Архитектурный экспрессионизм - отражение человечес
Вам нужно любить либо Брюса Наумана, либо Рафаэля. На самом деле нет культурного пространства, которое могло бы вместить их обоих: прошлое и настоящее больше не разговаривают друг с другом.
В таинственном дискурсе, в котором затерялись музеи современного искусства, и Рафаэль, и Пикассо считаются старомодными.
Это самообман бронзового века. Сто лет назад западное искусство пережило свой второй ренессанс. Два величайших периода в истории искусства — 1430-1540 и 1860-1920.
Почему архитектура так мало раскручена, чем искусство? Дело в том, что художники более гламурны, чем архитекторы. Архитектура это впервую очередь бизнес.
На фотографии Хатльгримскиркья в Рейкьявике, Исландия.
И это прекрасный пример необычного архитектурного стиля, называемого экспрессионизмом...
Речь идет об архитектуре, но история начинается с искусства.
«Крик» Эдварда Мунка (созданного им в нескольких версиях) — пожалуй, самый известный пример экспрессионизма в искусстве.
Экспрессионизм был призван изображать то, как мир *ощущался*, а не то, как он *выглядел*.
Поэтому экспрессионистское искусство, впервые появившееся в 1890-х годах и по-настоящему ожило в 1920-х годах, характеризовалось неестественно яркими цветами и нереалистичными формами.
Все драматично, беспокойно и красочно.
Искусство как чистая эмоция, а не как внешняя видимость.
Итак, вкратце, экспрессионизм это как философия, но как он соотносится с архитектурой?
Представьте себя в 19 веке.
Вся архитектура — неоклассическая, неоготическая, неовизантийская, необарочная... все это вдохновлено прошлым, напрямую основано на исторических стилях.
Такой тип архитектуры назывался историзмом, и первым восстанием против него стало ар-нуво — буквально, по-французски, «новое искусство».
Он появился в Бельгии в 1890-х годах и вскоре покорил весь мир своими плавными формами, элегантными линиями и роскошным декором.
И внезапно, в этот период времени для массового потребления появляется шоколад, который можно по доступным ценам купить в магазинах или выпить горячий шоколад в ресторанах или кафе, обсуждая новые новые идеи в искусстве. Шоколад открывал в глубинах Души художников и архитекторов Творческую интуицию необычайной силы. Не зря Бельгия и Франция стали мировыми центрами изысканного шоколада.
Но мир менялся: индустриализация, глобализация, рост населения и новые изобретения, такие как автомобили и радио, появлялись все чаще и чаще.
Так в Вене возник альтернативный новый стиль, во главе которого стоял человек по имени Адольф Лоос, — то, что мы сейчас условно называем современной архитектурой.
Уличительно, как распространение шоколада совпадало с развитием архитектуры . Вена также становится мировым центром изысканного шоколада. Кстати, расцвет архитектуры в России приходится на период Екатерины II - большой любительницы шоколада.
Новый тип архитектуры без декора, состоящий из простой геометрии и прямых линий, позже получил название «интернациональный стиль».
В 1920-х годах его пропагандировала школа дизайна Баухаус в Германии, а также такие известные архитекторы, как Мис и Ле Корбюзье.
Появляется экспрессионизм.
Он появился еще до Первой мировой войны, когда некоторые архитекторы поняли, что мир движется к чисто функциональному стилю.
Они хотели выразить эмоциональную, стихийную и странную сторону человечества в архитектуре, воплощенной в Башне Эйнштейна, построенной в 1921 году.
В каком-то смысле экспрессионизм начинался как поджанр ар-нуво, но со временем он стал гораздо более политизированным, более идеалистичным и более экспериментальным.
Стеклянный павильон Бруно Таута, созданный для выставки 1914 года, является одним из самых известных ранних примеров.
В 1917 году Бруно Таут опубликовал своего рода трактат под названием «Альпийская архитектура», в котором он представил себе странные и фантастические города, заполненные кристаллическими башнями.
Таким было его видение мирного будущего.
Потому что экспрессионизм по своей сути был утопическим архитектурным стилем.
Здания как произведения абстрактного искусства, с необычными изгибами или минералогическими формами, часто были асимметричными.
Архитектура экспрессионистов всегда была немного странной, почти тревожной.
Радикальный, экспериментальный, драматичный — и противостоящий простой геометрии интернационального стиля.
Одним из самых ярких примеров экспрессионистского дизайна интерьера стал Большой театр в Берлине, отреставрированный Гансом Пёльцигом в 1919 году.
