0203. Явления Матери Божией Марии

В 1909 году по всему Петербургу разнёсся слух о том, что шестнадцатилетний юноша, Павел Ильин, одержимый каким - то необъяснимым для науки недугом, привезён был к Литургии в Иоанновский монастырь на Карповке. И здесь произошло с ним следующее. Во время Херувимской песни он вырвался из рук пятнадцати сильных мужчин, державших его, и затем по воздуху пронёсся над народом к западным вратам храма, и у входа в храм упал без чувств. Бесчувственного его взяли и принесли к гробнице отца Иоанна Кронштадтского. Здесь больной на краткое время очнулся, а затем крепко заснул. Во время сна явился ему отец Иоанн, дал ему наставления, исповедал его и велел ему ехать в Валаамский монастырь. Что именно происходило во сне, больной, проснувшись, не хотел говорить. И если бы не отрывочные фразы, сказанные вслух во время сна: "Отец Иоанн, прости, помолись, исполню", - то возможно, что все это скрылось бы, но когда он услышал от окружающих эти слова и понял, что они знают о происшедшем, то всё открыл. Вот что произошло с ним. Он увидел отца Иоанна сидящим в кресле у своей гробницы. При этом отец Иоанн сказал: "Ты видишь меня в таком виде, в каком меня никто не видел. Служи по мне панихиды, как - то установлено Церковью. Но Великому Богу угодно меня прославить. Придёт время, и мне служить будут молебны". После этих слов отец Иоанн дунул на больного, благословил его и добавил: "В своё время я скажу тебе, что нужно будет делать тебе для полного исцеления". И, сказавши это, скрылся. Что же слышали в это время окружавшие больного? Они видели, как он грыз зубами мраморную гробницу отца Иоанна и диким голосом кричал: "Выхожу, выхожу, о великий угодник и пророк Иоанн, но не совсем". Конечно, кричал это не он сам, а обитавший в нём демон. После этого Павел уже не так страдал от своей болезни, но ещё не совсем выздоровел. В этом же 1909 году он из Петербурга переехал в Выборг; с благословения архиепископа Финляндского записался в послушники Валаамского монастыря и поселился в архиерейском доме в городе Сердоболе (имение Хюмпеля). Он исполнял здесь послушание на огороде и прислуживал в качестве чтеца при церкви. Там жил он до октября месяца 1911 года. 19 октября того года, в день памяти преподобного Иоанна Рыльского и день Ангела отца Иоанна Кронштадтского, Господь Благословил явить Новую Милость Свою болящему Павлу чрез отца Иоанна, во исполнение обещания, данного ему последним при гробнице. С ним произошло следующее. Вечером в этот день, после всенощного бдения, брат Павел читал акафист Божией Матери и во время чтения акафиста пришёл в состояние восхищения. Его духовному взору открылось дивное видение. Первоначально во Славе явился отец Иоанн с Преподобным Иоанном Рыльским, затем Павел Фивейский и Афанасий Афонский и множество других Преподобных Отцов. Все они приветствовали друг друга Радостными возгласами: "Радуйся, Иоанне! Радуйся, Павле! Радуйся, Афанасие!"... Наконец за ними явилась Сама Богоматерь в Неописуемой Славе, при Явлении Которой хор Преподобных Отцов торжественно воспел: "Взбранной Воеводе победительная". После этого отец Иоанн подошёл к Павлу и сказал: "А теперь выйди из тела и душой последуй за нами". Весьма трудно было исполнить это повеление Павлу, но он исполнил его и последовал за Преподобными Павлом Фивейским, Иоанном Рыльским и Иоанном Кронштадтским. "Они мне показывали, - говорил Павел, - первоначально Райские Обители и наслаждения, предназначенные для добродетельных, а затем мучения грешников. Как Слава и Блаженство Праведников, так и мучения грешников не поддаются описанию человеческим языком. Когда было всё показано, отец Иоанн стал наставлять меня, как Жить, и для получения окончательного исцеления повелел мне вновь войти в своё тело и отправиться в Оптину пустынь к отцу Варсонофию, оптинскому старцу, в сопровождении иеродиакона Валаамского монастыря Варсонофия". Старец уже был предупреждён о приезде больного с провожатым, принял больного Павла и докончил всё, что было поручено ему исполнить от отца Иоанна Кронштадтского. Он исповедал его и причастил, после чего и последовало окончательное исцеление больного. До 1912 года исцелённый Павел, уже совершенно здоровый, жил в Сердоболе, в имении Хюмпеля, а затем призван был к отбыванию воинской повинности. В 1914 году участвовал в Великой войне. Жив ли он в настоящее время или погиб во время этой войны и последовавшей за ней революции, остаётся неизвестным. Но он через иеромонаха Валаамского монастыря Варсонофия, некогда сопровождавшего его в Оптину пустынь, переслал мне свои записки для обнародования их через десять лет после его исцеления. Из этих, написанных им собственноручно, записок видно как то, какою болел он болезнью, так и то, по какой причине болел он этой болезнью. Из этих записок видно, что Павел во время пребывания своего в Москве, перед своим отправлением в Петербург, впал в тяжёлую нужду. Нигде он не мог найти места для себя, и все близкие и знакомые отказались от него. Тяжёлая нужда довела его до отчаяния; неоднократно приходила ему мысль о самоубийстве. В одну из таких минут внезапно явился ему таинственный старец и сказал: "Я помогу тебе, если ты собственною кровью письменно удостоверишь, что будешь верен мне и здесь, на земле, и по смерти твоей!" "Кто же ты такой, чтобы мне верить в тебя и тебе довериться?" - спросил Павел. "Я тот самый, которого не любит и ненавидит ваша Церковь", - ответил явившийся. - "Хорошо, я буду верен тебе!" - заявил ослеплённый отчаянием Павел и дал требуемую подписку. "Ну а теперь ты должен сбросить со своей шеи лишнюю обузу", - сказал таинственный старец и указал при этом на крест. Юноша снял и крест и таким образом отрёкся от Христа и предал душу свою диаволу. И за это отречение его от Христа вселился в него диавол, и с тех пор он стал одержим духом беснования. От этого - то духа беснования и исцелил его отец Иоанн Кронштадтский, частью непосредственно, а отчасти через посредничество оптинского старца Варсонофия. Из всего изложенного с достаточною очевидностью вытекает следующее заключение. Бесноватые, или одержимые нечистыми духами, существуют и в настоящее время, как некогда они существовали в древние времена. Духу беснования предаются люди за нечестивую жизнь и особенно за грехи богоотречения и богохульства. Но существуют и в настоящее время, как некогда существовали в древнее время, и праведники, угодившие Богу, которые имеют силу и власть изгонять злых духов от одержимых ими.

Источник: Вячеслав Марченко, Ричард (Фома) Бэттс "Духовник царской семьи. Архиепископ Феофан Полтавский, Новый Затворник (1873 - 1940)".


Рецензии