Философско-религиозная мысль о собственности

Известно, что в рамках христианского мировоззрения исторически сформировались два направления – западное христианство и восточное христианство. Первое отталкивается от римского права, государственности и понятия частная собственность. Второе характеризуется поиском смысла жизни, главной концепцией которого является внутреннее преобразование личности.

Русь выбрала второе направление. Внутреннее совершенствование личности на Руси определило формирование таких качеств, как восприятие мира в неизбежном совместном существовании веры и знания, истины и добра, совестливости и самоуглубленности, нравственного максимализма. Русскому человеку присущи простота и добродушие, свобода духа, правдивость и искренность, частичное передоверие личной свободы коллективу, глубина внутренней жизни. 

На Западе идея правовой организации социальной жизни воспитала в человеке прагматизм и рационализм.

Экономические особенности России в большей степени были определены сложившимся институтом собственности. Известно, что Запад унаследовал от Римской империи понятие частной собственности, опирающуюся на хорошо организованную базу юридических уложений. Собственность имела независимое значение и не обязательно отождествлялось с властью. Многовековая культура частной собственности развила такую особенность экономической личности, как хозяйственный индивидуализм, до экономического рационализма, значительного не только для индивидуальной личности, но и для всего хозяйства в целом.

В России, по сравнению с Западом, римское понятие о частной собственности не получило юридическое закрепление. Институт частной собственности, начавшийся развиваться на Руси был заменён в последствии нерасчленённостью собственности, слиянием власти и собственности, что повлияло на отношение личности к этому институту и определило его нравственно – этическую категорию.

Русскому человеку присуща вера в то, что человек выше принципа собственности. Это является важной составляющей в определении его морали и экономического поведения.

Философско-религиозная мысль осуждает богатство и собственность, так в Евангелии приводятся слова Христа: «… горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение. Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете» (Лк.6:24-25). Вместе с тем среди учеников и последователей Христа найдутся люди не просто денежные, но и достаточно состоятельные.

В Евангелии сказано, что Иисус Христос благовествует по городам «и с Ним двенадцать, и некоторые женщины, … которые служили Ему именем своим» (Лк.8:3).

«Богатый человек» Иосиф из Аримафеи – ученик Христа, просил у Пилата тело Иисусова (Мф.27:57-58). При этом богатство Иосифа позволило ему организовать пристойное погребение «Он, купив плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею, и положил Его во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень к двери гроба» (Мк.15:46).

В Ветхом Завете источник богатства – Бог. Ему принадлежит всё, что на небе и на земле, богатство и слава (3 Цар.3:13; 1 Пар.29:11-12).

Можно привести ещё ряд подобных примеров, но это выходит за рамки освещаемой темы.

 Рассмотрим те места, в которых выражена забота о собственности.
«Когда сильный с оружием охраняет свой дом, тогда в безопасности его имение; когда же сильнейший его нападет на него и победит его, тогда возьмет всё оружие его, на которое он надеялся, и разделит похищенное у него» (Лк.11:20-21).

«Вы знаете, что если бы ведал хозяин дома, в который час придет вор, то бодрствовал бы и не допустил бы подкопать дом свой» (Лк.12:39).

 В Новом Завете богатство в физическом объеме весьма относительно. «И сел Иисус против сокровищницы и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много. Придя же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант. Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу, ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила всё, что имела, всё пропитание свое» (Мк.12:41-43). Видим, что Евангелии не содержит осуждения богатства. Напротив, оно определяет критерии его оценки: «Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое» (Мф.12:35).

Осуждается богатство неправедное нарушающее нравственные принципы взаимоотношений между людьми: «Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет» (Лк.12:21). Христос говорит им: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне» (Мф.6:24). Состояние таких людей Христос определяет, как «всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет» и в конце концов не сможет устоять (Мф.12:25).

