К 5. Глава 23 Ашшур

Три десятка лет назад Хаммурапи казался нам почти единственным выдающимся деятелем своего времени. Однако, когда он взошел на престол, север Месопотамии уже контролировало другое централизованное государство, созданное Шамши-Ададом I. Лишь после его смерти Хаммурапи смог стать гегемоном региона. Территорию, которой управлял Шамши-Адад, впоследствии назвали Ассирией. Шамши-Адад I, царь Верхней Месопотамии, правил примерно с 1810 по 1775 год до н.э. Он был выходцем из аморейского племени ханейцев. Захватив Ашшур, Шамши-Адад объединил земли между Тигром и Евфратом до их верхнего течения, что и привело к созданию «царства Верхней Месопотамии». Но, прежде чем перейти к рассказу о Шамши-Ададе I, давайте познакомимся с этой областью.

 

Коренная Ассирия. Средний и верхний Тигр. Предгорья Тавра и Загроса. Синджар. Хамрин.

Коренная Ассирия включала земли в среднем течении Тигра, именовавшиеся в древнейших клинописных источниках «страной Субарту». О внешнем виде и языке аборигенов известно немного. Позднее с населением Субарту смешались северные аккадцы, составившие значительную часть его жителей. Затем в Верхней Месопотамии начали распространяться хурриты, прибывшие тремя волнами. Первая волна (середина 3-го тысячелетия до н.э.) двигалась с северо-востока в сторону Тавра и за него. Неизвестно, насколько глубоко она проникла в Ассирию и как соотносилась с Субарту (возможно, в Ашшуре недолго правила хурритская династия), но на западе (в Сирии) ее влияние могло быть более значительным.Вторая волна (начало 2-го тысячелетия до н.э.) осела в Киццувадне, Сирии (Алалах, Угарит) и предгорьях Тавра (Шагер-Базар, рядом с Уркешем), а также, вероятно, в Ниневии. Третья волна связана с появлением хурритских государств (середина 2-го тысячелетия до н.э.) на периферии Верхней Месопотамии. Самые известные из них — Митанни и Аррапхэ.

В этот период также могли сохраняться аборигены края — субареи. Неизвестно, можно ли отождествлять субареев 3-го тысячелетия до н.э. с хурритами 2-го тысячелетия, как это делали авторы древних текстов. Возможно, шумерский термин «Субарту» просто перешел в аккадский язык, обозначая жителей предгорий Тавра и Загроса, а также третье оседлое население Месопотамии. Если субареи и существовали, то они исчезли, растворившись в шумерах, аккадцах и, главным образом, в хурритах. Именно им следует приписать основание некоторых поселений севернее Малого Заба.

Ассирия, разделённая рекой Большой Заб на два района, представляла собой смесь равнин и холмов. Здесь можно было заниматься богарным земледелием с орошением за счёт осадков, ручьёв и колодцев, так как строительство каналов было затруднено из-за каменистой почвы. Климат в этом регионе был менее засушливым, чем в низовьях Междуречья, но более прохладным. Северный район между Тигром и Большим Забом в древности не относился к Ассирии. Южный район, разделённый двумя грядами гор, включал номы Ашшур и Арбела. За рекой Малый Заб в предгорьях находился ном Гасур, который позже стал царством Аррапхэ.

Исток Тигра находится в горах Тавра в Турции. Верхнее течение реки проходит через плато Джезире в Сирии, среднее и нижнее — по Месопотамской низменности в Ираке. Тигр до сих пор остаётся важной транспортной артерией региона. В древности же он был основным торговым путём из Месопотамии в Малую Азию. Вокруг Евфрата простирается Сирийская пустыня и плато Джезире, что делает путь вдоль этой реки почти безальтернативным. В отличие от него, Тигр пересекали несколько сухопутных путей с востока на запад, создавая множество развилок и перекрёстков для торговли и переброски войск. Однако бурное течение и крутые склоны правого берега реки делали её форсирование опасным. Всего было известно пять переправ: одна возле Ниневии, вторая у Кальху (устье Большого Заба), третья рядом с Ашшуром, четвёртая и пятая южнее гряды Хамрин.

