Портрет поэта Валерия Панасюка
На моих запредельных частотах,
И услышит меня, пусть не мир,
А один, очень искренний кто-то.
Валерий Панасюк. Пропадает желание жить.
КОРОТКОЕ ПРЕДИСЛОВИЕ:
Конечно же, Валерий Панасюк принадлежит к плеяде талантливых поэтов, которые пришли в 2000 годах.
Это целый пласт культуры.
Особенно, в Санкт-Петербурге.
И скоро придет поэтический критик-профессионал, который определит преемственность, особенность этого пласта культуры, его место в культурном феномене Санкт-Петербурга и российской культуры этого времени, несколько неизученного, на мой любительский взгляд.
Это произойдет так же, как в 80 годах, когда ворвался на сцену Политехнического Андрей Вознесенский, стал собирать стадионы Евгений Евтушенко, чуть раньше, стал звучать «из каждого окошка» Булат Окуджава.
Это произойдет, несмотря на возгласы, что поэтическая критика умерла или умирает.
Так, как пишу я, о стихах не пишут.
Я попытался рассмотреть одну черту многогранного творчества Валерия Панасюка – его театральность. И посмел сделать дрожащей рукой подборку из его стихов.
Пусть блистательные стихи говорят сами за себя.
Я надеюсь, что читатель-любитель изящной словесности, простит мою дружескую попытку поэтического очерка, несмотря на громкую заявку о Портрете Поэта.
Валерий Панасюк, блестящий питерский поэт, любимый почитателями тонкой поэзии, окончил Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК) им. Н.К.Черкасова (сейчас это Российский государственный институт сценических искусств, продюсерский факультет).
Старейший театральный институт в России.
Входил в Союз европейских театральных школ и академий.
Специализация Валерия была - кино.
Ой, гляньте, перед нами простыня,
Наполненная жизнью и движеньем,
И увлекает в мир кино меня,
Волшебным поманив преображеньем
В, порою, не совсем понятный мир,
Но, обязательно, с намерением добрым:
Великий не Немой, он как факир,
Способен укротить любую кобру.
Валерий Панасюк. С Днем кино 2017.
Да! Он снимал кино.
И это была его любовь.
Призвание, как принято тогда было говорить.
Пришел в кино еще со студенческой скамьи: начинал от монтировщика в Доме кино до главного администратора, работал на всех административных позициях снимающейся картины: администратор на съемочной площадке, главный администратор, заместитель директора по административно-хозяйственной части, директор.
В.Панасюк снимал кино в качестве администратора на совместной советско-японской художественно-документальной картине «Легенда о Рин» («Легенда об иконе»- рабочее название).
Кино, которое снимала японская православная община.
Был директором совместного советско-немецкого документального кино.
Выступал в качестве администратора и даже актера в фильме «Василий Теркин» в роли Теркина.
Поэт в роли поэта!)
Это только то, что происходило при мне и что помню я.
Живой, подвижный, худощавый, кудрявый, в очках, позитивный, с отменным чувством юмора, улыбчивый. В любой момент заряжен на действие, движение, на шутку, на творческий розыгрыш, и на задорный смех.
Это было увлечение сердца и разума.
Валерий Панасюк знал и любил питерское кино и его ярчайших деятелей. Многих знал лично, так как долгое время проработал главным администратором в Доме Кино на Манежной площади (Санкт- Петербург).
Потом он эту любовь дарил своему любимому Городу - Санкт-Петербургу и своим почитателям поэзии в стихах.
Я люблю узнавать этот город в кино,
Так приходят на память картинки из детства,
Я как будто бы еду в авто и в окно
Всё гляжу и никак не могу наглядеться.
На экране за кадром меняется кадр,
Оператор акцентов не делает даже,
Вот по ходу мелькнул Мариинский театр,
Ну, а это Нева плещет у Эрмитажа.
Героиню на Невском целует герой,
Отражает Канал небо цвета топаза,
Но бывают важнее сюжета, порой
Вдалеке разноцветные маковки Спаса.
Не приемлем по этому поводу спор:
В событийности цепь сами свяжутся звенья,
Предстаёт откровеньем Казанский собор,
И Исаакий всегда предстаёт откровеньем.
Против истины с вами мы не погрешим,
Что вдыхаем мы магию в городе этом…
Но погаснет экран, через час с небольшим,
И заполнится зал, как реальностью, светом.
Хоть закончен сеанс, не закончилась жизнь.
Нам придется по ней и не раз поскитаться
Обещай, город наш, поклянись, побожись
Своих блудных детей непременно дождаться.
Валерий Панасюк. Я люблю узнавать этот город в кино
Но все-таки база у Валерия Панасюка была театральная.
Поэтому, если обратимся к его творчеству, мы увидим в его стихах, некоторую фееричность бытия. Жизнь воспринимается Валерием, как выступление на театральных подмостках.
Он живет в ней, наблюдая со стороны, как зритель, или как актер, персонаж, часто как участник спектакля под названием «Жизнь».
