Продолжение дискуссии Почему Бог требует от Авр

Продолжение дискуссии:Почему Бог требует от Авраама то, что запрещено Законом Божьим?

Самые трудные места Библии для понимания современным читателем  связаны с историей  « жертвоприношения »Авраама   и «истреблением» ханаанских народов израильтянами по повелению Бога- «истреблением», которое так же как и «жертвоприношение», не произошло согласно самим  библейским авторам.
Трудность в понимании этих историй  связана в первую очередь, с тем, что читатель     отказывается (не способен?)воспринять их в контексте ТОЙ  эпохи, морали и традиций и оценивает с позиции своего времени . Другая причина заключается в очень поверхностном знании  библейской истории и нежелании хотя бы ознакомиться с  комментариями специалистов.
       Предлагаю прочесть   http://proza.ru/2025/04/25/1238  , где я представляю разные подходы к «жертвоприношению» Авраама  христиан, иудеев, скептиков.
Для меня было странным  прочитать  мнение  человека , христианина, с высшим богословским образованием, оценивающего личность Авраама след образом  :
«...Слепую веру я не приемлю. человек способный к безнравственным поступкам не может быть с Богом.
"Пафоса и глубоких смыслов ищут те, кто предполагает некую загадочную духовность в поступке Авраама. Там нет духовности...
"Поскольку безумие Авраама невозможно пресечь словами, то Бог применяет физическую силу - останавливает его хватая за руку...
"Авраам родился и вырос в условиях человеческих жертвоприношений. Ну, и поступал он соответствующим образом..»

   Думаю, что  подобные оценки личности Авраама   и самой библейской истории  были бы логичны и понятны, исходи они от атеиста или  человека  с очень примитивными представлениями о Библии, но  не для христианина .
Поэтому я хотел бы продолжить  «дискуссию», предоставив слово христианским богословам.

«Образ патриарха Авраама служит прототипом наивысшего благочестия и праведности как в Ветхом, так и в Новом Завете. По мнению Иоанна Златоуста, Авраам был хранителем и учителем веры и нравственности своего народа среди окружающих его язычников.
«Авраам был первым, кто серьёзно отнёсся к изначальному религиозному представлению о Боге. Фактически он был первым пророком древней веры. Авраам выдвигал нечто совершенно новое для того общества, в котором жил, призывая возвратиться к Единому Богу, возродить веру далёкого прошлого...
«Вся жизнь Авраама протекала среди различных испытаний, представляя собою образец терпения, твердой и непоколебимой веры и упования на Бога и совершеннейшей преданности Его воле. Но вера его должна была быть еще тверже, после всех милостей Господа к нему. И вот, после многих лет его жизни, Господь посылает ему последнее испытание, превосходящее силы обыкновенного человека...
«Поведение Авраама, без сомнения, свидетельствует о наличие определённой системы моральных принципов. Так, Авраам приобретает известность своим гостеприимством, заступается за жителей Содома, отказывается от присвоения добычи в войне и категорически отклоняет предложение «сынов Хетта» получить пещеру Махпела в подарок....
«Несмотря на всю необычайность такого повеления и на свою великую родительскую любовь к Исааку, Авраам нимало не усомнился, что оно – от Бога, и что его должно исполнить без всякого прекословия. Преданность его Богу была столь велика, что он не пожалел принести в жертву Ему своего единственного возлюбленного сына. В то же самое время он верил, что Исаак, который теперь должен был умереть бездетным, согласно с прежде данными обетованиями будет родоначальником народа и предком обетованного Избавителя. Он думал, как говорит апостол, что Бог силен и из мертвых воскресить ему сына обетования (Евр.11:1 )...
«Когда все было уже приготовлено и не оставалось ничего более, то благий Господь, желая показать, что Он дал ему такое повеление не для действительнаго заклания сына, а для обнаружения всей добродетели праведника, являет наконец и собственное человеколюбие, увенчавая праведника за самое произволение, то есть самую решимость праотца принимая за действительно принесённую жертву
Не поднимай руки своей на отрока, – продолжал Господь, – и не делай над ним ничего; ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога, и не пожалел сына твоего единственного для Меня...

