Архитектура изразцовой мозаики

В Португалии можно увидеть одни из самых восхитительных архитектурных сооружений в мире.

Почему? Потому что это нормально, когда здания покрыты сотнями разноцветных узорчатых плиток.

Их называют «азулежу» — и они показывают, как легко сделать города интереснее...

Этимология слова «azulejo» подскажет вам, где оно произошло.

Оно происходит от арабского слова «al-zillij» или «zellij», обозначающего вид красочной декоративной плитки, появившейся в Северной Африке в X веке.

Вот пример из медресе Аль-Аттарин в Фесе, Марокко.

Фигуративное искусство — изображение людей или животных — в мечетях фактически запрещено, поэтому исламским мастерам пришлось осваивать другие формы декора.

Отсюда преобладание геометрического или растительного орнамента в исламском искусстве и архитектуре по всему миру, от Индии до Испании.

И именно керамика стала центром этой художественной традиции.

Будь то Гур-Эмир в Самарканде, мечеть Лотфоллы в Исфахане или Альгамбра в Гранаде, мечети и дворцы неизбежно были заполнены тысячами невероятно сложных узоров изразцовой мозаики.

Начиная с VIII века Испанией и Португалией правили различные исламские династии, поэтому в этом регионе существовала давняя традиция декоративной керамики.

В эпоху Реконкисты эта традиция продолжила свое существование и, слившись с христианским искусством, образовала стиль «мудехар».

Севилья стала первым местом зарождения этой отрасли производства плитки в недавно отвоеванной Испании, и влияние исламского искусства и архитектуры здесь очевидно.

Возьмите дворец короля Кастилии Педро I, заполненный абстрактной декоративной керамикой — так родилась азулежу.

Вскоре в Испании и Португалии вошло в моду украшать здания азулежу — совершенно не похожий ни на что другое в Западной Европе.

Их использовали для создания стен с чистым узором или для создания обширных сцен из Библии, местной истории или классической мифологии.

Конечно, крупные заказы поступали и от Церкви, поэтому сотни соборов и часовен были украшены азулежу.

Как снаружи, так и в церкви Святого Ильдефонсо в Порту, датируемой XVIII веком.

А интерьер, как в часовне Святого Михаила в Коимбре.

В XVI веке Португалия начала производить собственную плитку и вскоре обогнала Испанию как основного производителя азулежу.

С тех пор Португалия одержима азулежу — ими покрыты тысячи зданий всех типов.

Поворотным моментом в дизайне стало то, что в XVII веке фаянсовая керамика, производимая в Делфте (Нидерланды), стала популярной по всей Европе.

Фаянсовая керамика имела характерную сине-белую цветовую гамму, и это оказало большое влияние на азулежу в Португалии.

Именно эта форма сине-белых азулежу, вдохновленная делфтским фарфором, который, в свою очередь, находился под влиянием китайской керамики, сейчас ассоциируется у большинства людей с Португалией.

Прелесть азулежу в том, как они превращают простые и скучные поверхности в калейдоскопы цветов и узоров.

В азулежу есть что-то удивительно щедрое и радостное, в том, как они оживляют целые уличные пейзажи и просто дарят больше радости прохожим.

А благодаря своему широкому распространению в Португалии они придают ее городам неповторимую эстетику и атмосферу.

В то время как обычно можно ожидать увидеть простые кирпичные или каменные стены, возможно, побеленные, в Португалии есть тысячи зданий, сверкающих цветом и деталями.

Тот факт, что азулежу использовались как для строительства величественных памятников, таких как дворцы и соборы, так и для строительства обычных зданий, таких как дома и магазины, отчасти делает их такими особенными.

Форма украшения, которую может использовать и которой может наслаждаться каждый и каждый.

Азулежу также невероятно универсальны.

Как уже упоминалось, их можно использовать для создания целых фасадов, но их можно использовать и в гораздо меньших масштабах.

Например, скамейки, фонтаны или даже знаки. Или на станциях метрополитена.

А затем идут сами узоры, варьирующиеся от подавляющих до успокаивающих, от сложных до гармоничных.

Сочетайте это разнообразие форм со всеми цветами, в которые их можно покрасить, и возможности станут поистине безграничными.

Разные азулежу для любых мыслимых целей

Конечно, Португалия — не единственная страна с долгой историей декоративной плитки.

Марокко, о котором уже упоминалось, — это страна, где на протяжении столетий формировалась совершенно особая и уникальная традиция мотивов дизайна.

А в Мексике, куда Португалия когда-то экспортировала свои азулежу, также появилась великая традиция декоративной плитки.

Например,  церковь Сан-Франциско Акатепек.

Тем временем в Турции османы создали некоторые из самых впечатляющих в мире образцов изразцовой мозаики для своих огромных купольных мечетей, особенно в Стамбуле.

А в Британии, конечно же, викторианцы и эдвардианцы любили плитку и глазурованный кирпич, покрывая ими все — от пабов до станций метро.

Особой популярностью пользовался «сан-де-биф» — где продавалось мясо характерного темно-красного цвета.

В любом случае, азулежу — одна из самых восхитительных архитектурных традиций в мире, а также прекрасный пример того, как традиции разных религиозных и художественных культур могут смешиваться, создавая нечто новое.

А азулежу также являются напоминанием о том, как легко сделать улицы и города менее скучными.

Немного цвета и узора могут сделать городскую среду более интересной, очаровательной и радостной.


Рецензии
Какая красота! Вспомнил купола мечетей в Хиве и Самарканде.
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   26.09.2025 15:24     Заявить о нарушении
Самарканд невероятно красивый город.
Доброго здоровья
Анатолий

Анатолий Клепов   26.09.2025 15:29   Заявить о нарушении