Поющие трусы во всемирном контексте

БРИТНИ СПИРС VS ПАПАРАЦЦИ: ВОЙНА ЗА ТРУСИКИ


Забудьте о красных дорожках Канн и показной строгости Мет-галы! Самый дорогой и циничный перформанс в мире шоу-бизнеса происходит не на сцене, а на асфальте лос-анджелесских парковок. Его главная героиня — Бритни Спирс. Её сцена — открытая дверь внедорожника. Её реквизит — мини-платье от неважно какого бренда, главное, чтобы короче. А главный приз, за которым охотятся десятки человек с камерами, — беглый, но четкий кадр ее белья. Или его полного отсутствия.

Это не выход из машины. Это высокооплачиваемый спектакль, выверенный до миллиметра и миллисекунды. Начинается все с того, что черный Cadillac Escalade плавно подтормаживает у входа в модный клуб. Мгновение тишины. Потом дверь открывается, и появляется сначала нога на шпильке, потом вторая. Далее — кульминация. Бритни совершает тот самый маневр, ради которого папарацци часами дежурят под палящим солнцем: она наклоняется, чтобы поправить туфельку, поднять сумочку или сделать вид, что что-то ищет на полу салона.

И тут начинается магия. Сотни вспышек синхронно взрываются ослепительным светом. Фотографы, как по команде, падают на колени и замирают в позах, достойных лучших футбольных защитников в штрафной площади. Их камеры, как снайперские винтовки, выставляются под одним-единственным магическим углом — 45 градусов. Это священный грааль, идеальная траектория для захвата заветного трофея.

Скандальные трофеи в архиве папарацци:

· 2006 год, операция «Ночной клуб». После бурной ночи Бритни «забывает» надеть под платье нижнее белье. Результат — исторические кадры, оцениваемые таблоидами в полмиллиона долларов. Невинность? Неловкость? Или гениальный пиар-ход?

· 2007 год. Бьёт папарацци зонтом, который позже продали за $15,000

· 2021 год, операция «Прозрачная юбка». Уже взрослая и опытная женщина, Бритни выходит к машине в воздушной, насквозь просвечивающей юбке. Она не прячется. Она медленно кружится на месте, давая каждому фотографу возможность сделать безупречный кадр. Это уже не ошибка. Это заявление.
· (2024) год.  Последний трофей папарацци - Бритни вышла в микрошортах с надписью "Fuck Custody". Цена фото — $1,2 млн.

Контрмеры и контр-перформансы. Но Бритни— не просто жертва. Она — главный режиссер этого шоу. Она знает правила игры лучше любого агента.
· Она вооружается до зубов: ее тайное оружие — бежевые трусы-невидимки, подобранные в тон кожи. Но папарацци, как спецагенты, давно изучили все марки и знают, как поймать даже их блик.
· Она ведет контр-игру: иногда она сама нарочно надевает ажурное черное белье или кружевные трусы. Она хочет, чтобы это сняли. (Конечно, в том смысле - чтобы сфоткали:) Это ее способ вернуть себе контроль. Она не продает свои откровенные фото — она их дарит, по своей воле, превращая охотников в марионеток.

Этот бесконечный танец — не просто дурацкая светская хроника. Это идеальная метафора всей ее карьеры и жизни под прицелом. Каждый ее выход из машины — это и акт сопротивления, и акт коммерции, и крик о помощи, и триумф. Она одновременно и продукт, и продавец, и жертва, и хищник! И пока двери ее авто будут открываться снова и снова,  эта захватывающая детективная история не будет закончена.



ЧТО ТАКОЕ ПОЮЩИЕ ТРУСЫ?


И была такая попа
У прелестной поп-звезды,
Что узнай о ней Европа-
Песни вышли бы в хиты!
         Шансонье В. Асмолов, песня  "Оловянная душа" (1988)

В конце 80-х и далее в лихие и незабвенные 90-е годы советскую, а потом и российскую эстраду заполонили певички  с аппетитными  фигурами, эффектными внешними данными,  при этом не обладающими подчас даже посредственными вокальными талантами. Таких певиц и стали называть "поющими трусами", так как они часто выходили на сцену в броских и откровенных нарядах и, по сути, их яркий образ был гораздо важнее вокальных талантов.

Очень показательное и честное название у сатирической поп-группы уже наших дней - "Поющие трусы". (А песенка ихняя "Потому что ты гей" мне даже нравится).

Феномен «поющих трусов» — это не просто колоритное определение для отечественной поп-сцены конца XX-го века и после. Это точное, почти клиническое, обозначение целой культурной стратегии, где главным аргументом стратегии покорения музыкального Олимпа становится не голос, а тело, облеченное в скандал и откровенный наряд. Это был честный договор с публикой: мы даем вам зрелище, вы нам — славу и деньги. Казалось, это тупиковая ветвь эволюции шоу-бизнеса, локальный продукт постсоветского развала и моральной деградации. Но так ли он уникален?