«Аврааму предстояло пройти, вероятно, через величайшее испытание своей веры. Некоторые полагают, что со стороны Бога было жестоко просить Авраама принести такую жертву. Есть те, кто считает, что Авраам подчинялся Богу слепо и бездушно. Такие люди сами не имеют веры, и они не понимают, что это такое (1 Кор. 2:14—16). Авраам не был слеп. Он повиновался Богу, поскольку ясно видел глазами веры, что его небесный Отец Иегова никогда не стал бы просить своих верных служителей сделать то, что принесло бы им непоправимый вред. Авраам знал, что, если проявит послушание, Иегова благословит его и его любимого сына. На чем была основана его вера? На знании и личном опыте.Какой же «личный опытпредшествовал несостоявшемуся жертвоприношению?

«Как может добрый Бог повелеть такое?»
Критики неистовствуют: «Да это же призыв приносить в жертву детей, прямо какое-то божественное детоубийство!»
Но когда мы принимаем во внимание исторический контекст, все становится гораздо понятнее. Читая 22-ю главу книги Бытия, где Бог повелевает Аврааму принести в жертву Исаака, нам следует понимать, что к тому моменту Бог уже не раз беседовал с патриархом. Еще в 12-й главе Бог велел Авраму встать и идти в землю, которую Он ему покажет. Бог обещал возвеличить Свое имя тем, что через Аврама и его потомков благословение придет ко всем людям на земле.
Итак, отправная точка — обещание Бога, данное патриарху. Но со временем терпение Аврама начинает истощаться,
на свет появляется Измаил. Естественно, Аврам полон надежд: «Это будет обещанный ребенок. Пусть Измаил ходит перед Господом. Пусть он будет исполнением обещания». Но Бог отвечает: «Нет, обещанный ребенок родится от вас с Сарой, от плоти вас двоих. Обещание исполнится не в Измаиле». Посреди перебранки Аврама с Сарой Бог говорит ему: «Просто отпусти Агарь и Измаила». Господь позаботится о них, Измаил не погибнет и станет великим, так что Аврам может со спокойной душой отпустить их в полную опасностей пустыню, положившись на Бога.
Вот контекст, предшествующий 22-й главе Бытия. По сути, Бог говорит: «Авраам, помни: Я обещал, что все народы земли благословятся через твое и Саррино общее потомство. А ты помнишь, как я позаботился об Измаиле и Агари, когда велел тебе отослать их в пустыню? Не забывай об этом, когда я говорю тебе, что ты должен принести в жертву своего сына Исаака». И Авраам идет с уверенностью, что Бог исполнит обещание. Вот почему, инструктируя своих слуг, он говорит им: «Мы принесем жертву, поклонимся и вернемся». Авраам был уверен, что Бог вернет ему Исаака, хотя и не знал, как именно это произойдет. Исаак — обещанное дитя, и Бог выполнит Свое обещание. Так что Аврааму не просто так пришла в голову мысль: «Убей своего сына Исаака». Нет, этому предшествовало некое общение, некое повествование, некий исторический контекст. Впоследствии 11-я глава Послания к евреям упоминает об уверенности Авраама в том, что Бог воскресит мертвых.
Некоторые люди говорят: «Как вы можете верить в Бога, Который приказывает убить сына?»
Рассуждая об обещании, которое Бог дал Аврааму относительно Исаака, важно учесть этот фактор, меняющий нравственную картину событий. Бог обещал, и Авраам почему-то был уверен, что вернется к слугам вместе с Исааком, хотя и не знал, каким именно образом это произойдет. После всего, что Бог сделал для него в прошлом, Авраам уверен: Бог выполнит обещание и не подведет.
 если взглянуть ситуацию под таким углом, нравственная подоплека происходящего становится более понятна.
Однако настойчиво звучит голос скептика, который возражает: «Отлично, но что помешает тебе сказать: „Бог велел мне убить этого человека“ или „Бог велел мне сделать то-то и то-то“, — словно Бог велел тебе творить любые бесчинства, какие только взбредут в голову?» Итак, что бы Вы ответили скептику, который спрашивает: «Что помешает Богу приказать то-то и то-то?»
Нам следует понимать, что Бог — благой Бог. По самой Своей природе Он достоин поклонения. И когда мы сталкиваемся с чем-то непостижимым, — например, с повелением Бога Аврааму принести в жертву Исаака, важно помнить, что Бог уже предоставил нам все объяснения, необходимые для того, чтобы правильно оценить Его действия. Он неизменно исполняет Свои обещания и видит все в более широкой перспективе, поэтому Он обязательно осуществит Свои замыслы, а то, что нам трудно принять, в этой широкой перспективе предстанет безупречно нравственным деянием.
 Бог, как правило, не приказывает людям кого-то убить. Человек, который утверждает, что Бог повелел ему это сделать, должен доказать, что повеление действительно исходит от Бога.
У Авраама было множество причин сказать: «Это повеление исходит Бога, это не я сам придумал, и я в своем уме». Любую ситуацию следует воспринимать в контексте конкретных нравственных ценностей, и Авраам как раз имел об этих ценностях ясное представление — ведь Бог уже действовал в его жизни, Бог уже общался с ним. Речь идет не о каком-то неожиданном повелении, прозвучавшем непонятно откуда, словно гром среди ясного неба, а с обоснованным повелением Бога, давшего Аврааму конкретные обещания, которые не могли не исполниться.
Таким образом, скептик должен доказать, что Бог может повелеть что Ему угодно и когда Ему угодно, и что такое повеление можно считать достаточным оправданием любого поступка. Для этого нужен конкретный контекст, в котором Бог открывается человеку и доказывает, что на Него можно положиться, и что Он исполнит Свои обещания. .. подобных условий скептик предложить не сможет.
 Иными словами,  во всех подобных библейских историях есть надлежащий контекст, есть причины доверять Богу и уверенность в том, что повеление исходит именно от Бога, и, хотя речь может идти о вещах, которые в обычной ситуации мы сочли бы аморальными, Бог дал нам достаточные основания полагать, что у Него есть определенный замысел и цель, что все это не пустая бессмысленная и безнравственная блажь.