Река Тигр делит горы Хамрин на две гряды — Джебель-Макхуль и Джебель-Хамрин. Здесь находились так называемые «ворота в Ассирию». Видимо здесь, возле четвёртой переправы располагались города Экаллатум и Сугагу. Ниже по течению Тигра, за Джебель-Хамрином, находился один из древнейших земледельческих регионов Месопотамии, орошаемый его левыми притоками и каналами. Пятая переправа здесь контролировалась номом Эшнунна.Правый берег Тигра до сближения с Евфратом был безжизненным и безводным краем (водохранилища Тартар, питающий реки и каналы водосброса в Евфрат и обратно в Тигр, в древности не существовало). Все пути на север из южной Месопотамии обязательно приводили к Ашшуру, как путь вдоль левого берега, так и по самой реке. Но в целом пути на западе к первым трём переправам начинались в бассейне реки Хабур и её устья в Евфрате или от перевалов через Тавр.

Между Хабуром и Тигром, южнее склонов гряды Джебель-Синджар, находился островок сельхозугодий с городом Каттара. Дорога на восток от Арбелы вела к северным перевалам через Загрос в Иран и Афганистан, важнейшим в древности источникам сырья и регионам животноводства. От Гасура дорога шла к южным регионам, а сам Гасур имел связи с Эшнунной, Дером и Эламом. Через переправы на Малом Забе он был связан с Ашшуром и Арбелой. Как Вы уже, наверное, поняли в Верхней Месопотамии важную роль играли не земледелие и скотоводство, а торговые пути. По ним происходил обмен металлами, скотом, зерном и другими ресурсами. Контроль над этими потоками приносил значительные богатства, что побуждало местные общины к борьбе за доминирование над ними.

Города, которые позже стали основой Ассирийского государства — Ниневия, Ашшур, Арбела и другие — до XV века до нашей эры не были единым политическим или этническим целым. Самым древним из них была Ниневия. Она возникла в доисторические времена как небольшое поселение различных неолитических культур. С древнейших времён в Ниневии находился храм аккадской богини Иштар. Изначально он мог принадлежать местной богине, но благодаря реставрационным усилиям (город неоднократно разрушался землетрясениями) царя Аккада Маништушу храм стал посвящён Иштар Ниневийской. Название Ниневия местное — субарейское, хурритское или прототигрское. До среднеассирийской эпохи в городе жили в основном хурриты.

Относительно древности Ашшура мнения расходятся. Шумеры издавна проникали в эти области (с IV тысячелетия до нашей эры) и основали колонии Гасур, Дер и Мари на среднем Евфрате. Однако в середине III тысячелетия до нашей эры шумерский этнический элемент начал сменяться аккадским. Название Ашшур семитское (по-аккадски «священный»), поэтому как город он сформировался во второй половине III тысячелетия до нашей эры и был преимущественно аккадским.

Судьба Ашшура тесно связана с другим городом — Арбелой. Оба возникли как шумеро-аккадские торговые форпосты (возможно, им предшествовали энеолитические поселения). Оба города стали частью аккадских держав III тысячелетия до нашей эры, вместе разрушались гутиями. Их роднили близость территорий, природные условия и общая дорога с востока на запад. Арбела, открытая набегам с гор, никогда не играла большой политической роли. Союз с Ашшуром сулил ей выгоды, и она вошла в его состав, став частью ашшурского государства. После гибели империи их пути разошлись. Ашшур был заброшен, а Арбела оставалась важным городом и в нашей эре. Сегодня это один из самых древних непрерывно заселённых городов в мире.

Древнейшая история Ашшура до XXI века до нашей эры остаётся загадкой. Понятие «староассирийский период», которое историки применяют к Верхней Месопотамии того времени, условно, так как Ассирии ещё не существовало. Однако это название помогает выделить, в целях хронологического удобства, этот период как предысторию Ассирии. В III тысячелетии до нашей эры здесь существовали небольшие номовые государства — Ашшур, Ниневия, Арбела и другие. Они неоднократно попадали под влияние могущественных царств юга — Аккада и III династии Ура.

 

Барельеф с изображением бога Ашшура

Ашшур изначально был центром небольшого торгового государства, где купцы играли ведущую роль. Для изучения истории этого государства III — начала II тысячелетия до н.э. мы опираемся на надписи, найденные при раскопках храмов и других сооружений. Правители, упомянутые в этих надписях, названы «царями» и в ассирийских царских списках. До недавнего времени учёные считали эти списки достоверным перечнем царей Ассирии. Однако это верно не для всех частей списка.

