Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Братцеве

Этот храм является самым древним сооружением в Тушине.

История храма Покрова Пресвятой Богородицы неразрывно связана с историей усадьбы Братцево, являющейся памятником архитектуры и садово-паркового искусства XVII–XIX вв.
Первые документальные свидетельства о деревне Братцево относятся к 1565 году, когда по духовной грамоте Данилы Григорьевича Фомина это имение было завещано его жене, а по её смерти — Троице-Сергиеву монастырю. Недолгое время Братцево принадлежало монастырю, затем боярину Д. И. Годунову, дворянам А. И. и М. И. Зубовым, А. М. Супневой. Последняя продала его в 1657 году оружейничему Богдану Матвеевичу Хитрово.

Он был доверенным лицом царя Алексея Михайловича и возглавлял приказ Большого дворца. В его ведении были Оружейная, Золотая, Серебряная палаты. Другими словами, все мастера и художники, обслуживающие царский двор, были его подчинёнными.

Богдан Матвеевич снабдил храм Покрова замечательными иконами и утварью, изготовленными в мастерских Оружейной палаты.  Изразцы на храме сделаны в мастерской знаменитого белорусского керамиста Степана Полубеса, который перед этим украшал собор в подмосковном Новом Иерусалиме. Эти изразцы состояли из набора отдельных прямоугольных плиток, покрытых поливным многоцветным орнаментом в виде розеток. На зеленом фоне выделяются низкого рельефа геометрические изображения, имитирующие соцветия, покрашенные в желтые, синие, белые тона.

Уникальны херувимы в тимпанах кокошников. Их синие крылья и скульптурного вида головы резко выделяются на фоне побелки, придавая дополнительную выразительность верхней части храма. Последний ряд изразцовых украшений венчал верхние части барабанов под главами церкви.  Наличие изразцов – одна из примечательных особенностей братцевского храма Покрова Пресвятой Богородицы.

К основному четверику храма примыкала с запада низкая трапезная, кроме этого, был пристроен придел святого Алексия, в честь царственного покровителя боярина Богдана Матвеевича Хитрово. На шатровой колокольне были установлены «боевые часы с указным кругом. Строительство храма было закончено в 1672 году.

О времени сооружения храма свидетельствует надпись на каменной плите древнерусской вязью: «Лето 7180 (1672) августа в 30 день при державе Великого Государя и Великого князя Алексея Михайловича всея Великия и малыя и белыя России Самодержца построил сию церковь в вотчине своей в селе Братцове боярин и оружейничий Богдан Матвеевич – тезоименитое имя Иов – Хитрово и жена его боярыня Мария Ивановна».

В 1788 году Покровская церковь упоминается как «каменного здания с приделом Сретения Богородицы во всякой исправности и церковной утварью достаточна».

В это время владельцами усадьбы были Екатерина Петровна Строганова и Иван Николаевич Римский – Корсаков. Они долго молились, чтобы бог послал им ребенка, и в 1786 году у них родился сын Василий.
 Вероятно, в благодарность за сына и был переименован предел, и стал называться пределом Сретения Богородицы.  По преданию – в сороковой день по Рождестве Христовом – Пресвятая Богородица принесла Младенца Иисуса в иерусалимский храм, чтобы посвятить Его Богу.



 В 1812 году храм подвергся осквернению войсками Наполеона. Никаких серьезных разрушений неприятель, однако, не учинил, и в начале 1813 года главный престол уже освятили. Приход Храма Покрова был малолюден — в эту пору в нем насчитывалось 22 двора с 205 душами обоего пола — и содержать двухпрестольный храм не имел средств. Строение постепенно приходило в упадок.