Если присмотреться повнимательнее, окажется, что «поющие трусы» — не российское ноу-хау, а универсальный глобальный тренд. Просто на Западе эту формулу довели до абсолюта, упаковали в глянец многомиллионных рекламных бюджетов и продали всему миру как эталон успеха. Мы смеялись над откровенными нарядами и фальшивыми нотами наших звездочек, в то время как весь мир аплодировал их «сестрам по цеху» — Мадонне, Бритни Спирс, Рианне, Бейонсе и Леди Гага - блистательным иконам поп-культуры.

И вот здесь начинается самое интересное. Да, их вокальные данные и авторский талант на порядок выше, чем у безымянных героинь русской кабацкой попсы. Да, их проекты — это высокобюджетные машины по производству хитов. Но если отбросить гипноз глянца и взглянуть на суть, стратегия их успеха поразительно похожа: образ всегда первичен, музыка — вторична.


ВАРИАНТ: ПОП-ДИВЫ И ИХ ТРУСЫ: ИСКУССТВО ПРОВОКАЦИИ
(Итак, главные мировые поющие трусы! По порядку. Великодушно простите, если кого-то пропустил:)

МАДОННА: от "Like a Virgin" до "Like a Mummy"

Мадонна — талантливая, но не великая певица, не обладательница уникальных вокальных данных. Она великая перфомерша и провокатор, которая сменила десяток скандальных образов, от девственницы-невесты до BDSM-дивы, чтобы оставаться в центре внимания.

Скандальные факты: 1984 год— свадьба с Шоном Пенном. Брак длился 4 года, но драк было не на одно десятилетие.

В связи с выходом ее фотокниги "Sex" (1992) возникло много скандалов, потрясших мировую общественность. Мадонна, отлично известная своими противоречивыми образами, перешла все границы со своей книгой, никакие другие артисты до этого не смели вести себя так. Откровенный гомоэротизм, бисексуальность и БДСМ-эстетика - для того времени зашкаливало за все пределы.   Многочисленными протестами сопровождался выход книги во Франции и в других странах. В Японии и Индии продажа книги была вовсе запрещена. «После выхода книги, — вспоминает Мадонна, — я не могла открыть ни одной газеты, ни одного журнала, чтобы не прочесть какую-нибудь гадость о себе".

2023 год— пластика лица достигла такого уровня, что ее путают с куклой Барби (но не той, что была в 90-х). Мадонна — это то, что я называю попсой с человеческим лицом, это то, что  я даже иногда слушаю последние лет 35.  Вернее, с лицом, которое когда-то было человеческим, а теперь — результат пластической хирургии и каббалистической философии (которой она увлекается).

Новые скандалы:
В 2023 году на Grammy появилась с искусственными сиськами размером с арбузы.

Последняя новость:
В этом, 2025 году, 66-летняя Мадонна, посетив вечеринку в честь 29-летия своего возлюбленного Акима Морриса,  продемонстрировала фигуру в телесном  бюстгальтере и серой прозрачной блузе.

Может быть Мадонна — единственная женщина, которая стареет назад?

Возникает  вопрос: если Мадонна выступает уже 43  года,  но все равно собирает стадионы — это гениальность или коллективная ностальгия? О да, она по-прежнему активно двигается на сцене, несмотря на возраст - и это удивительно! Честь и хвала, но ее движения при этом пугающе напоминают движения механической куклы. 

Вывод: Мадонна — это не певица, и вообще не человек!  Это инсталляция на тему бессмертия.


БРИТНИ СПИРС: от "Oops!.. I Did It Again" до "Oops!.. I Lost My Mind"

Ходячий мем Бритни Спирс с ее скрипучим, обработанным до неузнаваемости вокалом стала иконой не сколько благодаря музыке, а из-за личной трагедии, выставленной напоказ в формате реалити-шоу. Бритни — живое доказательство того, что поп-культура съедает своих детей.

Шокирующие подробности:
2001 год. Бритни на AMA выступила в прозрачном костюме с стразами на сосках(цензура CBS экстренно затемняла картинку)

В 2003 году в  клипе "Toxic" появилась в золотом микробикини, которое позднее продали на аукционе за $15,000.  Тогда же она развеяла легенду о своей непорочности. А  уже гораздо позже, сорокаоднолетняя Бритни  в книге " Женщина во мне" призналась, что потеряла девственность в 17 лет, то есть в 1998 году. Выходит, пять лет она просто врала. И понятное дело, "девственница" неплохо на этом враньё заработала.