Мы сегодня с тобою гуляем опять в Монрепо,
Где косыми дождями омыта до блеска листва,
Где, как будто под парусом плавают, плавают по
Закоулкам, аллеям мелодии, мысли, слова.
ПРИПЕВ:
Хоть искушает нас судьба, но сделан выбор,
Мы ото всюду возвращаемся домой,
Без Монрепо, наверно был другим бы Выборг,
А с Монрепо великолепен город мой.
Здесь дрожащие призраки северных, древних легенд,
С наступлением сумерек правят законный свой бал,
И, приехав сюда, понимаешь в какой-то момент,
Что из жизни реальной в реальную сказку попал.
ПРИПЕВ:
Как надёжный причал для балтийских колючих ветров
Эти кроны густые деревьев, ещё валуны,
Будь здоров Монрепо! Ну, конечно же, будешь здоров!
И конечно порадуешь нас, от весны до весны.
ПРИПЕВ:
Валерий Панасюк. Песня про парк Монрепо
Вся жизнь моя, как будто домино,
В котором выхожу я на арену,
Галёрке и партеру всё равно,
Что чувствую я в этом мире бренном.
В зубах навязли и «Парад-алле»,
И верность, то Пьеро, то Арлекину,
Но, что поделать, коли на земле
Не суждено мне где-то якорь кинуть.
Стремлюсь я, разрываясь пополам
К Пьеро душой, а к Арлекину телом,
Когда невмоготу, напившись в хлам,
В кулисах пыльных плачу между делом.
Хоть мне успех сопутствует давно,
Нет в жизни счастья от такого фарта,
Сыграть пытаюсь, но, не суждено.
Нет не комедию, трагедию Дель Арте.
Валерий Панасюк. Коломбина в домино.
И еще, мое любимое:
Спектакль под названием «Жизнь» музыкален, театрален, фееричен:
Зачехлены
Скрипки весны,
Скрыты дождями-туманами
Серые дни,
Зыбкие сны,
Бродят гостями незваными
Запрещены,
Хоть и нужны
Медные трубы с фаготами,
И без вины
Разлучены
Флейты с любимыми нотами
Мыслью чисты,
Будто цветы,
Грезя мечтами нехитрыми
Ночью мосты,
С нею на «ты»
Стынут пустыми пюпитрами
Валерий Панасюк. Зачехлены скрипки весны
Музыкально даже само название:
«Зачехлены скрипки весны»
И несмотря на то, что стихотворение об отсутствии музыки), оно звучит полнозвучно, как симфонический оркестр.
Здесь и скрипочка, и духовые: трубы с фаготами.
И божественная флейта.
Все-таки, я не могу отвязаться от мысли, что надо рассказать о том, что за институт был Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии им. Черкасова в 1984 году, в котором мы поступили, учились и закончили.
Для меня, например, было важно, что этот институт заканчивал наш мэтр–Аркадий Райкин.
Это был элитный институт, считалось, с индивидуальным обучением.
Т.е. на курсе у нас было (не в группе, а на курсе) 16-18 человек. Просто так в этот институт поступить было невозможно.
Сейчас это будет, наверное, непонятно.
Конкурс был сумасшедший на место.
И поступали люди непростые. Все с какими-то необыкновенными способностями и заслугами.
Это была наша молодость.
Валерий Панасюк, например, поступал после окончания Горьковского театрального училища.
Он один сезон проработал в Петрозаводском театре кукол по специальности, попробовав профессию.
К слову, про нашу творческую озорную молодость:
Всё же это был сказочный сон,
Дивный сон, с пустотой пробужденья,
Мне глаза открывать не резон,
Я хочу продолженья виденья,
Повторенья того миража,
Иллюзорности зеленоглазой,
Что мерцает, в пространстве дрожа
Натуральной огранкой, не стразом.
Валерий Панасюк. Всё же это был сказочный сон. Цикл: Тогда я был чуть-чуть моложе.
Пусть, скорее всего, это стихотворение посвящено какой-то обворожительной Женщине.
Но я–Читатель.
Мне можно фантазировать обо всем, надеюсь).
Я думаю, что хорошо, если бы Валерий написал эти стихи о нашей молодости.
Так как В. Панасюк был театральным человеком, поэтому в его творчестве так много стихов о театре. И сами стихи, и его видение в творчестве через призму театра.
Колосники, кулисы и штанкеты,
Свет от прожекторов, как летний зной горяч:
Вот Зазеркалье, мир волшебный, где ты
И шут, и самодержец, и палач,
Блуждают здесь вопросы и ответы,
А каждый образ, до озноба, зряч:
Вот Зазеркалье, мир волшебный, где ты
И шут, и самодержец, и палач,
Не зарекайся песней недопетой,
Эмоций за кулисами не прячь:
Вот Зазеркалье, мир волшебный, где ты
И шут, и самодержец, и палач,
Воистину, блаженна и бесценна
Твоей душой заполненная сцена.
