Про предателя СССР Агабекова-Арутюнова и не только
По воспоминаниям генерал-лейтенанта Павла Анатольевича Судоплатова (29 июня 1907, Мелитополь, Таврическая губерния — 24 сентября 1996, Москва) — сотрудника советских спецслужб, разведчика, сотрудника ОГПУ, а позже НКВД — НКГБ; (Судоплатов П. А. Разведка и Кремль: Записки нежелательного свидетеля. — М.: Гея, 1996. — 510 с. — (Рассекреченные жизни). — ISBN 5-85589-024-4.), убийство Агабекова-Арутюнова было организовано с помощью турецкого боевика сотрудником НКВД, впоследствии генералом КГБ и начальником внешней разведки СССР Александром Михайловичем Коротковым.
Здесь нелишне будет отметить,- Александр Михайлович Коротков (22 ноября 1909 года, Москва — 27 июня 1961 года, там же) — руководящий деятель советской разведки, разведчик-оперативник, генерал-майор (1956). Один из заместителей руководителя КГБ СССР (1952—1958) и ГРУ ГШ (1958—1961), с 1935 по 1952 года — занимал посты в НКВД/ МГБ СССР по разведке и диверсиям за границей. Кавалер шести орденов Красного Знамени.
По версии, изложенной Борисом Бажановым, НКВД спровоцировал Агабекова-Арутюнова на участие в перепродаже ценностей, награбленных в Испании, и он был ликвидирован спецгруппой НКВД в районе испано-французской границы на французской территории. Вместо драгоценностей Агабекова-Арутюнова ждал турецкий агент, завербованный советскими спецслужбами, который и совершил акт возмездия. Он ликвидировал предателя, после чего поместил его тело в чемодан и сбросил в реку. О месте трупа Агабекова-Арутюнова долгое время не было известно ничего. Впоследствие по свидетельству Бажанова, через несколько месяцев, труп был найден на испанской территории… .
Итак, Агабеков Георгий (Григорий)- Арутюнов Геворк Сергеевич.
Чем же он примечателен и благодаря чему вошёл в историю?...
В 1895 году в городе Асхабаде (Ашхабаде) бывшей Российской империи в армянской семье кузнеца-кустаря, некоего Арутюнова Сергея, попутно торговавшего опиумом, родился сын Геворк.
Геворк Арутюнов к началу Первой мировой войны успел закончить в Ташкенте гимназию. С началом военных действий в 1914 году был мобилизован в армию и до октября 1916 года находился на фронте, участвовал в боях. Затем был направлен в Ташкентскую школу прапорщиков. После окончания этой школы, служил командиром взвода и переводчиком с турецкого языка при штабе 46-го пехотного полка на Румынском фронте. Февральскую революцию Агабеков воспринял с воодушевлением, солдаты избрали его командиром батальона. После Великой Октябрьской Революции покинул армию и в марте 1918 года вступил в ряды Рабоче-Крестьянской Красной армии.
С 1918 по 1920 год, уже став Агабековым Георгием-Арутюнов служил в РККА на командных должностях. Воевал в Туркестане, а затем в Сибири и на Урале против Колчака. В 1920 году Агабеков-Арутюнов вступил в РКП(б). Затем был военным комиссаром батальона войск внутренней службы в Екатеринбурге.
Поступив на службу в ЧК, работал в Екатеринбургской губернской ЧК. С 1922 года — оперативный сотрудник ЧК Туркестанского фронта. Позднее Агабеков занимал должность начальника отделения по борьбе со шпионажем и контрабандой ГПУ в Ташкенте и одновременно был секретарём бюро партячеек ГПУ и членом партийного комитета. Агабеков принимал непосредственное участие в ликвидации бывшего турецкого военного министра Энвера-паши. Видимо в нём сыграла кровь предков, в желании отомстить за геноцид армян в Османской империи и Турецкой республике. Что, как в дальнейшем засвидетельствует история, не уберегло его от наступления на стязю предательства как однополчан, так и страны, которой присягал.
В апреле 1924 года служил в аппарате Иностранного отдела (ИНО) ОГПУ. Работал на ГПУ в Афганистане под прикрытием должности помощника заведующего бюро печати Полпредства СССР в Кабуле, где шифрованием переписки с Центром ведал Николай Самойлович Фридгут.
В конце 1926 года Агабеков-Арутюнов резидент ИНО ОГПУ в Иране. С апреля 1928 года — снова на работе в центральном аппарате ОГПУ (начальник сектора по Среднему и Ближнему Востоку ИНО).
С октября 1929 года — резидент советской нелегальной разведки в Константинополе, сменил на этом посту Якова Григорьевича-Гиршовича Блюмкина (1900 -1929).
