Путешествие в Карелию. Лосево - Кивиниеми
Это было чудесное путешествие по Карельскому перешейку как раз по тем местам, которые связаны с моим интересом к их истории. Кстати, Карельским перешейком он стал называться с 1920 года в тексте мирного договора между Советской Россией и Финляндской Республикой.
В «Переписной книге Водской пятины 1500 года» Карельский перешеек называется Галтеевъ островъ. У арабских авторов он назывался «Остров русов». Территория острова ограничивалась Невой, Финским заливом, Ладожским озером и рекой Вуоксой. На нем обитали племена суоми (сумь), хяме (емь) и карьяла (корела).
Наш путь лежал через Лосево, Приозерск в чудесный карельский поселок Куркиёки. Не так давно построенная трасса «Сортавала» пока опровергает пословицу о дураках и дорогах в части дорог. Дорога прекрасная, но дураки на ней не перевелись, о чем говорят кресты вдоль шоссе. Иногда мне кажется, что чем лучше дорога, тем больше на ней дураков.
Достаточно быстро мы доехали до поселка Лосево. Это место известно всем любителям экстремального водного спорта, людям, желающим получить адреналин, и людям неравнодушным к красоте северной природы. Порожистая протока соединяет реку Вуоксу и Суходольское озеро.
В XIX веке деревня эта в составе Великого княжества Финляндского называлась Кивиниеми (в переводе каменный мыс). Протока, соединяющая озеро Суванто-ярви (в переводе заводь) с Вуоксой, текла в противоположном направлении, т.е. из озера (нынешнее название Суходольское) в Вуоксу. Перепад высот составлял 2 м. С Ладогой озеро не соединялось, от нее оно было отделено песчано-валунным перешейком. Тишь и гладь, ну разве что весенние паводки беспокоили. Вот и решили местные жители спускать эти паводки в Ладогу.
В 1818 году они прорыли канаву, соединяющую Суванто-ярви с Ладогой. Неожиданно для них канава превратилась в бурный поток - реку, сносящую все на своем пути, снесен был даже дом деревни Тайпале, размыты берега. Протока-река стала носить название Тайпалеен-йоки (теперь Бурная). Прежняя протока между Вуоксой и Суванто-ярви, между тем, высохла, уровень воды в озере упал на 7 метров. Зато обнажились берега, земля, которую можно возделывать. Но, все-таки, была еще мысль соединить Ладогу с Вуоксой судоходным путем, увеличив торговлю и пассажирские перевозки. А для этого надо вновь соединить Суванто-ярви с Вуоксой.
В 1857 году соединили, но эффект получился обратный. Строители полагали, что воды Вуоксы пробьют и расширят русло протоки. Но порода оказалась слишком твердой. Получился порог с перепадом высот в 3 м и длиной 880 м, уровень Вуоксы до порога снизился на 4 м. Выиграли жители, получившие земли, пригодные для земледелия. Но судоходство, увы!
Через протоку в 1867 году построили навесной железный мост на цепях. А в 1882 году из Германии привезли выполненный там по заказу новый очень красивый железный мост. Его привезли по железной дороге до станции Перк’ярви (Кирилловское), а далее по частям на лошадях уже до места. Он был сооружен там, где сейчас находится автомобильный бетонный мост.
За проезд и проход по нему взимали плату, чтобы компенсировать затраты на его строительство. В 1917 году был пущен в строй железнодорожный мост.
В начале XX века началось активное развитие поселка. Здесь возникли войлочная фабрика, механические мастерские, паровая электростанция, лимонадный завод. Работали аптека, магазины, фотография. Здесь даже был свой ипподром, где занимались конным спортом. Раз в полгода проводились ярмарки. Работали две школы.
Порог Кивиниеми был в то время государственным заказником. Для ловли рыбы (семги) нужно было иметь специальное разрешение. За аренду приходилось платить немалые деньги. Выловленная здесь семга поставлялась в рестораны Петербурга, а после отделения Финляндии в рестораны Хельсинки и Стокгольма.
Во время войны 1939-1940 годов мосты были взорваны финскими саперами. Здесь проходила линия фронта. От деревни почти ничего не осталось. С 1941 по 1944 год здесь была финская территория.
Мы медленно проехали по мосту, полюбовавшись бурной рекой и порогами. Посредине ее стоит огромный камень, называемый участниками рафтинга Жандармом. Есть за что. Сложно проплыть мимо.
Очень хотелось выйти и побродить по берегу, послушать шум воды. Но в наш маршрут это не входило.
