Архитектура Индии - мир высочайшего интеллекта

Много раз бывал в Индии. Участвовал в международных выставках. Демонстрировал свои уникальные шифраторы. Встречался со многими выдающимися людьми Индии. И всегда поражался невероятной архитектурой, которая была создана в этой стране. Как буто Боги сами возводили грандиозные здания. По другому трудно объяснить подобное.

На фотографии окно, которому более 400 лет.

Это прекрасный пример «джали» — искусно резного каменного окна, распространенного в индийской архитектуре.

И это лишь одна из многих вещей, которые делают индийскую архитектуру такой особенной...

Термин «индийская архитектура» невероятно широк — он охватывает тысячи лет, десятки стилей и бесчисленные чудеса — от Хава-Махала до Кирти Стамбхи.

Но в качестве базового введения можно упомянуть определенные методы проектирования и типы зданий.

Начнем с джали — как уже говорилось, это тонко вырезанная ширма из камня.

Джали одновременно декоративны и функциональны.

Декоративность обусловлена, очевидно, их замысловатыми узорами, будь то цветочными или геометрическими, как в мечети Сиди Саййеда XVI века в Ахмадабаде.

Кроме того, из-за небольших отверстий проникает меньше солнечного света, а благодаря эффекту Вентури, при котором воздух, проходя через узкие отверстия, охлаждается, внутреннее тепло регулируется лучше.

Таким образом, джали представляет собой сочетание функциональности и красоты, впечатляющее как изнутри, так и снаружи.

Их история в Индии насчитывает более тысячи лет, но особенно распространенными они стали после возвышения исламских династий в XIII веке.

Как и в гробнице Акбара, с 1613 года.

Следующее, о чем следует упомянуть, — это скальная архитектура, когда здания высечены прямо в камне земли.

В Индии больше всего скальных сооружений, чем в любой другой точке мира.

Как и храм Кайлаша в пещерах Эллоры в Махараштре, созданный более 1000 лет назад.

По всей Индии есть тысячи высеченных в скалах храмов, монастырей и святилищ — некоторые из них небольшие, а другие колоссальные.

Например, пещеры Аджанты невероятно обширны и содержат сотни буддийских фресок.

Они были изготовлены между II веком до нашей эры и V веком нашей эры.

Но этот список можно продолжать и продолжать — страна усеяна подобными сооружениями, возвышающимися на склонах гор почти в первозданном виде и наполненными мастерством высочайшего уровня.

Другие впечатляющие высеченные в скалах храмы находятся в Карле, Бадами, Нашике и Удаягири.

Другим распространенным типом сооружений в индийской архитектуре являются ступенчатые колодцы — огромные многоуровневые колодцы или цистерны, к которым можно попасть по каскаду спускающихся лестниц.

Самым известным является Рани Ки Вав в Гуджарате; он был построен почти тысячу лет назад и пролежал под землей в течение столетий.

Эти ступенчатые колодцы одновременно были гражданскими, торговыми и священными — они служили местному населению, а также странствующим торговцам и часто украшались обилием религиозных скульптур.

Еще одним из самых известных является Чанд Баори в Раджастхане, датируемый IX веком.

Опять же, в Индии, особенно на западе, есть сотни ступенчатых колодцев, с десятками различных моделей и стилей.

Многие из них кажутся сооружениями из фильмов — настолько они велики и сложны — они представляют собой совершенно уникальную форму подземной архитектуры.

Еще одно типичное для индийской архитектуры сооружение — форт.

Мехрангарх в Раджстане — один из самых известных, построенный в 17 веке и до сих пор возвышающийся над Джодхпуром.

Еще один — форт Амер, построенный в конце XVI века, который, как и все остальное, впечатляет не только снаружи — внутри он по сути является дворцом.

Он представляет собой прекрасный союз раджпутской архитектуры, известной своим красным песчаником, и архитектуры Великих Моголов.

Потому что на протяжении веков различные традиции оставляли свой след в индийской архитектуре.

С мусульманскими завоеваниями XIII века родился новый стиль: индо-исламская архитектура.

Как и мечеть Сиди Башира, построенная во времена султаната Гуджарат в XV веке.

Самым известным образцом индо-исламской архитектуры является, конечно же, Тадж-Махал — колоссальный мраморный мавзолей, построенный императором Великих Моголов Шах-Джаханом для своей любимой жены Мумтаз-Махал и завершенный в 1653 году.

Но Тадж-Махал не уникален — подобных мавзолеев по всей Индии много.

Например, гробница Салима Чишти в Фатехпур-Сикри, построенная в 1581 году.

Небольшой, но невероятно изысканный образец архитектуры Моголов, известный своими обширными, изящными джали.

Большинство этих индо-исламских мавзолеев и мечетей характеризуются использованием ярких цветов, инкрустацией из камня и, конечно же, луковичными куполами, при которых купол выступает наружу от основания и выпукло выступает в середине.

Что касается индуистских, буддийских и джайнских храмов, то за ними стоит целый мир дизайна и терминологии.

Как и мандапа, представляющая собой открытый или закрытый ритуальный зал, поддерживаемый колоннами.

Этот из Храма Солнца XI века в Модере.

Также имеется шикхара — башня над главной святыней индуистского храма в североиндийской архитектуре.

Они имеют множество форм, как общей формы, так и декора.

Например, в храме Кандария Махадева XI века он состоит из десятков миниатюрных шпилей.

Еще одной особенностью, которая делает архитектуру индийских храмов столь самобытной, наряду с ее сужающимися башнями, является впечатление, что они сделаны из вертикальных слоев камня, сложенных вместе.

Стены храма словно покрываются рябью, бесконечно умножаясь, как храм Ваманы в Кхаджурахо.

Дравидийская архитектура, в свою очередь, является общим термином для обозначения стиля храмового строительства на юге Индии.

Одной из самых примечательных особенностей дравидийской архитектуры является гопурам — форма монументальной надвратной башни.

Этот находится в храме Минакши в Мадурае.

Пожалуй, самое примечательное в этих храмах, построенных в разных региональных стилях, — это обилие украшений.

Здесь мало простых поверхностей — каждый дюйм камня обычно покрыт сложной скульптурой.

Как, например, храм Ченнакешава XII века в Карнатаке.

Индийская храмовая архитектура также является трабеатной, то есть в ее основе лежит стоечно-перемычная конструкция — вертикальные столбы, поддерживающие горизонтальные балки.

То есть, в отличие от дугообразной конструкции, в основе которой лежит арка.

Богатое и повсеместное убранство, балочная структура, волнообразная форма, сужающиеся башни и отсутствие окон — вот некоторые из особенностей, которые в совокупности придают индийским храмам их уникальный облик.

Как уже говорилось, региональные различия существенны, но таковы общие принципы.

И это лишь некоторые из особенностей индийской архитектуры.

Тем не менее, индийская архитектура отличается бесконечным количеством деталей, гораздо большим, чем было упомянуто — вероятно, нет ни одной страны в мире с таким колоссальным и разнообразным архитектурным наследием.


Рецензии
Повезло Вам, Анатолий, увидеть все эти чудеса. Но главное, что Вы не только видели, а проникали в художественное содержание этих творений.
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   25.09.2025 15:25     Заявить о нарушении
Мне давали отличных и очень профессиональных экскурсоводов из правительственных организаций. Они очень хотели меня удивить. Переговоры были сложными. И надеялись, что их уникальная архитектура может им помочь.
Доброго здоровья
Анатолий

Анатолий Клепов   25.09.2025 15:44   Заявить о нарушении