Первым реальным лицом в списке является Ушпиа (или Аушпиа), упомянутый как первый строитель храма в Ашшуре, центром почитания одноимённого бога. Впоследствии город дал название всей стране. После него в списке идёт Апиашаль, якобы последний из семнадцати царей, «обитавших в шатрах». Однако есть основания полагать, что цари, которые «жили в шатрах», — это поздняя интерпретация списка предков одной из династий аморейского происхождения. При этом список приведён в обратном порядке. Таким образом, Ушпиа был не «отцом», а был преемником Апиашаля.

Надписи ассирийских царей также упоминают Киккиа, второго по счёту строителя стен города Ашшура. Это значит, что стены города возвели позже храма. Возможно, до этого храм охраняли племена скотоводов, живших в шатрах. Насколько это соответствует исторической правде, сказать сложно. Поселение на месте Ашшура существовало с глубокой древности. Языковая принадлежность имён Ушпиа и Киккиа неясна. Они вряд ли семитские или хурритские, хотя в списке чередуются с восточносемитскими именами.

Ашшур, несомненно, входил в царство Аккад (XXIII–XXII вв. до н.э.), но имел второстепенное значение. После падения Аккада, вероятно, наступил короткий период независимости, так как Ашшур оказался отрезан от завоёванных гутиями центров Месопотамии. Возможно, его просто разрушили. Затем, в XXI веке до н. э., Ашшур вошёл в державу III династии Ура, также известную как «Царство Шумера и Аккада». В этот период в Ашшуре правил наместник — энси — с семитским именем-прозвищем Зарикум (или Саррикум). Он не был местным, так как до или после Ашшура управлял Сузами и ещё одним городом. В обязанности энси при III династии Ура входило контролировать внешнюю торговлю города. Она была тесно связана с царско-храмовым хозяйством. Однако на периферии это могло быть не так, и храмовое хозяйство, вероятно, здесь было более самостоятельным.

Зарикум оставил древнейшую дошедшую до нас из Ашшура надпись, посвященную богине Белат-экаллим, или Нинэгаль («Госпожа дворца»). В ней он прославлял урского царя Бур-Сина I (Амар-Суэна, 2045–2037 гг. до н.э.). По тогдашнему обычаю, Зарикум называл себя «рабом» царя. Белат-экаллим позже стала популярной среди хурритов. Самостоятельные надписи энси при III династии Ура встречаются редко. Обычно строительные надписи составляли сами цари. Надпись Зарикума может указывать на особые общественные условия в Ашшуре. Другие надписи также упоминают этот город. Ашшур, вероятно, назван Шашрумом в текстах: «Год, когда царь Шульги уничтожил Шашрум», «Год, когда царь Амар-Суэн уничтожил Шашрум во второй раз и Шурудхум». Первое упоминание связано с завоеванием (2052 г. до н.э.), второе — с восстанием (2040 г. до н.э.).

Около 2034 г. до н.э. началось вторжение амореев, и аккадский контроль над Ашшуром ослабел. Точные даты неизвестны, но город мог освободиться при Ибби-Суэне. Возможно, хурриты временно захватили Ашшур, хотя это спорно. Через некоторое время после падения III династии Ура (примерно через поколение после этого события) в Ашшуре уже правила династия, основанная неким Пузур-Апппуром I.

Правители Ашшура носили титул «ишшиаккум», эквивалентный шумерскому «энси». Их власть была наследственной, но ограниченной. Они управляли храмами, проводили религиозные обряды и занимались строительством. Ишшиаккум также был верховным жрецом (шангу) и военным лидером. Система управления сохраняла элементы родового строя: существовали народное собрание и совет старейшин («Дом города»), который со временем стал главным органом власти. Совет назначал ключевых должностных лиц — «лимму» и «укуллума». Лимму избирался на один год, был эпонимом (его именем называли соответствующий год) и ведал казной города; укуллум выполнял судебные и административные функции.

Основу ашшурского общества составляли самоуправляющиеся большесемейные общины, в собственности которых находилась основная часть земель; экономической базой большинства местных жителей было богарное земледелие, а в предгорных районах — яйлажное (отгонное) скотоводство; общинники также обрабатывали земли храмовых хозяйств. Ведущую роль в староашшурском обществе играла торгово-ростовщическая верхушка. Уже на рубеже 3—2-го тысячелетий до н.э., в борьбе за контроль над торговыми путями, Ашшуру удалось захватить древнюю шумеро-аккадскую колонию Гасур (Нузу), а в XX—XVIII веках до н.э. ашшурские купцы обосновались в международной торговой колонии Каниш в Малой Азии.Основу общества составляли самоуправляемые большесемейные общины в собственности которых находилась основная часть земель. Их экономической базой было богарное земледелие, а в предгорных районах — яйлажное (отгонное) скотоводство. Общинники также обрабатывали земли храмовых хозяйств. Ведущую же роль играла торгово-ростовщическая элита.

