Стояли Звери
«Стояли звери
Около двери.
В них стреляли,
Они умирали.»
Повзрослев, Андрей дописал финал:
«Но нашлись те, кто их пожалели,
Те, кто открыли зверям эти двери.
Зверей встретили песни и громкий смех.
А звери вошли и убили всех.»
Вот он — парадокс выбора, вечная моральная дилемма: что значит пощадить врага и какова цена этой пощады?
Вы бились с врагом насмерть, победили, но пожалели его, собираетесь уйти, а он вонзает нож в спину. Какова цена вашей человечности?
Выходит: убил - потерял часть души; пожалел - сам погиб. В этом конфликте нет шанса на выигрыш.
Попробуем обратиться к духовному источнику - Библии. В ней, с одной стороны, есть призыв к непорочности и непротивлению злу: «Не мстите за себя… дайте место гневу Божию» (Рим. 12:19). С другой — предостережение о наивности: «Праведник, дающий дорогу нечестивому, — что источник мутный и родник испорченный» (Притчи 25:26). Пощадил того, кто не раскаялся - позволил злу вернуться.
Но как узнать, раскаялся ли поверженный враг? Надёжной методики здесь нет. Возможно, ответ - в тонкой середине: не становись убийцей из мести, но и не будь слепо доверчив. Не стоит радикально отказываться ни от милосердия, ни от бдительности.
Практический вывод - трезвый и жестокий одновременно: дай шанс, но подстрахуйся. Помоги, если хочешь помочь, но оставь себе средства и возможности не допустить повторного вреда. Подставь другую щёку - если уверен, что это не смертельно; иначе — защити себя. Так поступал и Христос: призывал к милости, но не настаивал насильно на прощении со стороны жертвы.
Итог прост и горьковато-справедлив: человечность — не бесплатна. Она требует мудрости и осторожности, готовности защищать себя и уважать свою совесть. Лучше открыть дверь и встретить зверя песнями - но держать ключ наготове.
С другой стороны, есть пример борьбы Ганди против англичан, где исповедовалось ненасилие как абсолютный духовный принцип. Цель и средства едины. Ответ на насилие — готовность принять страдание, чтобы «пробудить совесть» противника. Ганди сказал бы: «Дверь зверям нужно открыть». Риск быть убитым — это цена сохранения собственной человечности. Убийство же врага — однозначное поражение и потеря души.
"И не бойтесь убивающих тело, души; же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне". (Мф 10:28:)
Эти идеи кажутся слишком идеалистичными, но именно с их помощью индийцы избавились от английского колониализма, тогда как военное сопротивление терпело неудачу.
Вот и думай теперь, что делать в этом сложном мире.
Свидетельство о публикации №225092601596