Пиратское золото. Глава 9. За Каменным Поясом
- Удивляюсь вашему времени! Банки грабят, чиновники грабят, мошенники грабят, как вы здесь живете? Если раньше разбойник стоял перед тобой, и ты мог дать ему отпор, наказать его, то сейчас ты его не видишь.
- Прогресс…
Аквик промолчал, его не касалось наше время, а я подумал о том, что пираты никуда не делись, они есть и сейчас, только спрятались и по-другому стали называться.
- Ребята, не прошу вас, чтобы вы отменили своё путешествие, но будьте осторожны, вы сегодня без взрослых.
- Хорошо, Юлий, успокой Ольгу Владимировну, риска никакого не будет. Мы сегодня даже пиратов не увидим, и путешествие будет совсем коротким.
- Куда же вы отправляетесь?
- За Каменный Пояс, в Сибирское ханство. Только посмотрим на земли, которые бывший волжский разбойник Ермак присоединял к Русскому государству и сразу обратно.
- Точно не будете его искать?
- Искать Ермака в Сибири, как иголку в стоге сена… Сибирь-то огромная.
- Тогда я побежал к Ольге. Удачи! Потом расскажете, как все прошло.
***
На нашей базе на берегу «царства мертвых» мы застали одну Мари.
- А где Мишка?
- Не знаю. Опаздывает.
- Странно, это на него не похоже. Будем ждать.
Через полчаса на противоположном берегу реки появилась маленькая фигурка нашего Мишки, совершающего регулярную утреннюю пробежку, и две большие фигуры его охранников. В обязанности охранников входило не столько обеспечение безопасности наследника египетского трона, сколько контроль за тем, чтобы он не схалтурил и выполнил все упражнения, которые положены. Сейчас, после пробежки, он два раза будет переплывать Нил. Мы дожидались его появления в тени под пальмами.
- Всем привет! Прошу извинить за опоздание.
- Что случилось, ты проспал утренний подъем?
- Я встал вовремя, а во дворце воров ловили! Поэтому и задержался с выходом на пробежку.
- Поймали?
- Стража троих поймала, один убежал. Хотели украсть драгоценности отца.
- Вот это да! Теперь, наверное, их казнят…
- Совсем нет. У нас с ворами по-другому поступают.
- Это как же?
- Отрезают носы и отправляют жить в особый город – Риноколура.
- Ничего себе!!! Целый город безносых?!
- Ага. На стенах города дежурит стража, но жители и сами из него не уходят: в обычном обществе к безносым будут относиться, как к преступникам, а там они среди своих.
- А как же они там живут в этом городе?
- Обычно живут: ловят рыбу и занимаются ремеслом. Туда даже торговые караваны приходят за их изделиями.
- Да уж…
Я попробовал представить, как нашим телефонным мошенникам и чиновникам вдруг отрежут носы и отправят жить в особый город – получилась какая-то ерунда. Видимо, в каждом времени свои законы и своё отношение к ним. Мари, которой не нравился разговор про город безносых, спросила нас с Аквиком про Ольгу и Юлия.
- Почему их с нами нет? Я уже к ним привыкла.
Мне пришлось рассказать своим друзьям про то, что случилось с Ольгой Владимировной и про «телефонных мошенников». Мари и Мишка по-разному отреагировали на мою историю.
- Бедная Ольга! Как я ей сочувствую!
- Когда этих грабителей поймают, обязательно нужно отрезать им носы!
- У нас так не делают.
- Ну и зря!
Наверное, Мишка был прав. Аквик прервал наши разговоры и стал рассказывать о предстоящем путешествии. Мы слушали его, как всегда, очень внимательно.
- Сегодня мы с вами отправимся по следам Ермака Тимофеевича – известного волжского разбойника и пирата, а также первопроходца, положившего начало освоению Сибири и присоединения её к Русскому государству.
- Так он отрицательный или положительный герой?
- В истории все неоднозначно. Как пират и разбойник Ермак, конечно, был отрицательным героем. Он грабил купеческие караваны в низовьях Волги и на Оке, а в мирных селениях «пускал красного петуха», если его жители не отдавали ему деньги и ценности.
- Как это «пускал красного петуха»?
- Дома сжигал.
- Какой ужас!
Мари не очень-то нравились наши путешествия, в которых мы сталкивались с деятельностью пиратов. В них она участвовала из-за нас, чтобы за нами был женский пригляд. Сегодня не было Ольги, и на неё ложилась двойная ответственность.
