Рога Моисея. Что они могут означать?
Но почему? И почему они почти скрыты за волосами?
Это удивительная история о том как неправильный перевод с одного языка на другой, а также личность кому была посвящена статуя смогли создать одно из величайших произведений искусства всех времен...
Рога на голове Моисея появились в результате неправильного перевода латинской Библии Вульгата, а также личного отношения Микеланджело к Папе Римскому Юлии II.
В Исходе 34:29 описывается, как лицо Моисея «сияло» после разговора с Богом.
Еврейское слово «керен» может означать как «сияющий», так и «рогатый», что приводит к путанице...
Святой Иероним, который перевел Библию на латынь в IV веке, выбрал слово «рогатый» вместо «сияющий».
Этот перевод сохранялся на протяжении столетий, влияя на то, как художники изображали Моисея, включая Микеланджело.
Рога стали символом божественной власти Моисея и его роли пророка. Однако, традиционно, они изображались большими, чтобы подчеркивать важность Моисея.
В средневековом искусстве рога часто ассоциировались с силой и мудростью.
Такое толкование придало рогам Моисея позитивный, а не демонический смысл...
Интересно, что рога у Моисея Микеланджело довольно маленькие и едва заметные.
Они выглядывают из его густых, вьющихся волос, почти сливаясь с ними... Почему Великий скульптор так его изобразил?
Скульптура, созданная в 1513–1515 годах, изначально была заказана для гробницы папы Юлия II.
Микеланджело считал это своей самой важной работой, вкладывая всю свою страсть и мастерство в каждую деталь.
Чтобы разобраться в замыслах Микеланджело необходимо более точно ознакомится с жизнью Папы Юлий II, который родился под именем Джулиано делла Ровере 5 декабря 1443 года.
Во время своего правления он получил прозвища «Грозный Папа» и «Папа-воин» как глава католической церкви и правитель Папской области.
Его папство было отмечено активной внешней политикой, амбициозными строительными проектами, а также покровительством искусству. Он поручил разрушить и восстановить собор Святого Петра и украсить потолок Сикстинской капеллы Микеланджело.
Он был отправлен во Францию в 1480 году и приобрел значительный политический опыт и влияние за четыре года пребывания в стране.
В это же время у него родился первый ребенок, дочь, родившаяся в 1483 году. Он единогласно победил на выборах Папы, используя взятки, обещания Чезаре Борджиа и угрозы любым оппонентам. Он немедленно нарушил свое слово, данное могущественной семье Борджиа, заявив: «Я не буду жить в тех же комнатах, где жили Борджиа. Александр VI осквернил Святую Церковь, как никто другой. Он узурпировал папскую власть с помощью дьявола, и я запрещаю под страхом отлучения кому-либо снова говорить или думать о Борджиа... Все могилы Борджиа должны быть вскрыты, а их тела отправлены обратно туда, где им самое место — в Испанию».
Несмотря на священную клятву безбрачия духовенства, у Юлия, как сообщается, было немыслимое несколько любовниц, которых он тайно соблазнял с помощью таинственного « любовного зелья». Не взирая на возраст жертв. И, помимо его незаконнорожденной дочери, источники указывают, что у него было еще две дочери, которые умерли в детстве.
В 1511 году совет выдвинул против него обвинения в непристойных сексуальных действиях, утверждая, что он был «содомитом, покрытым позорными язвами».
Юлий заставил Микеланджело закончить Сикстинскую капеллу быстрее, чем того желал мастер (это была очень трудная и даже болезненная, неудобная работа).
Поэтому назло Микеланджело успел закончить гробницу Юлия после смерти папы. Изобразив Моисея на его гробнице с очень маленькими рогами, предавая лживость и хитрость Юлия II при соблазнении как Дьявол невинных женщин.
Юлий II умер от лихорадки в феврале 1513 года. Заказанная в 1505 году «Гробница Юлия» Микеланджело находится в Сан-Пьетро-ин-Винколи в Риме, в то время как Юлий на самом деле похоронен в Ватикане.
Гробница, которую начал Микеланджело, была завершена только через 33 года после смерти понтифика, и хотя она была великолепной, она была завершена в меньших масштабах, чем изначально предполагалось.
Останки Юлия, вместе с останками его дяди, папы Сикста IV, были позже осквернены во время разграбления Рима в 1527 году. Сегодня останки обоих лежат на полу собора Святого Петра перед памятником папе Клименту X. Простое мраморное надгробие отмечает это место.
Перейдя к скульптуре Моисея следует отметить , что она имеет внушительный рост — 8 футов 4 дюйма (254 см).
Такой внушительный размер был выбран намеренно, поскольку скульптуру предполагалось рассматривать снизу в ее первоначальном запланированном месте.
Внимание Микеланджело к деталям заметно в руках скульптуры.
Разгибатель мизинца становится видимым и выраженным только тогда, когда мизинец поднят...
Скульптура запечатлела поворотный момент библейского повествования.
Моисей только что спустился с горы Синай с Десятью Заповедями и обнаружил, что его народ поклоняется золотому тельцу.
Выражение его лица выражает смесь гнева с ноткой разочарования...
Некоторые ученые, включая Зигмунда Фрейда, интерпретировали сильные эмоции скульптуры как отражение собственных разочарований Микеланджело в своем покровителе Юлии II из за его неимоверного разврата с помощью « любовного зелья». Что в те времена считалось колдовством.
Художник столкнулся с многочисленными трудностями и задержками при завершении проекта гробницы папы Юлия II.
Первоначально скульптура Моисея должна была стать частью огромного ансамбля из 40 статуй для гробницы Папы.
Однако финансовые ограничения привели к созданию уменьшенной версии, и Моисей стал центральным элементом окончательного проекта.
Образ Моисея, созданный Микеланджело, оказал влияние на многих последующих художников.
Завершение создания скульптуры Моисея окружено захватывающей легендой.
Говорят, что Микеланджело, закончив работу, был настолько впечатлен ее реалистичным видом, что ударил резцом по колену статуи и закричал:
«Теперь говори!»
Сегодня рогатый Моисей Микеланджело служит захватывающим примером того, как ошибки перевода могут формировать культурное восприятие и художественные традиции. А с другой стороны выражают отношение скульптура к человеку , который заказывал ему скульптуру.
Это напоминает нам о сложном взаимодействии языка, искусства и религиозной интерпретации на протяжении всей истории.
«Моисей» Микеланджело остается одной из самых знаменитых скульптур в истории искусства.
Его сила и красота продолжают вдохновлять зрителей, приглашая нас размышлять о пересечении веры, искусства и человеческих эмоций.
Свидетельство о публикации №225092600439
С дружеским приветом
Владимир
Владимир Врубель 26.09.2025 15:31 Заявить о нарушении
Доброго здоровья
Анатолий
Анатолий Клепов 26.09.2025 15:32 Заявить о нарушении