2004 год— брак на 55 часов с детсадовским другом. Потом аннулирование. Потом еще один брак. Потом развод.  Потом опека отца до 2021 года.

Её 2007 год— готовый сценарий для психологического триллера:
· Бреется налысо маникюрными ножницами
· Лысая Бритни с зонтиком атакует папарацци. Это не кризис — это перформанс. Потом этот зонтик продадут за 15 тыс. долл.

ОБНАЖЁНКА КАК КРИК О ПОМОЩИ
С 2021 года весь мир следил за ее инстаграмом, где она крутилась голая и писала загадочные посты.

В 2023 она  постит в инстаграме голые фото с подписью "Моё тело — мои правила".

Отсюда вопрос:
· Если Бритни танцует голая у себя дома — это искусство или психиатрический эпизод?
· А если бы это сделала  Мадонна — это уже арт-хаус?

Ирония: Когда Бритни танцует голой— это кризис. Когда Мадонна — арт.
Вывод: если у тебя нет трусов — ты либо нищий, либо Бритни Спирс.

Как вы думаете, когда Бритни выходит без трусов— это:
1) Бунт против системы?
2) Психиатрический эпизод?
3) Гениальный пиар?

Вывод: Бритни — это зеркало общества, которое сначала сделало ее иконой, потом сломало, а теперь наблюдает за ее восстановлением как за реалити-шоу



РИАННА: от "Umbrella" до "Fenty Beauty" — путь барбадосской звёзды.

Рианна продает духи, белье и помады, и ее тело — главный рекламный носитель, а музыка давно стала саундтреком к этому бизнесу.

Она та певица, которая умудрилась превратить нижнее белье в бизнес-модель. Ее бренд Savage X Fenty — это не просто трусы, а философский манифест.

Скандальные факты:
Когда Рианна вышла на сцену VMAs 2012 в прозрачном платье без нижнего белья, мир ахнул. Но это ещё был не пик её откровенности!
2013 год. Рианна появляется на сцене в прозрачном платье без трусов (по крайней мере, так казалось). Феминистки ликуют, консерваторы в шоке.
2014 год. CFDA Awards— появилась в ажурном платье с открытыми сосками. Дизайнер Adam Selman позже признался: "Она специально отказалась от стикини — хотела шокировать"
2018 год. Рианна отменяет концерт в Амстердаме, потому что "слишком много покурила". Met Gala— образ "Папская корона + бикини" вызвал истерику у религиозных деятелей. Браво!

2023 год. Super Bowl— будучи беременной, выходит на сцену в кружевном боди, доказывая, что материнство и эротика совместимы (если ты Рианна).

Вопрос: Когда Рианна наконец появится полностью обнажённой? Ответ: никогда. Её гений — в искусстве намёка.

Вывод: Рианна — это не просто певица. Это бренд, который ещё и поет.


БЕЙОНСЕ: лимонадный феминизм

Даже безупречная Бейонсе, чей вокал неоспорим, давно работает не просто с песнями, а с тщательно выверенными образами: феминистки, богини, жертвы измены — что лучше продается в текущем сезоне. И, кстати, из всей этой честной компании ее наряды наиболее откровенны. На всех концертах и видеоклипах нижняя часть ее тела всегда максимально обнажена. Прикрыта лишь полоской ткани детородная дырка этой замечательной певицы, да и обувь имеется в наличии. Прямо-таки воплощение образа поющих трусов!

Бейонсе с середины 2010-х активно использует в своем творчестве феминистскую риторику (альбом «Lemonade», выступление на VMA 2014 с огромной надписью «FEMINIST» на фоне).
· Критики часто обвиняют ее в том, что она использует феминизм как модный тренд для увеличения продаж, а не как глубокую убежденность. Ее феминизм называют комфортным, попсовым и капиталистическим.

Гиперсексуализированные сценические костюмы
· Факт: Откровенные костюмы — визитная карточка Бейонсе. Яркий пример — боди от Givenchy с дырками на груди и пирсингом сосков на церемонии MTV VMA 2014.

А ещё Бейонсе культивирует образ непогрешимой, божественной суперзвезды (ее часто называют «Королева Бей»).

Альбом «Lemonade» (2016) был построен на личной драме — слухах об измене её мужа, Джей-Зи.
· Скандальный угол:  это не как искреннее исповедь, а как холодный расчет — выбор самого «продающегося» в сезоне образа. Личная боль превращается в товар, упакованный в красивую картинку.

Феномен Бейонсе — это не столько про музыку или идеи, сколько про виртуозное превращение всего на свете — от социальных проблем  до  личных переживаний — в гламурный рыночный продукт.


