Рябиниха. Укреп. район на карте войны 355 с. д
А пока они в своём ожидании оставались далеко, далеко, высоко, высоко и оттуда вглядывались, познавали нас. Ждали своего часа.И когда он пришёл, оттуда, из своего далёкого далека откликнулись своим доверием нынешнему поколению людей и начали постепенно, не сразу трудно возвращаться. Открывать свои имена, а наследники писать историю, продолжая их жизнь в высеченных на стелах надписях.
Теперь места, где они сложили свои головы, превращаются в священные, осиянные из другого мира. Мира войны, жестокости, твёрдости и преодоления человеческой натуры, призванной к развитию и любви. Они становятся местом силы, достоянием духа нашего народа.
Со времени окончания боёв, которые вела 355 с.д. на Тверской земле в Торжокском районе, подле деревни Рябинихи, прошла целая человеческая жизнь. В начале этой жизни её солдаты совершили доблестный жертвенный поступок, который тогда для них был просто работой, и они делали её, выполняя свой долг, закреплённый присягой и чувством собственного достоинства. От этих клятв они отступить не могли. Они принесли себя в жертву. Кровавую, великую, но не напрасную. Священную. В то время об этом не думали. Солдаты, выполняя тогда всё, что было в их силах, и даже более того, оставались лежать на поле битвы. А люди, родные многих из них, не знали ничего об их войне и судьбе.
Годы испытаний и безвременья, когда история огромного количества солдатских судеб была безразлична и не интересна власть предержащим уходили в небытие. Дух нашего народа воспротивился тому, что их забывают. И постепенно стало проявляться, набирать силу стремление людей вспомнить своих защитников, отдать должное их памяти, освободить их души из-под спуда неизвестности и беспамятства. Закончить эту прошедшую войну окончательно.
Так и мы в нашей семье, и в первую очередь самые близкие нашего солдата его жена и дочь, а мои бабушка и мама очень, очень долго совершенно не представляли, где он сложил свою голову. И это только один из тысяч, десятков тысяч таких же бойцов. Они полегли, пропали без вести на поле боя.
Нам всё-таки удалось преодолеть стену молчания и недоговорённости о местах конкретных событий, происходивших в самом начале войны на Калининском фронте, в Ржевской битве под городом Торжок. Это было в конце семидесятых - начале восьмидесятых годов прошлого столетия. Тогда ещё только складывался термин Ржевская битва. Было недостаточно глубоко исследовано и описано течение этой схватки. А ведь она по своей логике и значению влияла на ход и была связана с легендарными Московским и Сталинградским сражениями.
Архивные поиски позволили установить место первого боя, который 355 с.д. приняла на Калининском фронте. Удалось связаться с некоторыми и уже тогда немногочисленными ветеранами дивизии, которые принимали участие в тех событиях. Письменные рассказы самих бойцов о подготовке дивизии к боевым действиям, её следование к месту боёв и непосредственное участие в сражениях оставили глубокое впечатление в нашей душе. Мы представили, сколько физических и моральных сил было вложено в эти бои с хорошо подготовленным противником, какой крепкий характер надо было иметь, чтобы не пасть духом в тех сложных, катастрофических боевых ситуациях.
Мы побывали в деревне Рябиниха. Она располагалась среди лесов Торжокского района Тверской области. Уже тогда она представляла печальное зрелище. Из местных жителей оставалась только одна супружеская пара да два-три дома, которые заселяли дачники. Возле деревни был сооружён обелиск в память о подвиге красноармейца Героя Советского Союза Я.Н. Падерина, закрывшего собой работающий пулемёт фашистов в дзоте. Много позже я снова побывал в Рябинихе со своей семьёй и мамой. Это были тяжёлые времена развала нашей страны. Мы обратили внимание, что те поля, на которых в наш первый визит росла рожь, стояли не ухоженными и зарастали молодой берёзкой. В деревне дачников уже не было.
Нас окружала волшебная тишина, которая существует только в сакральных местах. Там все знания о происходивших событиях военных лет воссоединяются с конкретным местом, узнают все речушки, ручейки, горки и пригорки, превращаются в живые картины того тяжёлого героического времени. Невольно погружаешься в ту реальность, ощущаешь её каждой струной своей теперешней души.
Наконец наступило время возрождения уважения к памяти и душам солдат, полегших возле деревень, среди полей и на берегах рек. Появились поисковые отряды. В Рябиниху пришёл отряд «Поиск» из Кировской области, жители которой были основой 355 с.д.
В начале своей работы на местах боёв этой дивизии поисковикам удалось найти останки бойцов кировчан, и даже некоторое количество не было безымянными. Их захоронили с воинскими почестями в братской могиле. И продолжили своё важное дело.
Однако на протяжении нескольких лет поисковикам кировчанам не давались поиски. Души воинов спрятали своих бойцов, не позволяли даже местным жителям указывать возможные места захоронений. Видимо, тревожились за их дальнейшую судьбу, желали им покоя, после всех испытаний какие им пришлось пройти.
Но бойцы «Поиска» не отступали. Из года в год со всей тщательностью, осторожностью и уважением проводили свою работу. Они завоевали внимание у жителей близлежащих, уже малонаселённых деревень, которые оказывали им всяческую помощь в увековечивании памяти воинов кировчан из 355 с.д.
Этот труд «Поиска» повлиял на жизнь, и даже само существование ближних деревень, которые из-за своей малонаселённости и удалённости были кандидатами на признание их не перспективными и отселение оставшихся малочисленных жителей в другие, более крупные сёла. Но поскольку эти малые селения регулярно посещали члены отряда «Поиск» и других поисковиков они на картах остаются обитаемыми и жилыми.
Так бойцы кировчане 355 с.д. до сих пор защищают тверскую землю и её жителей, где им пришлось принять свой первый кровавый бой. Их души по-прежнему несут свою службу.
Поисковики заслужили их доверие, и они позволили им снова открыть останки солдат дивизии, захоронить их с подобающими им почестями. Дали возможность узнать имена четырёх из них. Позволили местным жителям, наконец, помочь отряду «Поиск». Указать места больших безымянных захоронений.
А.Г.Кобылянский
2025 г. сентябрь.
Свидетельство о публикации №225092701288