Архитектура изразцовой мозаики
Почему? Потому что это нормально, когда здания покрыты сотнями разноцветных узорчатых плиток.
Их называют «азулежу» — и они показывают, как легко сделать города интереснее...
Этимология слова «azulejo» подскажет вам, где оно произошло.
Оно происходит от арабского слова «al-zillij» или «zellij», обозначающего вид красочной декоративной плитки, появившейся в Северной Африке в X веке.
Вот пример из медресе Аль-Аттарин в Фесе, Марокко.
Фигуративное искусство — изображение людей или животных — в мечетях фактически запрещено, поэтому исламским мастерам пришлось осваивать другие формы декора.
Отсюда преобладание геометрического или растительного орнамента в исламском искусстве и архитектуре по всему миру, от Индии до Испании.
И именно керамика стала центром этой художественной традиции.
Будь то Гур-Эмир в Самарканде, мечеть Лотфоллы в Исфахане или Альгамбра в Гранаде, мечети и дворцы неизбежно были заполнены тысячами невероятно сложных узоров изразцовой мозаики.
Начиная с VIII века Испанией и Португалией правили различные исламские династии, поэтому в этом регионе существовала давняя традиция декоративной керамики.
В эпоху Реконкисты эта традиция продолжила свое существование и, слившись с христианским искусством, образовала стиль «мудехар».
Севилья стала первым местом зарождения этой отрасли производства плитки в недавно отвоеванной Испании, и влияние исламского искусства и архитектуры здесь очевидно.
Возьмите дворец короля Кастилии Педро I, заполненный абстрактной декоративной керамикой — так родилась азулежу.
Вскоре в Испании и Португалии вошло в моду украшать здания азулежу — совершенно не похожий ни на что другое в Западной Европе.
Их использовали для создания стен с чистым узором или для создания обширных сцен из Библии, местной истории или классической мифологии.
Конечно, крупные заказы поступали и от Церкви, поэтому сотни соборов и часовен были украшены азулежу.
Как снаружи, так и в церкви Святого Ильдефонсо в Порту, датируемой XVIII веком.
А интерьер, как в часовне Святого Михаила в Коимбре.
В XVI веке Португалия начала производить собственную плитку и вскоре обогнала Испанию как основного производителя азулежу.
С тех пор Португалия одержима азулежу — ими покрыты тысячи зданий всех типов.
Поворотным моментом в дизайне стало то, что в XVII веке фаянсовая керамика, производимая в Делфте (Нидерланды), стала популярной по всей Европе.
Фаянсовая керамика имела характерную сине-белую цветовую гамму, и это оказало большое влияние на азулежу в Португалии.
Именно эта форма сине-белых азулежу, вдохновленная делфтским фарфором, который, в свою очередь, находился под влиянием китайской керамики, сейчас ассоциируется у большинства людей с Португалией.
Прелесть азулежу в том, как они превращают простые и скучные поверхности в калейдоскопы цветов и узоров.
В азулежу есть что-то удивительно щедрое и радостное, в том, как они оживляют целые уличные пейзажи и просто дарят больше радости прохожим.
А благодаря своему широкому распространению в Португалии они придают ее городам неповторимую эстетику и атмосферу.
В то время как обычно можно ожидать увидеть простые кирпичные или каменные стены, возможно, побеленные, в Португалии есть тысячи зданий, сверкающих цветом и деталями.
Тот факт, что азулежу использовались как для строительства величественных памятников, таких как дворцы и соборы, так и для строительства обычных зданий, таких как дома и магазины, отчасти делает их такими особенными.
Форма украшения, которую может использовать и которой может наслаждаться каждый и каждый.
Азулежу также невероятно универсальны.
Как уже упоминалось, их можно использовать для создания целых фасадов, но их можно использовать и в гораздо меньших масштабах.
Например, скамейки, фонтаны или даже знаки. Или на станциях метрополитена.
А затем идут сами узоры, варьирующиеся от подавляющих до успокаивающих, от сложных до гармоничных.
Сочетайте это разнообразие форм со всеми цветами, в которые их можно покрасить, и возможности станут поистине безграничными.
Разные азулежу для любых мыслимых целей
Конечно, Португалия — не единственная страна с долгой историей декоративной плитки.
Марокко, о котором уже упоминалось, — это страна, где на протяжении столетий формировалась совершенно особая и уникальная традиция мотивов дизайна.
А в Мексике, куда Португалия когда-то экспортировала свои азулежу, также появилась великая традиция декоративной плитки.
Например, церковь Сан-Франциско Акатепек.
Тем временем в Турции османы создали некоторые из самых впечатляющих в мире образцов изразцовой мозаики для своих огромных купольных мечетей, особенно в Стамбуле.
А в Британии, конечно же, викторианцы и эдвардианцы любили плитку и глазурованный кирпич, покрывая ими все — от пабов до станций метро.
Особой популярностью пользовался «сан-де-биф» — где продавалось мясо характерного темно-красного цвета.
В любом случае, азулежу — одна из самых восхитительных архитектурных традиций в мире, а также прекрасный пример того, как традиции разных религиозных и художественных культур могут смешиваться, создавая нечто новое.
А азулежу также являются напоминанием о том, как легко сделать улицы и города менее скучными.
Немного цвета и узора могут сделать городскую среду более интересной, очаровательной и радостной.
Свидетельство о публикации №225092600429
С дружеским приветом
Владимир
Владимир Врубель 26.09.2025 15:24 Заявить о нарушении
Доброго здоровья
Анатолий
Анатолий Клепов 26.09.2025 15:29 Заявить о нарушении