По дороге в Загорск
Написала Лине в комментарии стих: «По дороге в Загорск…», и хочу рассказать историю, связанную с этим. Вообще-то это мадригал к венку сонетов http://a-pesni.org/romans/podoroge.htm, но услышала я это впервые как романс.
С интересом смотрела первый сезон шоу «Голос», второй – уже с меньшим удовольствием, а последующие вообще служили лишь фоном к вышивке или другим занятиям пятничными осенними вечерами. Это был сезон, в котором участвовал иеромонах Фотий. Я как-то сразу для себя окрестила это пиар-акцией, было очевидно, что уж, во всяком случае, до финала этот участник пройдет. Возможно, если бы он пел как Карузо, я бы и поболела за него, но «несудьба», как написал один из моих студентов на контрольной (именно так, слитно, это не опечатка).
И вот очередной этап, поёт Фотий, краем уха слушаю, и вдруг как выстрел слова «что с рожденьем ребёнка теряется право на выбор» меня потрясли. Как?! Как мужчина (а из предыдущих слов ясно, что речь идёт от мужского лица) может так чувствовать? Это кто, Толстой что ли – самый главный для меня человек, который понимал и мог описать чувства женщины. В состоянии полуобморока дослушала до конца, потрясенная, полезла выяснять, кто же так смог выразить в одной строчке самое грандиозное событие в жизни женщины, когда меняется всё – физиология, психология, образ жизни в целом, и вот, да «право на выбор».
Оказалось, что речь о банальном адюльтере, ну может, и небанальном, неважно, а смысл стихотворения вообще не в этом. Но тоже потрясающий. Так бывает, когда вдруг совпадает твое состояние с высказанным кем-то другим, это миг ощущения отсутствия одиночества. В иные годы, в ином настроении, я, быть может, и не обратила бы внимания, пропустила бы это открытие, а так случилось это чудо, когда напряжение пространства и времени породило такой эффект, даже аффект, я бы сказала.
Вот это как раз тот момент, когда «красота – в глазах смотрящего», а истина – в ушах/мозге слушающего/читающего. Мои размышления и страдания по поводу возраста, неизбежности, неотвратимости приближающегося финала жизни, оказывается, могут обрести такую вот стихотворную форму. И тогда уже неважно, насколько совершенна эта форма, тут уже не до литературной критики и искусствоведческого разбора. Возможно, это очень «самодельные стихи», абсолютно неважно, что никогда о таком поэте не слыхивала, возник катарсис, и этого уже не отменить.
С тех пор этот мадригал разобран мной на части, используемые для разных ситуаций, порой употребляемые совсем по утилитарным поводам, ну, например, в распутицу, весеннюю или осеннюю (а асфальта на пути от и до электрички у меня нет - Люда, привет тебе!) бормочу, обходя лужи: «что дороги плохи, что темнеет не в десять, а в восемь, что пустеют поля, и судьба не совсем удалась…»
По дороге в Загорск (немного дальше, но всё равно, именно по этой дороге) мы ездили в гости на дачу к Станиславу Ивановичу Гамазину, его нет с нами уже больше года…
Горькое послевкусие строк этого стихотворения не отменить, но жизнь была бы невыносима без таких душевных потрясений…И бессмысленна…
Свидетельство о публикации №225092600554
Слова - настроение; слова очень " русские" - грустные с ностальгией души.
Спасибо!
С уважением!
Мила
Мила-Марина Максимова 11.10.2025 21:30 Заявить о нарушении
Елена Рыжкова 2 11.10.2025 21:51 Заявить о нарушении