Преемниками Пузур-Апппура I были Шаллимахум, Илушума, Эришум I и Икунум (современник основателя I династии Вавилона — Сумуабума). Из них наиболее интересен для нас — Илушума. До нас дошла его надпись датированная примерно 2000 годом до н.э., впервые дарующая привилегии аккадскому купечеству, что было немыслимо в практически «тоталитарном» Шумеро-Аккадском царстве, имевшем государственную монополию на внешнюю торговлю и кредитные операции. Он разрешил беспошлинный ввоз и вывоз меди и вероятно приплавов к ней — олова и свинца, а также беспошлинный экспорт тканей. Торговля с Гасуром подтверждает это: оттуда поступало олово и шерсть из Нижней Месопотамии. Надпись также упоминает восстановление городской стены, что подчеркивает независимость Ашшура.

В XX—XIX веках до нашей эры в Ашшуре начался бурный рост торговли и товарности производства. Ашшурские купцы, используя выгодное расположение своего города на важных торговых путях, отправлялись в соседние страны. Сначала они торговали ашшурскими тканями, а затем переключились на спекуляцию металлами. Золото и серебро имели разную стоимость в зависимости от региона, а свинец, которым местные торговцы располагали в избытке, служил для расчетов. Купцы также занимались контрабандой, нелегально вывозя ткани и железо, запрещенное к экспорту во многих государствах того времени. Они предоставляли торговые кредиты, а также участвовали в сделках с недвижимостью. О земельных сделках информации нет. Также с этого времени государство стало выплачивать компенсацию за изъятие участков под строительство храмов или городских стен.

Другую известную надпись оставил сын Илушумы — ишшиаккум Эришум I, которая указывает на беспошлинную торговлю уже на весь рынок. Это решение было принято на городском собрании, что свидетельствует о возвращении к общинным и коллегиальным институтам власти. Эришум I продолжил политику своего отца по укреплению торговли. В его время появились первые письменные акты архивов торговой колонии Каниш в Малой Азии. Вероятно, именно тогда торговля ашшурцев в Канише начала контролироваться правителями, хотя она существовала и раньше. Торговцы клялись именем Эришума в обязательной присяге.

Эришум I оставил множество надписей, рассказывающих о своей строительной деятельности. Важнейшим событием стало строительство нового храма бога Ашшура. Ишшиаккум соорудил трон для бога, украшенный драгоценными камнями, построил монументальную лестницу для процессий и ворота в храм. В основание храма он поместил глиняный цилиндр с надписью, запрещающей даже царю обновлять этот храм. Для большей прочности при строительстве стен в раствор добавлялись топленое масло и мед. Ещё одна надпись сообщает имена судей, которые исполняли обязанности у ворот этого храма, и проклятия, которые должны были падать на голову того, кто лжёт у этих ворот (во время судебного разбирательства). Также упоминается строительство двух котлов для варки пива. Эришум правил 40 лет, после него трон занял его брат Икунум.

После Икунума следующий правитель, Апппур, принял имя Шаррумкен, что означает «истинный царь». Шаррумкен поддерживал традиции ашшурского города-государства. Его преемник носил имя основателя прежней династии — Пузур-Апппур II. Последнего сменил Нарам-Син, а затем на трон взошел тезка одного из преемников Пузур-Апппура I, Эришум II, известный своей строительной деятельностью. Последний был свергнут аморейским вождем Шамши-Ададом I, который сделал столицами своей державы города Экаллатум и Шубат-Эллиль. Экаллатум пока не обнаружен, но предполагается, что он находился на Тигре в 40–60 км ниже Ашшура. Этот город контролировал важный перекресток путей с Евфрата и Тигра. В бесконечных пограничных спорах он ослабел и исчез в I тысячелетии до нашей эры. Второй город — Шубат-Эллиль был найден далеко на севере, будучи специально обустроенной столицей он ничем не выделялся и был заброшен после падения власти амореев.


Рецензии