Татьяна Лиознова. 17 мгновений
https://antona1976.livejournal.com/300074.html
Зацепила эта заметка меня, и решил я отрефлексировать: а что меня в фильме, снятом Татьяной Лиозновой, оставляет не просто неравнодушным, но увлекает и как бы просит присоединиться к себе, включить себя как частичку души в мой внутренний мир.
И 25 июня, в два захода, зафиксировал я свои впечатления. Для себя, конечно.
18 июля 2025г. я добавил ещё несколько мелочей, перечитав написанное.
Но, возможно, кому-то мои впечатления будут интересны, поэтому я их опубликую.
В pdf-файле (в нормально отформатированном виде: с отступами красной строки и т.д.)заметка доступна здесь:
https://cloud.mail.ru/public/1tdr/ANXJtkCQM
1
Сперва, о чём фильм:
- о том, как быть Человеком, как сохраниться Человеком среди чужих;
- как правильно носить маску, чтоб тебя не заподозрили в предосудительном в этой культуре;
- о том, что все вокруг в чужом мире (в Германии из х/ф) были когда-то людьми – мальчиками и девочками, - и эти струны человеческие надо только заставить зазвенеть; о том, как найти ключик к мотивированию на поступок; все они были людьми, но наслаждаться природой (и общечеловеческими ценностями) надо так, как принято в их обществе;
- о том, что природа в этом царстве жестокости (в фашистской Германии, изображённой в х/ф) такая же, как и везде; она объединяет всех людей, даже чуждых нам; это птицы, лес, весна, воздух свободы;
- правила интриг и комбинаций одинаковы везде, найди только пружины, их заводящие, и главных кукловодов;
- о том, что в обоих царствах (и советского добра, и фашистского зла) есть свой улыбчивый человек, добрый «папаша» (Мюллер), который на деле ходит по трупам, по головам и «плетёт сети» против любого не-болвана, не-серости, потому что не-болван – это либо его новая «проходная пешка», которую надо двигать, либо угроза; подходы к любому не-болвану и компромат на него надо готовить заранее, и эта особенность Системы одновременно есть и провал Системы: внутрь впускают нечестных – и Система гниёт;
- о том, что если нет компромата на человека (а ведь каждый в Системе – ариец, нордически стойкий, преданный Идее, непреклонный), то надо понять, чего хочет этот человек (его интересы, хобби, цели), и что он принимает во внимание, учитывает, т.е это уже не интерес этого человека, но он с ним почему-то считается. Почему? Обстоятельства непреодолимой силы? Так велели? Кто? Мама и папа? Католическая церковь? Фюрер? Семья?
- Германия в х/ф – это только декорации, ландшафт мира, по которому ходим, а главное в человеческом мире – учреждения (в которых мы работаем) и группы людей (внутри которых мы живём).
А дальше мне захотелось добавить что-то в далеко не анекдотичном стиле.
Штирлиц шёл по Пустоте и думал: вот игровые фишки (учреждения, здания, внутри каждого – организация), вот ковёр под ногами, который можно заменить на другой (трава, снег, слякоть).
Но какая же ты, Пустота, если убрать фишки и ковёр?
Откуда прилетели первые птицы, чтобы петь в этой Пустоте? О чём их песни?
И перед глазами возникла кирха.
И играл Бах.
2
Почему Леонид Броневой – популярный герой фильма?
Потому что Татьяна Лиознова показала пусть не ювелирную работу контрразведки, но относительно интеллектуальную, а заодно задела суть этой работы:
а) здоровая паранойя – это нужный взгляд на мир: мы не одни, рядом с нами «чужие», которые хотят нам нанести вред;
б) умение анализировать, выявлять аномалии и необычное, главное в этом необычном, причины и мотивы появления этого необычного – обязательные качества контрразведчика;
в) догадок мало, нужны доказательства; нельзя бить по огромным площадям, нужно выявлять источник необычности, иначе всех своих перебьём;
д) обнаружить или констатировать наличие «чужого» - недостаточно, нужны предложения, что делать; нужны разные предложения, что делать (Мюллер поручил проверить Штирлица и Холтоффу, и Айсману; Мюллеру нужны были оба взгляда, чтобы составить своё мнение);
е) предложений тоже мало, нужны действия, причём ювелирное исполнение, а не в духе «пошли дурака Богу молиться – он и лоб себе расшибёт»; слон в посудной лавке не нужен; и эксперты Мюллера (в х/ф) – со старой службы, ещё из полиции.
3
Типовые роли (вокруг «папаши Мюллера») внутри Системы.
Т.Лиознова показала эти роли выпукло, каждая из них – запоминающаяся, как зарубка в душе:
- руководитель из Системы (Мюллер);
- организаторы Системы (начальство Мюллера);
- фанатик-исполнитель (Холтофф);
- представитель Анти-Системы, «чужой» (Штирлиц);
- бюрократ, сторонник умеренных взглядов, готовый служить и изменённой, преобразованной Системе, отчасти податливый, поддающийся воздействию, разумным аргументам «винтик» (Айсман);
- провокатор на службе Системы (которого играет Дуров);
- не скрывающийся внутренний идейный противник Системы из числа граждан, «человек высоких убеждений» (пастор Шлаг);
- маленький человек, ничем себя не обнаруживающий внутри Системы, «пушечное мясо» (профессор Плейшнер)
4
Почему мне запомнился х/ф «17 мгновений весны»?
4.1. Привлекателен образ Штирлица, выживающего внутри Системы и сохраняющего интеллигентность, высокие человеческие качества.
4.2. Показан механизм Системы и её шестерёнки: персонажи, с которыми Штирлицу придётся столкнуться, и не Штирлицу – тоже (а, возможно, и тебе, мой читатель).
4.3. «Улыбчивый человек» (папаша Мюллер), который будет охотиться на Человека Свободного (Штирлица), показан в деталях, со всеми привычками.
4.4. Те, кто недостижимы и почти недоступны для Свободного Человека (боссы Германии в х/ф) – организаторы Системы – исследованы персонально.
4.5. Воздух свободы опьяняет (проф.Плейшнер в Швейцарии), но и может убить из-за неосторожности, забывания, что Система – рядом.
4.6. Фильм Татьяны Лиозновой – это гимн Свободному Человеку. Относительно свободному Человеку, работающему против Системы, несмотря на могущественных противников.
4.7. О том, что этот Свободный Человек посвятил свою жизнь России, Советскому Союзу, не забываем.
5
«17 мгновений весны» - это фильм для всех:
а) для защитников Системы (и для боссов, и для среднего звена типа Мюллера);
б) для противников Системы (Штирлиц): как внедриться и выжить;
в) для тех, кто хочет быть вне Системы (пастор Шлаг, пацифисты, обращающиеся к Богу и к природе).
Свидетельство о публикации №225092500848