В январе 1930-го года Агабеков-Арутюнов пришёл в посольство Великобритании в Константинополе и, раскрывшись, предложил свои услуги. Британские спецслужбы проверяли его долго, подозревая, что это игра советских спецслужб и только в мае пригласили на собеседование, где помимо прочего написал свою подробную биографию с послужным списком и сведениями о сослуживцах и системе Советской внешней разведки в целом. После этого он должен был поехать в Лондон и отвезти кое-какие секретные документы, но Агабеков-Арутюнов поехал не в Лондон, а в Париж.
Изначально в СССР считали, что его похитили и силой вывезли в Париж, а британцы были удивлены и не знали, что думать, пока Агабеков-Арутюнов из Франции не заявил, что никто его не похищал, что он жив и здоров, и - является перебежчиком.
Но самое мерзкое, помимо этого, ещё в том, что вскоре после бегства, как принято у предателей в этой сфере, Агабеков-Арутюнов опубликовал книгу-разоблачение «ОГПУ: русский секретный террор». Он написал книгу на английском языке «OGPU: The Russian Secret Terror», где подробно рассказал о структуре ОГПУ и его методах работы. Советский историк и разведчик Павел Судоплатов об этом периоде жизни Агабекова написал, что тот находился во Франции в полной нищете и это подтолкнуло его на второе предательство – написание клеветнической книги.Он назвал фамилии резидентов и тайных агентов, работавших в азиатских странах под прикрытием на СССР, и это были не десятки, а сотни человек. Особенно подробно он описал работу советской разведки по Ирану. Здесь Агабеков-Арутюнов раскрыл имена нескольких сотен тайных агентов, например, отца и сына Мирзоевых, а также Апресова, работавших под прикрытием в британском генконсульстве в иранском городе Мешед. Что привело к тому, что отношения между СССР и шахом Ирана Резой Пехлеви испортились настолько, что почти сошли на нет. Сотни советских агентов в Иране (фигурирует 400 человек) были арестованы и посажены в тюрьму на разные сроки, некоторых расстреляли. Вся сеть агентов была уничтожена, компартия оказалась под запретом.
Вот так один человек не только растоптал судьбы и жизни нескольких сотен людей, но и повлиял на ход истории.
Денег этот иуда получил не так много, но зато стал знаменитостью и продолжил свою писанину. Вскоре вышли его книги: «ГПУ: Записки чекиста» и «ЧК за работой».
Как бы ни было, выяснилось, что во Франции его тоже особо не ждали, как работника. Видимо достаточно было той информации, которую он предоставил. Обстоятельства сложились так, что французская разведка так и не предложила ему работу. Кто захочет связываться с таким ненадёжным и, склонному к предательству, человеком? А жить то надо?
Советский историк и разведчик Павел Анатольевич Судоплатов об этом периоде жизни Агабекова-Арутюнова написал, что тот находился во Франции в полной нищете и это подтолкнуло его на второе предательство – написание клеветнической книги.
Возможно, далеко не лишённый способности мыслить, Агабеков-Арутюнов, тем не менее, так и не осознавший какую мощь предал, наивно полагал, что предав товарищей, явки и всё, что возможно предавать человеку в его положении, он тем самым может обрушить советскую разведку.
Своё бегство он впоследствии пафосно объяснил несогласием с методами работы советских спецслужб и политикой Кремля. А по другим сведениям, причиной бегства стал роман с некой Элизабет Стритер (1909-1971) — преподавательницей английского в Константинополе, которая позже станет его женой. Будто, она не могла смириться с тем, что он советский агент, после того, как он перед ней раскрылся. И тогда он решил покончить с прошлой жизнью и пошёл на предательство. Конечно, вряд ли мы уже когда – нибудь узнаем, какая причина достовернее. Как бы ни было, какова бы ни была причина столь гнусного деяния, она никоим образом не может служить хоть каким оправданием подобного предательства.
Как бы ни было, славой Агабекову-Арутюнову недолго пришлось наслаждаться. Французские власти летом 1931 года выслали его из страны, поскольку Франция не хотела ухудшения дипотношений с СССР. Агабеков-Арутюнов перебрался в Бельгию и всё ждал приглашения от западных спецслужб, но те его просто игнорировали. Похоже, никому не нужен предатель. Вскоре об Агабекове-Арутюнове просто забыли. Конечно, все, кроме спецслужб СССР.
Две попытки ликвидировать предателя провалились, первая в 1931 году, вторая в 1934 году. Агабекову-Арутюнову удалось ускользнуть, как ни как, он был разведчиком и знал методы бывших коллег.
