Август. Кинофильм по военному роману

Белоруссия, август 1944 года. Территория формально освобождена, но в Шиловичском лесу все еще прячутся тысячи диверсантов и немецких солдат. Плюс полицаи, плюс поляки из «Армии Крайовой», плюс «Лесные братья»… Лес «размером с Францию» начинен минами, напичкан трупами; однажды девушки-связистки пошли туда за грибами и ягодами — и метров за триста от опушки их «снасильничали и убили, забрали обмундирование и документы». Потом приехал отряд НКВД искать убийц, — и исчез среди деревьев. Абсолютно гиблое место. Но именно в нем группе из трех сотрудников Смерша — капитану Алехину, старшему лейтенанту Таманцеву и лейтенанту Блинову — надо найти такую же маленькую группу разведчиков-диверсантов с рацией. И найти очень быстро, потому что передаваемые по этой рации сообщения могут сильно повлиять на ход войны. Конечно, диверсантов приходится искать и в близлежащих городах, где они собирают информацию («Что они из леса передадут, новости из жизни ежей?»). И оказывается, что в августе 1944-го вся местность напичкана оборотнями, которые скрываются под личинами милых, трогательных, хороших людей.
Роман Владимира Богомолова «Момент истины» (писатель именно это название, а не «В августе 44-го», считал «настоящим» и правильным) уже пытались экранизировать два раза. Ну, или три — смотря, как считать. Сейчас в кинотеатрах России» в прокате «Август», поставленный Никитой Высоцким и Ильёй Лебедевым, а спродюсированный Константином Эрнстом и Анатолием Максимовым («Ночной дозор», «Викинг», «Союз спасения», «Любовь Советского Союза»).

Мистические истории связаны и с книгой "Момент истины", и с попытками её кинопостановок.

«Момент истины (В августе 44-го…)» — незаконченный утраченный советский фильм режиссёра Витаутаса Жалакявичюса, который снимался на основе романа «Момент истины» писателя Владимира Богомолова в 1975 году. Уже после получения режиссёрского сценария разгорелся конфликт между Жалакявичусом и Богомоловым, который обвинил режиссёра, что тот не способен снимать фильм на военную тематику. Съёмки происходили в Литве, Белоруссии и на «Мосфильме». По решению руководства студии «Мосфильм», работа над практически снятым фильмом была прекращена, и он был уничтожен.

В 1974 года в трёх номерах журнала «Новый мир» появился роман писателя Владимира Богомолова « В августе сорок четвёртого…», основанный на его личном опыте во время службы в Смерше, разведке и контрразведке, а также архивных материалах советских спецслужб. После этого он переиздавался более 130 раз, переводился на три десятка языков, в СССР вышел общим тиражом около 7 млн. экземпляров.

На увлекательный роман обратили внимание и кинематографисты. К экранизации книги приступило Экспериментальное творческое объединение киностудии «Мосфильм». Для постановки был выбран режиссёр Витаутас Жалакявичус, который в 1961—1975 годах был художественным руководителем Литовской киностудии, а в 1974—1980 жил в Москве, работал на «Мосфильме» и преподавал на Высших курсах сценаристов и режиссёров, руководил мастерскими. Всесоюзную известность он получил после выхода в 1965 году фильма «Никто не хотел умирать». Его действие происходит в 1947 году в период установления советской власти в Литве на фоне жёсткого противостояния между ними и «лесными братьями». «Никто не хотел умирать» был удостоен ряда наград, положительных критических отзывов и в 1967 году по результатам опроса читателей журнала «Советский экран» признан лучшим советским фильмом 1966 года. Фильмы режиссёра «Никто не хотел умирать» и «Это сладкое слово — свобода!» (1972) вошли в тысячу самых кассовых советских фильмов.

Между режиссёром и Богомоловым с самого начала не сложились отношения. Писатель негативно отнёсся к режиссёрскому сценарию и обвинил Жалакявичуса в незнании военной темы. Последний обиделся, и с того времени они перестали общаться без помощи посредников.

Погасить конфликт пытался директор фильма Борис Криштул, но это ему не удалось. Претензии Богомолова к режиссёру сводились в основном к следующему: «он не понимает... не воевал... не в теме...», а тот в ответ в основном ограничивался нецензурными словами в адрес оппонента. Несмотря на претензии автора романа работа над фильмом продолжалась. Для поиска натурных сцен члены съёмочной группы отправились из Минска в Беловежскую пущу. Однако по ряду причин эти места не подошли для съёмок и решено было снимать в 40 км от Минска, на натурной площадке киностудии «Беларусьфильм» в Смолевичах, где располагалась вся необходимая инфраструктура, основанная в 1971 году. Для участия в массовых сценах были задействованы солдаты Белорусского военного округа.