В 1833 году при владельце усадьбы   Василии Николаевиче Ладомирском, сыне И.Н. Римского-Корсакова, придел с северной стороны трапезной был разобран, и его заменили новым, названным в честь святителя Иоанна Златоуста - небесного покровителя отца, Ивана Николаевича Римского-Корсакова.   Алтарную часть и колокольню увеличили пристройкой портиков с четырьмя колоннами. Были растесаны окна старого церковного здания, срезан и закрыт штукатуркой нарядный кирпичный декор  XVII  века.  Все работы велись под руководством архитектора Т. Г. Простакова.

Около   апсиды храма Покрова Богородицы   лежит могильная плита Ивану Николаевичу Римскому - Корсакову. Рядом лежат могильные плиты его сына полковника Василия Николаевича Ладомирского участника Войны 1812 года и невестки Софьи Фёдоровны Ладомирской. Софья Фёдоровна большею частью жила в Братцеве и там же в 1855 году скончалась от тифа.


К концу XIX века количество прихожан храма увеличилось, что позволило новому владельцу имения, князю Николаю Сергеевичу Щербатову и представителям церкви обратиться в соответствующие учреждения с ходатайством о перестройке и увеличении тёплого придела Иоанна Златоуста.
Пристроенный в 1887 году с северной стороны новый придел, по проекту архитектора А. А. Латкова, принял «древнерусское» обличье. Придел завершался тремя ярусами кокошников вокруг центральной главы, фасады украшены из известного в XVII в. набора элементов, в виде полуколонн, ширинок, кокошников и прочего.  По своим размерам новый придел мало чем уступал основному храму.

В начале XX века князья  Николай Сергеевич и Эммануил  Николаевич   Щербатовы, последние владельцы имения, обратились в Археологическое общество за разрешением сноса колокольни, потерявшей, по их мнению, устойчивость.
Н. С. Щербатов также предлагал привести фасады главного храма в первоначальный вид и разобрать старую колокольню, а по её чертежам возвести новую у левого придела. Однако Императорская археологическая комиссия выступила против, считая необходимым сохранить колокольню, а древний храм освободить от позднейших пристроек.
К 1913 году из строя вышла система отопления церкви, местами обвалилась штукатурка, крышу стала разрушать ржавчина, а живопись, украшающая здание, повредилась, о чём уведомили Императорскую Археологическую комиссию.
От Общества испрашивалось разрешение на приведение целого ряда работ: «Голландские печи выломать. Храм сделать весь тёплым, а для этого под главным храмом устроить духовую печь, в девяти окнах главного храма сделать новые колоды с двойными рамами, новые входные двери и новый тамбур. Штукатурку внутри и снаружи храма исправить. Окрасить главный храм и придел внутри в тот же цвет.

Живопись в приделе исправить и промыть. Снаружи стены главного храма и колокольню окрасить клеевой краской в тот же цвет, а крышу медянкой. Иконостас главного храма из искусственного мрамора реставрировать, соблюдая его прежний стиль. Резьбу на иконостасе и киотах промыть, а утраченную вновь нарезать и вызолотить. Все иконы в иконостасе промыть и слегка освежить новыми тонами в духе прежней живописи».
Но провести работы, вероятнее всего, помешала Первая мировая война.

После 1917 года Н.С. Щербатов добровольно отдал своё имение Братцево государству. В дальнейшем Николай Сергеевич во многом способствовал сохранению Братцева для потомков как памятника истории и архитектуры. В усадьбе  Братцево  в 1919 году был организован музей, действовавший до 1922 года.

В 1921 году заведующий Ново-Иерусалимским музеем Натан Шнеерсон, заезжая в братцевскую церковь, отмечал, что она нуждается в охране, в ней протекает крыша и внутри значительная сырость.


В 1922 году основатель советского государства писал в связи с кампанией по изъятию церковных ценностей: «…Мы должны именно теперь дать самое решительное и беспощадное сражение черносотенному духовенству и подавить его сопротивление с такой жестокостью, чтобы они не забыли этого в течение нескольких десятилетий… Изъятие ценностей, в особенности, самых богатых лавр, монастырей и церквей, должно быть проведено с беспощадной решительностью, безусловно, ни перед чем не останавливаясь и в самый кратчайший срок».

