Музыкальная живопись. Виктор Борисов. Реквием

 Картина Виктора Борисова-Мусатова «Реквием» посвящена художнице и поэтессе Надежде Юрьевне Станюкович, умершей на руках у художника. Мастер писал её мужу: «Смерть Надежды примирила меня со смертью вообще. В мою душу вливается спокойствие».

 Группа женщин в старинных платьях замерли на фоне усадьбы. Каменный замок и сад на заднем плане. Цвета неяркие — такую прозрачность, действительно, может дать только акварель. И вся картина как будто пронизана светом.

 Борисов-Мусатов относился к ней как к воплощению душевной чистоты. Художник считал, что предназначение женщины — быть носительницей гармонии. Той внутренней красоты, что несёт на себе отпечаток Божественного присутствия. Борисов-Мусатов страдал оттого, что мирская суета как сорняк душит это качество в современницах. А Надежда Станюкович соответствовала высокому идеалу. Она была чуткой ко всему прекрасному, предельно искренней и добросердечной.

 Борисов-Мусатов навещал ее в больнице. Присутствие художника утешало и укрепляло Надежду Юрьевну, помогало ей отряхнуть морок, отуманивающий разум. Глядя на её просветлевший облик, Виктор Борисов-Мусатов вдруг ясно осознал, что смерть — это не конец, не погружение в тление, а исход туда, где нет болезней и горя. Расставание горько, но оно не навсегда. За ним непременно последует встреча. Виктор писал Владимиру Станюковичу: «Смерть Надежды примирила меня со смертью вообще. В мою душу вливается спокойствие». Именно об этом художник хотел рассказать в своей картине «Реквием».


Рецензии