Архитектура Индии - мир высочайшего интеллекта
На фотографии окно, которому более 400 лет.
Это прекрасный пример «джали» — искусно резного каменного окна, распространенного в индийской архитектуре.
И это лишь одна из многих вещей, которые делают индийскую архитектуру такой особенной...
Термин «индийская архитектура» невероятно широк — он охватывает тысячи лет, десятки стилей и бесчисленные чудеса — от Хава-Махала до Кирти Стамбхи.
Но в качестве базового введения можно упомянуть определенные методы проектирования и типы зданий.
Начнем с джали — как уже говорилось, это тонко вырезанная ширма из камня.
Джали одновременно декоративны и функциональны.
Декоративность обусловлена, очевидно, их замысловатыми узорами, будь то цветочными или геометрическими, как в мечети Сиди Саййеда XVI века в Ахмадабаде.
Кроме того, из-за небольших отверстий проникает меньше солнечного света, а благодаря эффекту Вентури, при котором воздух, проходя через узкие отверстия, охлаждается, внутреннее тепло регулируется лучше.
Таким образом, джали представляет собой сочетание функциональности и красоты, впечатляющее как изнутри, так и снаружи.
Их история в Индии насчитывает более тысячи лет, но особенно распространенными они стали после возвышения исламских династий в XIII веке.
Как и в гробнице Акбара, с 1613 года.
Следующее, о чем следует упомянуть, — это скальная архитектура, когда здания высечены прямо в камне земли.
В Индии больше всего скальных сооружений, чем в любой другой точке мира.
Как и храм Кайлаша в пещерах Эллоры в Махараштре, созданный более 1000 лет назад.
По всей Индии есть тысячи высеченных в скалах храмов, монастырей и святилищ — некоторые из них небольшие, а другие колоссальные.
Например, пещеры Аджанты невероятно обширны и содержат сотни буддийских фресок.
Они были изготовлены между II веком до нашей эры и V веком нашей эры.
Но этот список можно продолжать и продолжать — страна усеяна подобными сооружениями, возвышающимися на склонах гор почти в первозданном виде и наполненными мастерством высочайшего уровня.
Другие впечатляющие высеченные в скалах храмы находятся в Карле, Бадами, Нашике и Удаягири.
Другим распространенным типом сооружений в индийской архитектуре являются ступенчатые колодцы — огромные многоуровневые колодцы или цистерны, к которым можно попасть по каскаду спускающихся лестниц.
Самым известным является Рани Ки Вав в Гуджарате; он был построен почти тысячу лет назад и пролежал под землей в течение столетий.
Эти ступенчатые колодцы одновременно были гражданскими, торговыми и священными — они служили местному населению, а также странствующим торговцам и часто украшались обилием религиозных скульптур.
Еще одним из самых известных является Чанд Баори в Раджастхане, датируемый IX веком.
Опять же, в Индии, особенно на западе, есть сотни ступенчатых колодцев, с десятками различных моделей и стилей.
Многие из них кажутся сооружениями из фильмов — настолько они велики и сложны — они представляют собой совершенно уникальную форму подземной архитектуры.
Еще одно типичное для индийской архитектуры сооружение — форт.
Мехрангарх в Раджстане — один из самых известных, построенный в 17 веке и до сих пор возвышающийся над Джодхпуром.
Еще один — форт Амер, построенный в конце XVI века, который, как и все остальное, впечатляет не только снаружи — внутри он по сути является дворцом.
Он представляет собой прекрасный союз раджпутской архитектуры, известной своим красным песчаником, и архитектуры Великих Моголов.
Потому что на протяжении веков различные традиции оставляли свой след в индийской архитектуре.
С мусульманскими завоеваниями XIII века родился новый стиль: индо-исламская архитектура.
Как и мечеть Сиди Башира, построенная во времена султаната Гуджарат в XV веке.
Самым известным образцом индо-исламской архитектуры является, конечно же, Тадж-Махал — колоссальный мраморный мавзолей, построенный императором Великих Моголов Шах-Джаханом для своей любимой жены Мумтаз-Махал и завершенный в 1653 году.
Но Тадж-Махал не уникален — подобных мавзолеев по всей Индии много.
Например, гробница Салима Чишти в Фатехпур-Сикри, построенная в 1581 году.
Небольшой, но невероятно изысканный образец архитектуры Моголов, известный своими обширными, изящными джали.
Большинство этих индо-исламских мавзолеев и мечетей характеризуются использованием ярких цветов, инкрустацией из камня и, конечно же, луковичными куполами, при которых купол выступает наружу от основания и выпукло выступает в середине.
Что касается индуистских, буддийских и джайнских храмов, то за ними стоит целый мир дизайна и терминологии.
Как и мандапа, представляющая собой открытый или закрытый ритуальный зал, поддерживаемый колоннами.
Этот из Храма Солнца XI века в Модере.
Также имеется шикхара — башня над главной святыней индуистского храма в североиндийской архитектуре.
Они имеют множество форм, как общей формы, так и декора.
Например, в храме Кандария Махадева XI века он состоит из десятков миниатюрных шпилей.
Еще одной особенностью, которая делает архитектуру индийских храмов столь самобытной, наряду с ее сужающимися башнями, является впечатление, что они сделаны из вертикальных слоев камня, сложенных вместе.
Стены храма словно покрываются рябью, бесконечно умножаясь, как храм Ваманы в Кхаджурахо.
Дравидийская архитектура, в свою очередь, является общим термином для обозначения стиля храмового строительства на юге Индии.
Одной из самых примечательных особенностей дравидийской архитектуры является гопурам — форма монументальной надвратной башни.
Этот находится в храме Минакши в Мадурае.
Пожалуй, самое примечательное в этих храмах, построенных в разных региональных стилях, — это обилие украшений.
Здесь мало простых поверхностей — каждый дюйм камня обычно покрыт сложной скульптурой.
Как, например, храм Ченнакешава XII века в Карнатаке.
Индийская храмовая архитектура также является трабеатной, то есть в ее основе лежит стоечно-перемычная конструкция — вертикальные столбы, поддерживающие горизонтальные балки.
То есть, в отличие от дугообразной конструкции, в основе которой лежит арка.
Богатое и повсеместное убранство, балочная структура, волнообразная форма, сужающиеся башни и отсутствие окон — вот некоторые из особенностей, которые в совокупности придают индийским храмам их уникальный облик.
Как уже говорилось, региональные различия существенны, но таковы общие принципы.
И это лишь некоторые из особенностей индийской архитектуры.
Тем не менее, индийская архитектура отличается бесконечным количеством деталей, гораздо большим, чем было упомянуто — вероятно, нет ни одной страны в мире с таким колоссальным и разнообразным архитектурным наследием.
Свидетельство о публикации №225092500845
С дружеским приветом
Владимир
Владимир Врубель 25.09.2025 15:25 Заявить о нарушении
Доброго здоровья
Анатолий
Анатолий Клепов 25.09.2025 15:44 Заявить о нарушении