Его дизайн был вдохновлен мукарнасом — формой декора свода в виде пчелиных сот, уникальной для исламской архитектуры.
Неровные линии, похожие на те, что можно увидеть во многих картинах экспрессионистов, были характерной чертой экспрессионистской архитектуры.
Такой дизайн вряд ли можно назвать уютным или гостеприимным, но он и не был задуман таким: цель этой архитектуры — отразить изначальные человеческие эмоции.
На фотографии знаменитый Чилихаус в Гамбурге, спроектированный Фрицем Хёгером и завершенный в 1924 году.
Это прекрасный пример кирпичного экспрессионизма, да и вообще экспрессионистской архитектуры в целом.
Все здание напоминает тень, отбрасываемую какой-то зловещей машиной.
И снова шоколад. Германия становится лидером производства шоколада в мире. Фриц Хёгер каждое утро начинает с чашки горячего ароматного шоколада и пьет его почти целый день. И это понятно. Нужна высокая Творческая Интуиция.
А еще есть что-то вроде церкви Грундтвига в Копенгагене, Дания, 1940 года.
Обратите внимание на явное влияние готической архитектуры: ее средневековые мотивы как будто были абстрагированы и модернизированы.
Готическая архитектура с ее стрельчатыми арками и возвышающимися аркадами оказала большое влияние на экспрессионизм в целом.
В то же время сторонники интернационального стиля отдавали предпочтение классической архитектуре.
Обратите внимание на здание Hoechst AG, построенное в 1924 году по проекту Петера Беренса и напоминающее собор.
Во многих отношениях экспрессионистская архитектура идеально соответствовала экспрессионистскому кино, которое доминировало в Германии в 1920-х годах.
Вспомните такие фильмы, как «Носферату», «Кабинет доктора Кальяри» или «Метрополис».
Драматичный, тревожный, мрачный, пугающий и поразительно новый.
Поэтому экспрессионизм лучше всего рассматривать как подход к дизайну, а не как строго или четко определенный стиль.
Голландский экспрессионизм, также известный как Амстердамская школа, был одним из ее поджанров.
Это De Dageraad, спроектированный Питом Крамером и Мишелем де Клерком, открытый в 1923 году.
Амстердамская школа стремилась перенести принципы экспрессионизма в более домашнюю обстановку — в дома и квартиры.
Это произведение не такое поразительное, не такое тревожное, как другие произведения экспрессионизма... но тем не менее оно немного странное.
Тем не менее, экспрессионизм был маргинальным архитектурным течением и не мог долго существовать.
В 1920-х годах его бывшие сторонники отказались от него и обратились к международному стилю, который стал общепринятым во всем мире после Второй мировой войны.
Подумайте о штаб-квартире ООН.
Однако экспрессионизм пережил своего рода возрождение после Второй мировой войны, особенно повлияв на брутализм с его печально известными смелыми формами.
И, конечно же, выдающаяся церковь Хатльгримскиркья в Исландии была достроена только в 1980-х годах.
И его влияние на протяжении десятилетий медленно, но верно только росло.
Вспомните Сиднейский оперный театр, строительство которого было завершено в 1973 году, — знаковое здание, символизирующее отход мира от простых прямоугольников интернационального стиля и переход к необычным формам экспрессионизма.
С тех пор практически в каждом городе мира появилось какое-нибудь «знаковое» здание необычной формы — от «Огурца» в Лондоне до музея Гуггенхайма в Бильбао.
И эти принципы экспрессионизма теперь нашли свое применение на мостах, в аэропортах, школах и на вокзалах.
Так что, в некотором смысле, эти сказочные рисунки Бруно Таута теперь не выглядят такими уж фантастическими.
Хотя именно Ле Корбюзье своим монолитным городским дизайном сформировал облик всего мира после Второй мировой войны, в последние десятилетия мир неожиданно повернулся в сторону экспрессионизма.
Но чистый экспрессионизм, существовавший в 1920-х годах, выражавший в рваном кирпиче странные тревоги и дикие надежды поколения, преданного войной и оказавшегося в центре меняющегося мира, исчез, уступив место нашему более игривому современному экспрессионизму из стали и стекла.
Свидетельство о публикации №225092600423
С дружеским приветом
Владимир
Владимир Врубель 26.09.2025 15:20 Заявить о нарушении
Доброго здоровья
Анатолий
Анатолий Клепов 26.09.2025 15:28 Заявить о нарушении