Первое изъятие ценностей  из храма Покрова  произошло в 1922 году.  В феврале 1923 год в Металлофонд были снова изъяты серебряные вещи: древние напрестольные кресты, ризы с икон святителя Николая, Иверской и Смоленской, лампады, кадила.
В мае того же года Алмазным фонд принял церковных ценностей на 226 золотых рублей.
Некоторые дорогие церковные предметы и фрагменты убранства были переданы в Ново-Иерусалимский музей, где погибли во время войны.  Потир, дискос и вкладная книга боярина Хитрово из этой церкви с 1924 года хранятся в Оружейной палате.

Часть  икон  храма Покрова Пресвятой Богородицы  были переданы  в Государственный исторический музей, а в 1930 году из него в Государственную Третьяковскую галерею поступила коллекция икон праздничного ряда, исполненных в 1673 году в Оружейной палате: Благовещение (Симон Ушаков), Сретение (иконописец Андрей), Крещение Господне (Иван Филатьев), Воскрешение Лазаря (Никита Павловец), Вход в Иерусалим (Федор Козлов), Распятие (Георгий Зиновьев), Воскресение.
(В 2014 году после письменного запроса в Третьяковскую галерею,  было дано разрешение на доступ к архивному фонду икон, где хранятся уцелевшие иконы праздничного чина храма Покрова в Братцеве.
Эти уникальные, по своей технике исполнения и выбору красок, произведения церковного искусства удалось запечатлеть на фотоснимках).

Борьба с религией велась на всех фронтах. Огромными тиражами печаталась и распространялась антирелигиозная литература. Священнослужителей обвиняли в том, что они являются эксплуататорами народных масс, приспешниками мирового империализма, выразителями интересов кулачества, противниками коллективизации и других проектов советской власти.  Для борьбы с религией была создана всероссийская организация — Союз воинствующих безбожников. Безбожная машина все убыстряла ход.

В 1928 году было принято решение считать момент  постройки храма - главным критерием, по которому определяли принадлежность «сооружения» к памятникам архитектуры. Сооружения, построенные:

до 1613 г. — были объявлены неприкосновенными;
в 1613—1725 гг. — «в случае особой необходимости» могли подвергаться изменениям;
в 1725—1825 гг. — сохранялись только фасады;
после 1825 г. — к памятникам не причислялись и государством не охранялись.

В 1928 году колокольню Храма Покрова Пресвятой Богородицы разобрали, т.к. возникла опасность ее падения.  Храм был закрыт в начале 1934 года «по многочисленным просьбам трудящихся» фабрики «Прогресс». Вскоре были разобраны барабаны глав и обветшавшие портики.

В 1937 началась, последняя безбожная пятилетка. Окончание её планировалось в 1942 году, все религиозные организации должны были быть уничтожены.

Церкви уже не превращались в храмы «Разума», как в дни Французской революции. В СССР их надо было уничтожить или переделать в «полезном» направлении. Допускалось: гараж, склад, спортзал, клуб, позднее планетарий и т.д.

В середине 1960-х годов в частично перестроенном здании храма Покрова находилась фабрика по изготовлению красителей, затем склад, станция техобслуживания. Находившееся около храма кладбище было полностью срыто.

Плачевное состояние храма Покрова Пресвятой Богородицы в Братцеве привлекло внимание специалистов в 1970-е годы. Был подготовлен проект реставрации. Приступить к ней удалось, однако, лишь в 1990-е годы, когда здание вернули верующим.
 В данный момент отсутствие высокой и стройной колокольни является существенным недостатком современного вида храма. Однако идут разговоры об ее восстановлении. В настоящий момент роль колокольни исполняет беседка с колоколами на территории храма.

Первое богослужение (Всенощное бдение) состоялось 13 октября 1992 года, на котором было совершено малое освящение храма.  Храм был повторно освящён в январе 1993 году.
 В 2017-2018 годах      под руководством    Каманина С. И. велись работы по восстановлению интерьеров, внутренних росписей и внешнего декора.