ЛЕДИ ГАГА: гениальная глупость как эротическое оружие

Если «поющие трусы» — это метафора сведения поп-музыки к её базовой, телесной функции, то Леди Гага довела эту логику до абсурдного и гениального предела. Её творчество — это не просто демонстрация тела, а его художественная деконструкция и реконструкция в режиме провокационной «глупости».

1. Псевдоним «Gaga» как философская программа

Само имя «Леди Гага» (от итал. gaga — «глупая», «безумная») — это не случайность, а манифест. Это заявление:

«Да, я буду глупа. Я буду абсурдна, нелепа и шокирующе буквальна. Я сниму все покровы "серьезного искусства", чтобы обнажить его нерв — чистый, шокирующий эротический импульс».

Она сознательно выбирает тактику «клоунады» и «глупости», чтобы получить карт-бланш на самую радикальную откровенность. То, что сочли бы вульгарным у другой певицы, у Гаги становится арт-перформансом.

2. Эротика как абсурд: от «поющих трусов» к «поющим стейкам»

В то время как другие поп-дивы используют откровенность как прямое соблазнение, Гага превращает её в сюрреалистический театр.

· Классические «поющие трусы» (Бритни Спирс, Бейонсе): обнаженное тело как объект желания. Цель — восхищение и вожделение.
· Леди Гага: Обнаженное тело как материал для инсталляции. Её тело становится холстом, на котором она пишет шокирующие и абсурдные послания.

Ярчайшие примеры:

· Платье из мяса (2010): это апофеоз идеи «поющих трусов». Что может быть более буквальным и «глупым», чем надеть на себя сырую говядину? Она доводит логику объективации женского тела до абсолютного абсурда: «Вы хотите рассматривать мое тело как кусок мяса? Так вот вам — настоящее мясо!». Это не эротика, а её сюрреалистическая пародия, высмеивающая самих зрителей, жаждущих плоти.
· «АртПоп» (2013). Альбом и одноименный тур были тотальным погружением в эстетику китча и абсурда. Костюмы-пузыри, гигантские котурны, танцоры в кринолинах, имитирующих обнаженное тело. Эротика здесь не соблазняет, а оглушает и сбивает с толку, как и задумано названием альбома (Artpop — искусство-попса).
· Перформанс с дымящимися трусами (2011). На одном из выступлений из-под юбки Гаги валил дым. Это был идеальный визуальный каламбур: «горячие трусы» в прямом и переносном смысле. Опять же — гротескная, «глупая» буквализация метафоры.

Вывод:

Леди Гага — это философ от «поющих трусов». Она понимает, что в эпоху перенасыщения образом прямое соблазнение уже не работает. Поэтому она выбирает тактику абсурдной гиперболизации:

1. Она надевает не трусы, а мясо, чтобы поговорить о том, как общество «поедает» женские тела.
2. Она называет себя «Гага», чтобы под прикрытием «глупости» говорить самые неудобные вещи.
3. Её эротика — это не соблазн, а испытание. Она шокирует, чтобы спровоцировать не возбуждение, а рефлексию.

Её гениальность не в вокале (как у Уитни Хьюстон) и не в теле (как у Бейонсе и прочих), а в художественном остром уме, который превратил поп-культуру в лабораторию по изучению её же собственных больных и пошлых желаний. Она не поет в трусах — она заставляет сами трусы петь, дымиться и превращаться в стейк, обнажая абсурдность правил игры.


ЧТО ОБЩЕГО У ЭТИХ МИРОВЫХ ПОП-ДИВ?

Трусы (а иногда их отсутствие). Скандалы (чем больше, тем лучше). Пластика (чем старше, тем больше). Фанаты (которые все простят).
Их творчество неотделимо от скандала, откровенных фотосессий, обсуждения личной жизни и нарядов, затмевающих музыку. По большому счету, они — те же «поющие трусы», просто их «трусы» от настоящих кутюр, а сцена — не «Музыкальный ринг», а стадион «Уэмбли». Разница лишь в масштабе, бюджете и уровне лицемерия индустрии.

ФИНАЛ. ПОП-МУЗЫКА ДАВНО ПРОДАЛА ДУШУ ИЗВЕСТНО КОМУ, НО ВЫРУЧКА ТОГО СТОИЛА.

P.S. Если упомянутые вскользь украинские "Поющие трусы" добьются такого же успеха, как, скажем, Рианна или Спирс, я первый куплю их альбом. Но только если они споют его без ... сами знаете чего.


P.P.S. Одними из главных художественных достижений этих поп-див является демонстрация трусов и микрошорт. Уже не мини-юбки,  но ещё и не вся подноготная. Ещё не порно, но уже самая эротичная эротика в рамках дозволенного. Интересно, а что будет дозволено демонстрировать лет так через ...дать? Окна Овертона, понимаешь ли...


Рецензии