После концерта Виктора Сухорукова

Нет, с нашей страной определённо что-то происходит!
Вчера была на концерте Виктора Сухорукова. Он читал рассказы В,Шукшина в сопровождении Оркестра русских народных инструментов имени Н.Некрасова. Происходило всё в Московском международном доме музыки, в большом Светлановском зале. В зале полный аншлаг! Хорошо, что я купила билет ещё в мае, а то бы сидела где-то позади сцены (есть там и такие места). Оркестр звучал прекрасно, а я с интересом рассматривала музыкантов (дирижёра рассматривать бесполезно, поскольку виден только его фрак. Фрак, кстати, выглядел замечательно) и инструменты. В оркестре напрочь отсутствовали медные духовые и смычковые деревянные. Зато разнокалиберные балалайки, домры и баяны были представлены во всей красе. Интересно, если в оркестре нет скрипок, но есть домры и балалайки, то кто тогда может выступать в роли «первой скрипки»? Первая балалайка? Судя по тому, что по окончании программы дирижёр пожимал руку даме с домрой, то она и есть та самая «первая скрипка».
Сухоруков, как и всегда, был самобытен. Рассказы Шукшина он не читал как чтец, он их «играл», как и было объявлено при начале программы. Играл мимикой, жестами, походкой (он периодически начинал расхаживать по сцене). Играл не на публику, а как бы самовыражаясь, но при этом строго придерживаясь стиля и содержания шукшинских текстов. Я лично ждала, когда очередь дойдёт до рассказа «Срезал», но он, видимо, в программу так и не вошёл, хотя и был заявлен на странице мероприятия в Интернете. Оркестр подыгрывал ему, исполняя короткие, но выразительные мелодии из русских песен («По диким степям Забайкалья», «Из-за острова на стрежень»), творений русских композиторов (Родион Щедрин) и саунд-треков к фильмам и мультикам, поддерживая исполнителя интонационно.
Зал реагировал на удивление тепло и уместно, то есть, смеясь в тех самых местах, где автор хотел бы, как мне кажется, чтобы читатель смеялся. Причём реакция была не столько на действия персонажей (персонажи рассказов Шукшина вообще не слишком много действуют), сколько на их состояние, меняющееся иногда самым неожиданным образом. Очень тронул рассказ «Микроскоп». Он, собственно, о стремлении человека к знаниям, и о препятствиях на этом его пути.
Почему я делаю изо всего вчерашнего вывод о том, что со страной что-то происходит? Потому что полный зал, потому что Сухоруков, потому что Шукшин. Не попса, не перья с блёстками, не «ты-гы-дым» никакой. Очень какое-то наше, глубинное. Написала бы «русское», но Чингиза-то Айтматова, я уже сколько лет читаю с тем же чувством. И при этом-полный зал, способный это воспринимать по-Шукшински.
И ещё в строку: неделю назад, идя по заурядному подземному переходу на ж/д станции Малаховка (33 км. к Юго-Востоку от Москвы), я увидела там пожилого, лет под 60, уличного музыканта, который играл… Как вы думаете, что? ВИЗБОРА! Сколько лет я хожу по этому переходу (я по нему всю жизнь хожу), ни разу ничего, кроме попсы и шансона, не слышала. А тут – Визбор. Поневоле задумаешься над тем, что происходит со страной. 


Рецензии