Из старой записной книжки 157
СЁСТРЫ СУОК.
Сказку «Три толстяка» Юрий Олеша посвятил своей любимой жене. Но не первой, Серафиме, младшей из сестёр Суок, которая ушла от Олеши к какому-то бухгалтеру Маку, от него к революционному поэту Нарбуту, от поэта к писателю Харджиеву а уже от него к другому писателю, Виктору Шкловскому – а Ольге, сестре средней, которая ушла от первого мужа, Михаила Россинского, чтобы стать второй женой Олеши. Но прообразом девочки-циркачки, возлюбленной канатоходца Тибула, стала всё же первая жена классика, Сима, та, что ушла к бухгалтеру, от него к поэту и так далее. И именем Суок девочка в сказке названа тоже в честь первой жены, потому что это была её фамилия, а также её сестёр. Она не еврейская, как кому-то могло показаться, а австрийская. Ихний папа, Густав Суок, был австрийским эмигрантом и бывшим атташе. Была ещё и третья сестра, Лидия Суок, старшая. Но она как вышла замуж за Эдуарда Багрицкого, так после него уже ни за кого и не пошла и умерла в 1969-м, при том, что Багрицкий в 1934-м. Но она так ни за кого и не пошла, храня верность, в отличие от некоторых.
Вот какие барышни, какие Фрэзи Грант* жили когда-то в Одессе!
С другой стороны, есть мнение, что Юрий Олеша изначально хотел посвятить «Трёх толстяков» одной 13-летней девочке, Вале Грюнзайд, которую бешено любил ещё до сестёр Суок и благодаря которой, собственно и начал писать. Но пока он писал, а потом три года ждал издания сказки, девочка подросла и вышла замуж за Женю Петрова. Так что, вполне вероятно, что прообразом маленькой гимнастки была как раз эта Валя и только имя, Суок, ей дали в честь Серафимы, которая ушла к бухгалтеру*.
*Фрэзи Грант – «Бегущая по волнам» из романа А.С. Грина «Бегущая по волнам».
*Собственно, это не совсем верно, потому что бухгалтер, как это ни жаль, не был первым, к кому ушла Сима Суок, эта девушка-вамп, а самым первым был некий губпродкомовец, который имел доступ к продуктам, что в голодные 20-е было серьёзным аргументом в его пользу. Но, в конце-концов, при помощи друга, Валентина Катаева, Олеше удалось отбить Серафиму обратно. Она вернулась от любовника с продуктами и многочисленными подарками. Писатель простил любимую, и жизнь пошла по-старому, пока на горизонте не всплыл проклятый бухгалтер Мак. Вообще-то, его фамилия была не Мак, а какая-то другая и история её не сохранила. Но бухгалтер был поэтом-любителем и носил этот пошлый псевдоним.
Свидетельство о публикации №225092601498