- А что Ермак сделал положительного?
- Сейчас расскажу. Как-то раз казачья ватага Ермака захватила и разграбила караван персидского посольства, которое направлялось из Персии в Москву. Московским властям это воровство сильно не понравилось, и вскоре они направили крупное войско с приказом «пытать, казнить и вешать», чтобы наказать виновных казаков. От казни Ермака спасли купцы Строгановы, которые пригласили его и его людей к себе на службу. Они же оплачивали военные походы Ермака против сибирских татар, которые грабили земли Строгановых.
- Получается, что Ермак случайно попал в Сибирь?
- Так сложились обстоятельства. А вообще, всё в нашей жизни происходит по воле случая. Сначала Ермак со своими людьми отбивал набеги татар на приграничные земли, а потом отправился наводить порядок и за Каменный Пояс.
- Куда-куда отправился?
- Каменным Поясом раньше называли Уральские горы, разделяющие Европу и Азию. Отряд Ермака пересек Каменный Пояс и попал на земли хана Кучума, которому принадлежала Западная Сибирь, и который не пускал русских на свои земли. Ермак двигался по рекам, захватывая татарские городки, разбил войско хана и захватил его столицу. После этой победы началось освоение Сибири.
- Интересно, куда же мы сегодня отправимся?
- Ермака увидим?
- Мальчики, только подальше от этих страшных разбойников!
Аквик улыбнулся.
- Будет так, как хочет Мари, и как я обещал Юлию. Мы увидим только места, по которым проходил отряд Ермака и ничего больше, увидим, как выглядит настоящая Сибирь.
Мишка был разочарован, он ждал поединков и сражений, а я не мог определить своё настроение. С одной стороны - хотелось посмотреть на отважных первопроходцев, а с другой – не хотелось рисковать без взрослых. Когда с нами были Юлий и Ольга, было как-то поспокойнее. Все-таки пираты довольно опасный народ и никогда не знаешь, что от них можно ожидать. Закончив разговор, мы, не теряя времени, взялись за руки и нырнули.
***
Дальше все произошло очень быстро, я даже не успел опомниться, как оказался в ледяном потоке куда-то несущейся воды. После размеренного и спокойного Нила, нас закружило и разметало быстрым течением. Аквик успел вцепиться в Мари, не дав потоку утащить её на стремнину реки, и в следующую секунду я увидел, как они выползают на берег. Мы с Мишкой отчаянно пытались сами выгрести к берегу. Вдруг кто-то выхватил нас из воды, как лягушат. Здоровенный бородатый детина в серой холщевой рубахе оказался радом с нами. Двумя сильными ручищами он заграбастал нас к себе подмышки и пошел к берегу. Аквик и Мари бежали в нашу сторону.
- Это что за чудо такое? Откуда вы здесь взялись, бесенята?
Мы не смогли объяснить откуда мы взялись. Солнце только вставало из-за высоких деревьев, и от холода у нас зуб на зуб не попадал. На берегу невдалеке стоял небольшой шалаш, рядом с которым горел костер. Увидев наше состояние, бородач понял, что пока мы не согреемся, разговаривать с нами бесполезно.
- Ну-ка все к огню греться! И в медвежью шкуру завернитесь, она там рядом лежит.
Мы побежали к костру, нашли медвежью шкуру, завернулись в неё и, прижавшись друг к другу, уселись на большущее бревно, которое лежало рядом. Над огнем висел большой котел, и в нем что-то бурлило, распространяя вокруг аппетитнейший запах. Мишка не выдержал, подскочил к котлу и заглянул в него.
- Тут рыбы больше, чем воды.
- Это уха из осетра. Пусть пока варится. А сейчас, чтобы не заболеть, все будем пить сбитень.
Бородач раздал нам по глиняной кружке и из пузатого чайника с трубой по середине, из которой шел едва заметный дымок, стал разливать в них горячий оранжевый напиток. Запахло травами и медом.
- Теперь маленькими глотками пьём до дна.
Я смотрел на нашего спасителя и думал, что если ему расчесать бороду, добавить очки и белый халат, то будет вылитый «доктор Айболит». От горячего напитка тепло быстро разливалось по телу, совсем скоро мы согрелись и с интересом смотрели на бородача. Он сидел на другом бревне напротив нас, улыбался и терпеливо ждал пока мы будем готовы для разговора. Первым нарушил молчание Мишка.
- Какой замечательный напиток! Быстро согревает и наполняет силой. Научите его готовить?
- Научу, конечно.
