитектуры, а не прямое подражание.
Но сравните его с барокко или рококо, и вы увидите, что он гораздо более верен изначальной греко-римской архитектуре.
В Британии тем временем существовало движение, известное как «палладианство».
Он был назван в честь архитектора эпохи Возрождения Андреа Палладио и вдохновлен его гармоничной интерпретацией классической архитектуры.
Чизик-хаус, построенный в 1729 году, является выдающимся образцом неопалладианского здания.
Георгианская архитектура также была частью этого более широкого неоклассического движения.
Не столько потому, что она напрямую подражала греко-римской архитектуре, сколько потому, что она строго придерживалась принципов симметрии, простоты и пропорции.
Известным примером является Королевский полумесяц в Бате.
Неоклассицизм во Франции достиг своего расцвета во времена правления Наполеона, который считал себя преемником римских императоров.
Это был почти устрашающий «стиль ампир», воплощенный в Триумфальной арке — явная отсылка к триумфальным аркам Древнего Рима.
Затем следует стиль боз-ар, в котором вернулись некоторые тенденции барокко — чистый Неоклассицизм начал исчезать.
А ко второй половине XIX века во многих местах он и вовсе исчез; достаточно вспомнить хотя бы Опера Гарнье в Париже 1875 года.
Итак, Неоклассическая архитектура с большой буквы «Н» пошла на убыль, хотя неоклассическая архитектура в широком смысле этого слова — нет.
Вплоть до XX века здания продолжали проектировать в соответствии с общими принципами Греции и Рима.
Как и здание Казначейства в Лондоне, 1917 года.
В любом случае, хотя существовали различные виды Неоклассической архитектуры, их объединяла тенденция к простоте и непосредственное вдохновение из сохранившихся старинных зданий.
Как и Ротонда Моста на Мальте, построенная в 1873 году и снова основанная на Пантеоне.
Таким образом, ренессанс, барокко, рококо и георгианский стиль являются неоклассическими стилями, поскольку они были вдохновлены и использовали правила и мотивы греческой и римской архитектуры.
Но настоящая Неоклассическая архитектура, по сравнению с ней, была верна тому, что на самом деле построили сами греки и римляне.
Важно не зацикливаться на «стилях» — различия неизбежно размываются, а архитектура всегда была чем-то большим, чем просто правила.
Но, надеюсь, это помогло объяснить любопытную разницу между Неоклассической и неоклассической архитектурой...
Свидетельство о публикации №225092500755
С дружеским приветом
Владимир
Владимир Врубель 25.09.2025 15:08 Заявить о нарушении