Эта местность упоминается в Обложных книгах Водской Пятины с 1565 года, прежде она входила в состав новгородских земель. Жили там карелы. Они были язычниками, но в 1227 году приняли православие. Многие источники утверждают, что это решение было принято добровольно. Ну, наверное, кто-то добровольно, а кого-то принудили. Однако, больше вероисповедание они не меняли.
Военные столкновения между шведами и новгородцами происходили на территории, населенной финнами и карелами. Казалось бы, Ореховецкий мирный договор должен положить конец этим столкновениям, но нет. Установленная граница постоянно нарушалась. Ведь что такое пограничные камни в пустынной лесистой и болотной местности? Камни зарастали мхом, и то финские поселения возникали на русской территории, то карелы нарушали эту границу. Шведы соответственно защищали своих подданных, новгородцы своих. А страдали жители приграничных районов. И если новгородцев больше интересовала дань, а не религиозные предпочтения карелов, то шведы непременно хотели обратить всех в свою веру. Военные набеги изображались как крестовые походы. Несогласные принимать их веру жестоко уничтожались.
Но были и оригиналы, например, король Магнус II Эрикссон (по прозвищу Смек - ласковый) в 1348 году предложил новгородцам сравнить их веры: какая будет лучше, в ту и верить и тем, и другим, собраться ученым и обсудить. Новгородцы послали его… к грекам, так как не сильны в подобных дискуссиях. Магнус ответил, что не обиделся, но, захватив крепость Орешек в 1348 году, велел пленным сбрить бороды и обратиться в католичество, иначе грозил смертью. Но потом передумал: простых воинов отпустил, а бояр увез в Швецию. Позже вернул и их. Через год новгородцы Орешек отбили.
В результате борьбы за власть в 1357 году Магнус поделил королевство со своим сыном Эриком. В 1364 году шведским королем был провозглашен герцог Альбрехт Мекленбургский, а Магнус стал его пленником. Нельзя, видимо, быть ласковым королем. В 1371 году его освободили, а в 1374 году утонул во время кораблекрушения у берегов Норвегии согласно шведским хроникам. Но тело его не было найдено.
Согласно же Новгородской летописи Магнус не утонул, его подобрали православные монахи монастыря Святого Спаса. Остаток жизни он провел на Валааме, принял православие под именем Григория и оставил наказ своему народу: никогда на новгородские земли войной не ходить, церкви русские не разорять и с верой православной не враждовать. «Но мишенькин совет лишь попусту пропал», - как сказал баснописец.
Войны продолжались. Относительное затишье на 60 лет наступило после перемирия 1510 года.
В 1570 году между Швецией и Московским государством началась 25 летняя война. Будучи дилетантом, я ничего не слышала об этой войне, перечитала кучу источников и выбрала понятную мне версию.
Это было столкновение двух амбиций двух Иоаннов: Ивана IV Грозного и Юхана III (тоже Иоанна) Вазы,ставшего в 1568 году шведским королем после свержения своего «безумного» брата Эрика. Женой Юхана была сестра польского короля Катарина Ягеллонка, к которой Иван Грозный сватался (и к ней тоже!), но был отвергнут. Ну вот: ищите женщину! Дипломатическая переписка двух этих правителей - шедевр антидипломатии. Уж как только они друг друга не обзывали и не унижали.
Противостояние амбиций вылилось в войну, как это принято у правителей.
В финской истории она получила название «Долгая ненависть». Никогда раньше об этом не слышала. Была у Бальзака, кажется, такая фраза: «Любовь и ненависть два чувства, которые сами себя питают, но ненависть живет дольше».
Особой жестокостью прославился главнокомандующий шведскими войсками в Карелии Герман Флеминг. С огнем и мечом прошелся по Приладожью, истребляя карельское население. Оставшиеся в живых бежали в Олонецкую, Тверскую губернию и на Белое море.
Если внешне это была война между двумя государствами, то важной составляющей этой войны была война финских партизан, поддерживающих и поддерживаемых шведами против карельских партизан, поддерживаемых русскими.
В 1580 году шведы вторглись в южную Карелию и захватили крепость Корелу и прилегающие к ней земли Московского государства. Вернуть эти земли русские не смогли из-за ослабления в Ливонской войне, и по Столбовскому мирному договору 1617 года весь Карельский перешеек перешел к Швеции.
К концу XVII века карелов в этих местах оставалось не более 5%. Несмотря на сильное давление, они сохранили свою веру. На опустевших территориях стали селиться лютеране из шведской Финляндии.
Фото из интернета.
Продолжение следует.
Свидетельство о публикации №225092601531
С уважением.
Юрий Симоненков 04.10.2025 02:46 Заявить о нарушении