11 июня 1975 года Богомолов отправил директору киностудии свои претензии к постановке. «Как это ни удивительно, реализована только пятая часть из более чем 600 замечаний, сделанных мною по второму варианту режиссёрского сценария. Замечаний, обоснованность которых была признана редактором и руководством студии. Причём при реализации только пятой части замечаний режиссёром написаны многие новые нелепости и неграмотности…». Через несколько дней он опять жаловался руководству «Мосфильма»: «Вся беда режиссёрского сценария в том, что режиссёр имеет самое отдалённое, неверное представление о людях и событиях, которые должен изображать, и при невмешательстве студии упорствует в своих заблуждениях и своём невежестве. Ни к чему хорошему эти заблуждения режиссёра и его незнание предмета изображения привести не могут…».

9 июля Богомолов вновь отправил гендиректору «Мосфильма» письмо, где угрожал, что если в сценарий не будут внесены все «необходимые» исправления, то он потребует убрать своё имя из титров. Не смогла изменить предубеждение писателя и демонстрация рабочих материалов. Он заявил Криштулу, что главные персонажи кто угодно, но только не контрразведчики: «Небритые, в грязных гимнастёрках. Ваш режиссёр не воевал, он не знает того, о чём делает фильм…».

После того как летом 1975 года была снята часть натуры в Белоруссии, съёмочная группа переехала в октябре в Ялту. В это время произошла трагедия: 21 октября 1975 года актёр Бронюс Бабкаускас (генерал Егоров) совершил самоубийство, что стало одним из поводов к прекращению съёмок. О его смерти Донатас Банионис, ранее сыгравший у Жалакявичуса в фильме «Никто не хотел умирать», позже вспоминал: «Нашей звездой был Бабкаускас, замечательный артист. Его судьба сложилась трагически: на рыбалке он сломал позвоночник и после этого начал всё забывать, не мог найти дорогу домой. Ему делалось всё хуже и хуже, в итоге он повесился…».

После этой неожиданной смерти Богомолов обратился с иском в суд на киностудию «Мосфильм». Директор студии Николай Сизов приостановил съёмочный процесс и распорядился доставить отснятый материал в Москву. Работа съёмочной группы ему понравилась, но Сизову также не удалось убедить писателя перестать препятствовать созданию фильма. В итоге 20 ноября был подписан приказ № 705 о приостановлении производства. В его преамбуле указывалось: «В связи с возникшими творческими разногласиями по отснятому материалу между автором и режиссёром-постановщиком фильма „Момент истины“, а также из-за смерти народного артиста Б. Бабкаускаса…».

6 декабря в Московском городском суде прошло заседание по иску Богомолова о запрещении съёмок фильма по его книге «Момент истины». На его стороне выступала представительница Всесоюзного агентства авторских прав. Рассмотрев аргументы сторон суд принял решение: «Производство фильма приостановить и без согласия автора никаких съёмок не производить. Попытаться автору и киностудии найти приемлемое решение и продолжить работу, дабы не допустить убыточных расходов картины». Через две недели состоялось заседание секретариата Союза кинематографистов СССР, посвящённое конфликту Богомолова и создателей фильма. Позиция писателя была раскритикована, но фильм пришлось закрыть. Выделенные средства были списаны в убыток киностудии.

В дневнике Богомолов пытался связать закрытие фильма со смертью Бабкаускаса. Однако, по мнению Криштула, его смерть действительно была «тяжёлым ударом для съёмочной группы, но наш фильм погиб не потому, что не стало артиста — живую картину талантливого режиссёра своими руками „похоронил“ выдающийся писатель Владимир Богомолов».

Сергей Шакуров, сыгравший капитана Алёхина, сожалел об утрате фильма, неоднократно называя участие в нём своей лучшей актёрской работой[12]: «Такой роли у меня вообще не было. И никто её потом не увидел. Жалакявичюс очень жёсткий мужик и он с автором поссорился, и картину в конечном итоге закрыли. Там было недоснято буквально 5-10 минут экранного времени. И она долго лежала, лежала и, в конце концов, потом её смыли, потому что никто не занимался этой судьбой. А могли бы восстановить».