Но вот «колосники, кулисы и штанкеты, Свет от прожекторов, как летний зной горяч» – это мог написать только человек, который знает изнутри всю механику сцены. И я скажу, откуда это – у нас был целый курс по механике сцены. Были и практические занятия в Александринском театре у Главного механика сцены. Площадки, круги, кулисы – многие механизмы были уникальны и остались еще с царских времен императорской сцены.
И все это работало, передвигалось, опускалось, поднималось.
И мы это видели своими глазами на занятиях.
Ну, а «свет прожекторов» мог увидеть только актер, стоящий перед тишиной замершего зрительного зала.
Конечно, это на мой «монреповский» взгляд).
Околдовала меня рифма с Монрепо).
У всех свое мнение.
Какие-то странные образы, тени,
Сюжеты нелепые, я и не я,
Нет ссадин и боли от грехопадений,
Не жарко, не холодно здесь от вранья.
Хотите Пикассо? Да вот вам Пикассо
В изгибах, изломах и полутонах,
А недоуменье, критической массой
Карманы наполнило в ваших штанах.
Привычно предав, утомлённо и с шармом
Опять убеждают: «В святое поверь!»
Удача, блестящим, серебряным шаром
Скользит из ладоней на стылую твердь.
Валерий Панасюк. Какие-то странные образы...
Как я сказал, что театральность была, на мой взгляд, в его восприятии мира, как разыгрывающейся драмы.
Но кроме этого, у поэта Панасюка много стихов, посвященных самому театру,
Сегодня ты шут, ну а он сюзерен,
А завтра, все наоборот,
Вы магии служите сцен и арен,
И образы, как приворот.
И манит, и манит нас в зрительный зал,
Туда мы стремимся душой,
Уильям Шекспир про весь мир рассказал,
Что это театр большой,
В актерскую шкуру лишь избранный влез,
Как скажем, Монмартр а Париж,
И если ты шут, то конечно noblesse,
А коль сюзерен, то oblige.
Noblesse oblige(фр.) - положение обязывает
Валерий Панасюк. Положение обязывает, или с днем театра 2017
Есть стихи о деятелях театра.
Так, например, стихи, посвященные Анне Самохиной:
Как же так, почему же она
Свою песню допеть не сумела?
Онемела от скорби весна,
И от горя зима онемела,
Да и нам с вами не закричать,
Не распеть болью сжатое горло,
Смерть, срывая седьмую печать.
Длань над нами свою распростёрла.
От живого оторвана часть
Нас самих, беспощадно, с корнями,
Только память у нас не украсть –
Живы мы и она будет с нами.
Валерий Панасюк. Реквием на сорок дней актрисы Анны Самохиной
Стихи, посвященные Виктору Проскурину:
Они уходят, боги лицедейства,
Шуты, поправшие бездарных королей,
Они уходят, будто сны из детства,
В объятия ромашковых полей.
Валерий Панасюк. Памяти Виктора Проскурина
Стихи, посвященные деятелем театра инкогнито.
Что за судьба у бедного Пьеро?
С насмешками, издёвкой, тумаками,
Как будто неприятностей тавро
Своими выжег он себе руками.
Пьеро, дружок, давай поговорим
О жизни нашей, как болото зыбкой,
Скорей смывай дурацкий этот грим
И миру подари свою улыбку.
Пьеро послушал, отшвырнул колпак,
Жабо сорвал с себя рывком коротким,
Мы вместе с ним отправились в кабак,
Где заказали закуси и водки.
Он много пил и много говорил,
Пускал слезу горючую нередко
И тайну сокровенную открыл,
Про то, что хочет быть марионеткой.
Валерий Панасюк. Пьеро
В стихах поэта есть какая-то музыкальность.
Но есть и стихи, которые посвящены деятелям музыки:
Маленькая женщина поёт
Старую солдатскую песню,
Скорбь сочится, будто кровь, из нот,
Голосу во всех октавах тесно.
Валерий Панасюк. Елена Камбурова поёт Старую Солдатскую Песню
Елену Камбурову мы видели первый раз на старших курсах института. По факультету прошел слух, что выступает Елена Камбурова, и мы всеми правдами и неправдами должны были попасть в зрительный зал. Так получилось, что мы – студенты, сидели на третьем ряду.
Валера сумел достать контрамарки.
У В. Панасюка появилась и пластинка после ее концерта.
Прекрасней я не знаю грёз,
И мне за это мир наш люб,
Как лепестки от чайных роз
Слетают песни с Ваших губ.
Валерий Панасюк. Певице Наталье Сорокиной
Поэт посвящает стихи и отдельным театрам:
Со сцены плут несёт добро,
Уже два века кряду,
С премьерой, Юрий, «Фигаро»
В истории «Эстрады».
Валерий Панасюк. Театр эстрады с премьерой
Бесподобный Юрий Гальцев, если это идет речь о нем, учился на параллельном курсе Штокбанта.
И закончу я очерк стихами Валерия Панасюка о театре:
Тишина? Если в зале стоит тишина,
Это самый надёжный критерий,
Значит, искренне сцена пропела, сполна
Гимн надежде, любови и вере.
Валерий Панасюк. Про театр
Свидетельство о публикации №225092600993