- А кто вы и что здесь делаете?
- Зовут меня Василий Тимофеевич. Здесь я ловлю рыбу. А вот вы откуда ко мне пожаловали? Вас же тут не было.
- Мы путешествуем.
Василий Тимофеевич с сомнением окинул нас взглядом.
- Ну, если не хотите – не отвечайте.
- Мы правда путешествуем! Хотим увидеть места, по которым Ермак прошел.
- Вон оно что…
Мы с Мари горячо зашептали Мишке в уши.
- Зачем ты про Ермака ляпнул?! Кто тебя за язык тянул? И про путешествия тоже!
- Да что тут такого-то? Это же простой рыбак, он и про Ермака-то, наверное, не слышал.
Бородач сначала нахмурил брови, но потом снова заулыбался. До него, видимо, долетели Мишкины слова.
- Ну, почему же не слышал? Здесь многие его знают. А вам-то он зачем нужен?
Нам ничего не оставалось, как в общих чертах рассказать рыбаку о цели наших путешествий, и где мы уже побывали. Василий Тимофеевич слушал нас очень внимательно и диву давался. Больше всего ему понравилась история про перстень удачи Поликрата Самосского, который он выкидывал в море и который вернулся к нему в животе у пойманной рыбы, и история про балтийского «Красного Дьявола».
- Таких сказок я раньше никогда не слыхивал!
- Это не сказки, а самая настоящая правда! Скажи, Аквик! Вон у Никиты из каждого путешествия какая-то золотая вещица остается на память. Уже целая коллекция набралась.
- Да уж… Удивили вы меня! … А Ермак-то чем интересен?
- Как это чем?! Раньше он был простым волжским разбойником, а потом стал первопроходцем. Сибирь к Русскому государству присоединил. Ему потом памятники поставят.
- Памятники говорите? … Чудеса, да и только! … Хотя… а почему бы и нет? Ладно, хватит лясы точить - пора уху есть. А то как же я вас голодными отпущу?
Уха оказалась очень наваристой и вкусной. Каждому в миску Василий Тимофеевич положил по нескольку кусков осетрины и дал нам по куску ноздрястого хлеба с зеленым луком. Ничего вкуснее я никогда не ел, моим друзьям угощение тоже понравилась. Когда наша трапеза уже заканчивалась, из леса на каменистый берег выехал всадник со второй лошадью без седока. Всадник был черен собой, кудряв и с большой блестящей серьгой в одном ухе. На нем был надет красный кафтан и синие шаровары, заправленные в сапоги. На поясе висела сабля, а за спиной - ружьё. Вид у него был залихватский и грозный. Увидев нашу компанию у костра, он остановился и крикнул.
- Атаман, я за тобой! Пора в лагерь возвращаться. Войско отдохнуло и готово походу.
- Не пугайтесь, это мой помощник Ванька Кольцо… Моего коня к дереву привяжи и возвращайся!
- С тобой все в порядке, Тимофеевич?
- Все хорошо, это мои гости. Скачи назад, я сам доберусь!
Мы разинув рты смотрели на нашего рыбака. Василий Тимофеевич, хитро улыбаясь в бороду, подмигнул нам и зашел в свой шалаш. Обратно к нам он вышел уже одетый, как былинный богатырь: под кафтаном блестела кольчуга, на поясе висела сабля, за поясом два пистолета. Перед нами стоял Ермак! Перемена была так разительна, что Мари не сдержала своего удивления.
- А разве так бывает?
- Как так?
- Вы же добрый! Детей любите … рыбу ловите … ребят спасли… И вдруг, грозный атаман!
Василий Тимофеевич по-прежнему улыбался, только взгляд у него стал более собранным и строгим. Как все-таки военная форма меняет мужчину.
- Все правильно, я и природу люблю, и детей очень люблю. С удовольствием построил бы здесь дом и завел семью. Ловил бы рыбу, охотился бы на зверя… Эх, мечта моя! … Но не могу.
- Почему???
- Люди мне поверили и пошли за мной, поэтому я за них в ответе. Да и начатое дело надо довести до конца. А вам пора возвращаться домой, путешественники. Никита, держи адамант - это мой подарок для твоей коллекции.
Ермак протянул мне большой прозрачный камень, едва помещавшийся у него на ладони. Адамантами в старину называли алмазы, это слово происходило от греческого «несокрушимый, неукротимый». После этого, поблагодарив хозяина за наше спасение, теплый прием и за уху, мы нырнули домой.
Свидетельство о публикации №225092601579