До него добрались только в 1937 году, через шесть лет после подлого предательства. В этот период Агабеков видимо испытывал нужду в финансах, поскольку нигде не работал. Жена от него ушла и вернулась в Англию. А он решил подзаработать на перепродаже ворованных драгоценностей, не догадываясь, что это были расставленные сети советских спецслужб. В этот период Агабеков видимо испытывал нужду в финансах, поскольку нигде не работал. Жена от него ушла. А он решил подзаработать на перепродаже ворованных драгоценностей, не догадываясь, что это были расставленные сети советских спецслужб… . А далее мы уже знаем.
Разве, что отметим, это была первая операция НКВД по ликвидации, проведённая за границей и показавшая предателям, что за свои поступки отвечать придётся всем, в чём впоследствии убедились многие…
История с предательством Агабекова- Арутюнова невольно навеяла на воспоминание об ещё одом персонаже из истории России – Андрее Курбском, который вот также предал Родину и своего друга государя Ивана IV и бежал в Литву в 1564 году, где выдал всех русских разведчиков, а потом клеветал на русского царя под диктовку поляков. Но Курбскому польский король обещал земли, что, кстати, так и не дал, а вот иуде Агабекову-Арутюнову мало того, что никто ничего не обещал, так ещё и ничего, и не дал. Так, чего он хотел, - денег, славы?
Помимо прочего, похоже, этот предатель Агабеков-Арутюнов, погубивший судьбы сотен патриотов, мысли не допускал в своих злодеяниях, что тем самым он кидает большую тень на весь народ, к которому принадлежал по рождению.
Да, к сожалению, наряду с гордостью за славных сородичей, вошедших в историю праведного человечества своими благими делами, своей благородной жизнью, невольно приходится краснеть и извиняться по вине злодеяний подобных предателей Агабековых-Арутюновых, которые возможно тоже некогда кичились своим патриотизмом, который на деле оказался лжепатриотизмом.
И как в связи с этим не вспомнить многие другие истории, в том числе и из художественной литературы незабвенных классиков.
Касательно национальных классиков на ум приходит незабвенное творение классика армянской литературы- Нар Доса, который как раз в своих произведениях описывает эпоху Российской империи, в которой становились Агабековы-Арутюновы. В его романе «Смерть» (1912) один из персонажей по фамилии Базенян, прикидываясь патриотом, в итоге оказывается проходимцем и мошенником. Примечательно, что в этом произведении Базенян, после разоблачения подаётся в бега. Видимо писатель словно провидец предугадал, что пройдёт немного времени и этот Базенян непременно превратится в Агабекова-Арутюнова, которые, как показывает история, никогда не переведутся. Как бы прискорбно не звучало, наряду с хвалебными одами про героев, гордостью за их подвиги и благодеяния, желая приобщаться к ним по национальному признаку, надо помнить, что подобное приобщение должно следовать и за злодеяния сородичей, подобно Агабековых-Арутюновых-Базенянов, которые подобно героям, никогда не переведутся.
Сколько таких Агабековых-Арутюновых-Базенанов существовало во все времена и существуют по сей день?
Разве не являются сегодня Агабековыми-Арутюновыми-Базенанами все те, чья природная способность подделывать чувства и стремления, вынуждая эмоциям превалировать над разумом — их величайшее оружие. Под личиной т.н. «фидаинов-альтруистов», а по сути-«паркетных защитников» отечества и народа, грабителей и мародеров, как и генералов с восьмиклассным образованием, т.н. блогеров-путешественников, проповедующих нарративы, действующие на эмоции наивных почитателей, псевдописателей и нарциссов, со своими графоманскими «патриотическими талмудами», составленными из сборников статей "Википедии", комиков-массовиков-затейников, присосавшихся к признанным сатирикам и прочих лже- и псевдо-патриотов, в т.ч. и дипломированных историков, зачастую имена свои не способных писать на родном языке, вооружившись лжепатриотизмом, основанном на пропаганде ненависти к иноплеменникам и инакомыслящим, продолжают и сегодня вводить в заблуждение честных и наивных. Они, по-сути, самое благое в общественном понимании понятие – патриотизм, заменили проповедью ненависти к другим, возведя в пьедестал для торжества пошлости, цинизма и обмана, спекулируя на памяти тех тысяч жертв, кто жизни не пожалел, ведясь на лжепатриотические призывы Агабековых-Арутюновых-Базенанов…. Этим паразитам благородных деяний повезло, что смятение царит всеобщее, и в этом смятении не видно ни истинного героя, ни благодетеля, ни праведника, ни истинного мошенника, афериста и лжепатриота. Вот почему порой порождения тьмы торжествуют, а великие дела рушатся... Впрочем, ни у кого не должно быть сомнения в том, что злодеяния подобных Агабековых-Арутюновых-Базенанов рано или поздно будут поняты и оценены абсолютным большинством! …
25. 09. 2025
Свидетельство о публикации №225092701528