Вторая попытка экранизации романа оказалась более успешной и в 2000 году вышел на экраны фильм «В августе 44-го…», снятый известным белорусским кинорежиссёром Михаилом Пташуком. И в этот раз последовали претензии со стороны автора романа. В итоге Богомолов не только отказался от авторства сценария для обеих экранизаций романа, но и подверг фильм разгромной критике, сказав, что из-за «бессмыслия и непродуманных импровизаций режиссёра» были провалены многие эпизоды.

«Операция „Неман“» — российский военно-исторический мини-сериал 2023 года, снятый режиссёром Сергеем Виноградовым по мотивам романа Владимира Богомолова «В августе сорок четвёртого». Премьера состоялась в кинотеатре «Поклонка» при Музее Победы. Премьера в онлайн-кинотеатре Wink состоялась 27 апреля 2023 года. Премьера на «РЕН ТВ» — 7 мая 2023 года.

Август 1944 года. Через линию фронта на освобождённую советскими войсками территорию Западной Белоруссии переходит группа диверсантов, возглавляемая опытным агентом абвера — полковником Мищенко. Обустроившись в Шиловичском лесу, диверсанты начинают регулярно отправлять в центр зашифрованные радиограммы, что выдаёт их местоположение и активность. На поиски диверсантов Управление контрразведки 3-го Белорусского фронта бросает оперативно-розыскную группу под руководством опытного контрразведчика — капитана Алёхина. Контрразведчикам приказано в течение недели найти и уничтожить диверсионную группу под кодовым названием «Неман». Но всякий раз рейд контрразведчиков терпит неудачу, разбиваясь о хитроумные уловки матёрого и коварного, ненавидящего советскую власть диверсанта Мищенко. Кроме того, ситуация осложнялась тем, что в районе поиска действует ещё одна диверсионная группа и орудует банда националистов, сформированная немцами во время оккупации. В цепочке расследования контрразведчикам удаётся вычислить и взять живым предателя — полковника Соломатина с агентурным псевдонимом Матильда (С. Маковецкий), который служил в штабе 31-й армии и сотрудничал с немцами. Становится известно, что главная цель диверсионной группы — дата и направление главного удара 3-го Белорусского фронта, столь интересующего немецкое командование. Алёхину с товарищами предстоит приложить много усилий, чтобы уничтожить группу диверсантов во главе с хладнокровным и жестоким убийцей Мищенко.

Сценарий написан группой авторов под руководством продюсера Андрея Тартакова. Продюсер сериала Андрей Тартаков рассказал, что одной из задач создателей было соответствие замечательной литературе Богомолова.

Съёмки сериала проходили в Калуге и Калужской области. События, происходящие по сюжету в Лиде, сняли в Калуге, которая очень похожа на белорусский город (особенно центр города). А все загородные съёмки прошли в Калужской области — в филиале студии «Военфильм» в Медыни[9]. Одной из подходящих локаций стал ангар в Подмосковье, превратившийся в железнодорожный вокзал в Лиде, который работал в Белоруссии во время войны.

Для развития основной темы в сериале появляется новая роль — предатель в штабе (полковник Соломатин), которого сыграл актёр Сергей Маковецкий. В книге этот персонаж лишь намечен (о нём говорят другие), а в сериале это полноценный герой со своей историей и внутренней драмой.

По мнению режиссёра, он блестяще справился с ролью: «Создал биографию и прожил её в кадре».

В мине-сериале «Операция „Неман“» куда лучше удалось передать дух романа нежели в фильме «В августе 44-го…», который благодаря талантливым актёрам и мастерству Пташука стал хитом, но всё же до уровня богомоловской прозы двухчасовой экранизации не хватало масштаба.

«Неэкранизируемая литература» — вовсе не журналистское клише, и «Момент истины» это подтверждает как никогда.
По мнению автора этих строк, чем больше будет постановок по военному роману "Момент истины", тем лучше. Так как в нём, как и влюбом классическом произведении, множество нюансов, деталей, аспектов, которые органично могут быть показаны на киноэкране.
Представляю при этом, что кинокритики в большинстве своём напишут хвалебные рецензии (уже сейчас кинокартину "Август" называют лучшей экранизацией военного романа о смершевцах), однако наверняка у иных кинокритиков будут припасены в колчане и критические стрелы. Тем не менее, профессиональная кинокритика это неотъемлемая часть кнопроцесса.
Чтобы понять, как режиссёры смогли перенести на киноэкран сложнейшую драматургию одного из лучших военных романов советского времени, надо посмотреть фильм.


Рецензии