Достопримечательностью храма является чудотворная икона Божией Матери Одигитрии (Смоленской).
Этот древнейший образ Божией Матери, согласно преданию, принадлежит кисти евангелиста Луки.  Вероятно, икона является списком с Одигитрии Влахернской. 
Икона прибыла на Русь в качестве свадебного подарка императора Византии Константина IX Порфирородного его дочери Анне, сочетавшейся браком с черниговским князем Всеволодом, сыном Ярослава Мудрого.
 Наименование «Одигитрия», то есть Путеводительница, связано с чудом, явленным самой Богоматерью, которая однажды привела сама двух слепцов во Влахернский храм, где они по Ее воле прозрели.

 Икона Божией Матери Одигитрии сегодня остается для православных одним из наиболее чтимых образов Богородицы, покровительницы и защитницы Русского государства. Именно поэтому к ней обращаются с молитвами о защите Родины от вражеских нашествий и войн; о сохранении жизни и здоровья военнослужащих, особенно в горячих точках; об избавлении от эпидемий.

Одной из главных святынь храма Покрова Пресвятой Богородицы является чудотворная икона Божией Матери «Неупиваемая чаша».  Считается, что «Неупиваемая чаша» впервые явилась миру в Серпухове, а позже подобную икону стали создавать и в других местах России. Один из таких образов находится и в братцевском приходе. Икона считается неистощимым источником помощи тем, кто болен алкоголизмом.

В храме находятся частицы мощей многих почитаемых святых:    св. блаж. Матроны Московской;    св. Василия Великого;  прп. Сергия Радонежского;  свщ мч. Харалампия;  Вифлеемских младенцев;    св. Иоасафа Белгородского;   прп. Нила Столобенского;    частица облачения Св. Луки Войно-Ясенецкого;     частица гроба прп. Серафима Саровского.
Ко всем этим святыням обращаются прихожане с молитвами о помощи.

В настоящее время при храме существуют детская и взрослая воскресные школы, проводятся катехизаторские курсы, огласительные беседы, работает приходская библиотека и образовательный лекторий. Кроме того, действует молодежное движение «Образ», есть молодежный и детский церковный хор, кружок английского языка для детей, проводятся мастер-классы.
При храме открыто отдельно здание церковной лавки с самыми разнообразными товарами.


Празднование Покрова Божией Матери было установлено на Руси в княжение св. благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского (1155-1174 гг.), тогда же был возведен первый Покровский храм на Руси – Храм Покрова на Нерли.  А во Владимирской области появился целый город Покров. 

Празднование иконы Покрова Пресвятой Богородицы совершается 14 октября.
 В праздник Покрова русские войска взяли Казань, и после возвращения из казанского похода царем Иваном Грозным был заложен Покровский собор, в народе получивший название собор Василия Блаженного.

 «На Покров до обеда осень, а после обеда зимушка-зима», — говаривали на Руси и стремились завершить к этому дню все работы в поле. С Покрова крестьяне брались конопатить и топить избы. Скотину вместо пастбища отправляли в зимнее стойло. Зима шутить не любит и шлет тому подтверждения, покрывая землю первым снегом.

На Покров барышни на выданье ставили в храме свечку Богородице, приговаривая: «Покров Пресвятая Богородица! Покрой мою победную головку жемчужным кокошником, золотым подзатыльничком! Бел снег землю покрывает, не меня ли молоду замуж снаряжает».
По поверью среди девиц, кто вперед в храме свечку поставит, тому и скорее замуж идти.

Всем привычный атрибут невесты — белая фата — в былые времена был намного длинней. Девушка не просто прикрывала им лицо, а была полностью обернута в белоснежную ткань. Это символизировало покров Божией Матери, которая считалась заступницей новой семьи.

Недаром после венчания молодым дарят икону Богородицы.


Рецензии