Неправедны те купающиеся в деньгах, которые «… возлюбили больше славу человеческую, нежели славу Божию» (Ин.12:43), они сосредоточены на «сокровищах на земле», а не на «сокровищах на небесах» (Мф.6:19-20). И те, «кто слушает слова» Божие уподобляются тем, кто строит свой дом на камне, надеющиеся больше на свои сокровища, чем на милость Божию, уподобляются тем безрассудным, которые строят «дом свой на песке» (Мф.7:24,25). Это подтверждается эпизодом о богатом юноше, который приступает ко Христу с вопросом: «что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную» (Мф.19:16).  Господь общается с ним и выясняет, что последний соблюдал все заповеди ветхого завета, что по укладу жизни он является благочестивым и пристойным человеком. Тогда Христос говорит ему: «если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф.19:21). Юноша уходит, не найдя в себе силы отказаться от большого богатства. Иисус, видя это говорит своим ученикам: «удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» (Мф.19:24). Эта притча в буквальном смысле определяет идеи полного неприятия собственности в Евангелии. Как видно исток проблемы – богатство, которое таит в себе нравственные опасности. И если эту преграду богатый собственник преодолеет, то его спасение истинно произойдет, потому как «человекам это невозможно, Богу же всё возможно» (Мф.19:25).

В Новом Завете собственность рассматривается как нравственная проблема, Иисус и апостолы ставят перед нами понятный принцип: необходимость делиться. Христос говорит: «подавайте … милостыню …тогда всё будет у вас чисто» (Лк.11:41); «Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся» (Мф.5:42); в то же время он указывает, что творить милостыню нужно тайно и тогда «Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф.6:2,4) иными словами награда будет не в этой жизни, а в будущей. Это важно, так как «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф.5:7).

Иоанн передовая учение Христа пишет: «и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения» (Ин.5:29), творящие добро очищают сердца свои, поскольку «исходящее из человека оскверняет человека». В Новом Завете объясняется что «кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, – всё это зло извнутрь исходит и оскверняет человека» (Мк.7:22-23). Единственным способом вхождения в круг избранных для учеников Иисуса является полное отвержение собственности «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее» (Мф.16:24-25).

Исходя из этого можно заключить, что в Евангелии институт собственности рассматривается в контексте праведности и неправедности их возникновения и использования.

Праведность источника богатства давно представлена как:
- богатство трудовое, базирующееся на частной собственности добытой честным трудом, а не на присвоении чужой собственности;
- богатство оправдано как средство высшей цели жизни – служения людям и Богу.

В человеческой душе существует внутренняя связь между верой и экономической деятельностью, а именно отношение к собственности.
 
В экономическом учении человек установлен как «экономический человек», или «хозяйствующий субъект», содержание которого одномерно. Экономическая деятельность праведника в христианстве определяется по большей части его верой, в меньшей степени товарно-денежной системой. На наш взгляд, экономические суждения Божьих наставлений в православии затрагиваются только формально без их живого воплощения. Здесь речь идет о видимой, рациональной форме, которую возможно определить и описать, но не более того. Внешнее бремя ведения хозяйственной необходимости становятся целью жизни человека. Но и апостолы Христовы должны были проходить своё хозяйственное служение – рыбачить, делать палатки.

Современное общество поражено экономизмом, поэтому человек в погоне за благополучием лишается своей духовности. Православные проблемы экономики в философии рассматриваются не в онтологии мира и его хозяйства, а в его строении, где различные части сформированы по правилу, состоящему из взаимодействия и взаимосвязи принципа дополнительности, а не хауса. Это движение навстречу к Богу есть совершенствование внутреннего содержания, лишенного какой-либо формы.
Такое движение будет означать, что любая деятельность человека будет являться Богоугодным делом. Внешний человек – тело, а внутренний человек – душа, ведь «Аще и внешний наш человек тлеет, обаче внутренний обновляется по вся дни» (2кор.4:16). Смысл этих строк: до воскресения наша душа обновляется, становится более совершенной, мудрой и терпеливой.

В заключении отметим, Бог может быть показан не обязательно в каком-либо религиозном облике, а выступать как универсальное начало, высшая надличностная сущность, формирующая космические законы, лежащие в основе бытия и течения жизни.

   1997 год


Рецензии