О природе греха

Когда Джейн Эйр неожиданно получает наследство, она делит его на четыре равные части и себе оставляет только четвертую часть, а три другие раздает своим недавно обретенным родственникам. При этом она говорит такую фразу: «Пять тысяч фунтов принесут мне пользу и радость. Двадцать тысяч фунтов будут мучить меня и угнетать». Позже она добавляет: «Дело не только в совести, но и в чувстве: я хочу послушаться своих чувств. Мне так редко представлялся случай сделать это! Можете спорить, возражать и допекать меня хоть целый год, я не откажусь от поманившей меня упоительной радости – от возможности хоть отчасти вернуть неоплатный долг и завоевать себе друзей на всю жизнь». Это такая красивая отсылка к словам Иисуса о приобретении друзей богатством неправедным!

Хочу остановиться на фразе «Пять тысяч фунтов принесут мне пользу и радость. Двадцать тысяч фунтов будут мучить меня и угнетать». Это очень верное наблюдение о природе излишества. Когда мы съедаем столько, сколько нам надо – нам хорошо, организм получает нужный строительный материал, мы полны сил и энергии, когда переедаем – страдаем от изжоги, апатии, лишнего веса. Говорим уместное количество слов – и спокойны, отрастим язык длиннее тротуара – мучаемся из-за испорченных отношений и потери внутреннего мира. Так и деньги – дар для решения материальных вопросов и помощи. Сребролюбие – это нарушение меры, когда средство (деньги) становится целью. Всякий грех есть искажение доброго дара Божьего, нарушение его меры в одну или другую сторону.

Приведу иллюстрацию из естественнонаучной сферы. Астрономы и биологи для описания условий, необходимых для существования жизни, используют термин «Зона Златовласки» (Goldilocks Zone). Речь о зоне вокруг Солнца, где температура является не слишком высокой и не слишком низкой, а как раз такой, чтобы на поверхности планеты могла существовать жидкая вода – основа известной нам жизни. Планета, расположенная слишком близко к Солнцу, как Венера, раскалена и безжизненна; слишком далеко, как Марс, – холодна и пустынна. Только находясь в строго определенных рамках, в «золотой середине», планета становится пригодной для жизни.

Термин родился из английской сказки «Златовласка и три медведя» (Goldilocks and the Three Bears). В ней маленькая девочка по имени Златовласка заходит в дом медведей и начинает выбирать то, что ей подходит. Она пробует три миски каши: одна слишком горячая, другая слишком холодная, а третья – «в самый раз». Она примеряет три стула: один слишком большой, другой слишком маленький, а третий – «в самый раз». Затем она ложится в три кровати: одна слишком жесткая, другая слишком мягкая, а третья – идеальная. Именно этот принцип выбора «золотой середины» – не слишком много и не слишком мало, а именно то, что оптимально подходит, – и лег в основу метафоры.

Принцип меры вписан в саму ткань мироздания. Творение устроено так, что жизнь и гармония возможны только при соблюдении определенных, часто очень узких параметров. В экологии это баланс экосистемы, где избыток или недостаток одного вида губит всю цепочку. В физиологии это гомеостаз – способность организма поддерживать внутреннее постоянство (температуру, давление, состав крови). Выход за эти пределы приводит к болезни или смерти. В психологии это психическое здоровье, которое нарушается как избытком (неврозы, вызванные стрессом), так и недостатком (депривация) впечатлений, общения, деятельности.

Грех – это выход человека из духовной «зоны Златовласки». Бог установил для человеческой природы оптимальные параметры существования: любовь вместо одержимости или равнодушия, справедливость вместо жестокости или вседозволенности, умеренность вместо чревоугодия или аскезы из гордости. Погоня за излишеством – это попытка жить на раскаленной Венере, где жизнь в принципе невозможна. И муки совести, которые предвидела Джейн, – это не что иное, как сигнал тревоги от души, выброшенной из ее «зоны Златовласки», приготовленной для нее Творцом.

25.09.2025


Рецензии