В заключение приведу комментарий протоиерея Олега Стеняева.
«  Бог сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе»(Бытие 22:2).
Казалось бы это прямое повеление Бога принести в жертву Исаака. Выше  сказано : «Бог искушал Авраама».
В книге Левит (18:21)  Господь запрещает жертвоприношения: «Из детей твоих не отдавай на служение Молоху и не бесчести имени Бога твоего. Я Господь.»  Служение Молоху выражалось в приношении человеческих жертв .
« Кто из сынов Израилевых и из пришельцев, живущих между Израильтянами, даст из детей своих Молоху, тот да будет предан смерти: народ земли да побьёт его камнями»(Левит 20:2).
Это событие в Библии  называется   не «жертвоприношение  Исаака», а «Путы Исаака». Бог «искушал» точнее, проверял Авраама, чтобы  «как золото, огнем очищенное» этот праведник просиял перед Богом.
...Авраам заранее  наколол дров для всесожжения,чтобы не было возможности пути отступления, он идет три дня по воле Бога, чтобы решение его не  оказалось спонтанным. Он верит Богу и знает, что Бог не хочет жертвоприношений, в некотором смысле Авраам  знает, что жертвоприношения  на самом деле не  будет..
Иаков  в Послании  1 (13-16) пишет:  « В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого  на грех», он испытывает, чтобы нас усовершенствовать
Хотя Авраам не понимает  почему  Бог требует совершить то, что Он запрещает, он покоряется Его воле, так как понимает, что то, что проистекает  от Бога, не может быть преступным.  Бог не может быть источником греха. Господь не допустит  совершить беззаконие...Бог не искушает, Он испытывает. Авраам выходит победителем  из испытания победителем, как и Исаак...»

«Писание говорит об Аврааме как образе человеческой праведности (Гал. 3:9),  это значит, что всякое дело, которое Авраам сотворил и которое Бог принял, является праведным. А можем ли мы, христиане, подражать Аврааму в подобной ситуации? Подражать Аврааму христианин не только может, но и обязан. Авраам — образ праведности для всякого человека. Но надо помнить, что праведность Авраам стяжал безграничным доверием Богу и верой в Его промысел. Дела же и поступки Авраама — это плод его веры Богу, ими и через них сокровенное для внешнего взора, то есть вера праведника, одновременно проявлялась и утверждалась в этом мире.
Принесение в жертву Исаака имело глубоко – прообразовательное значение. Эта жертва явилась прообразом великой Голгофской Жертвы, на которой Единородный Сын Божий добровольно отдал Себя для спасения всего человечества от греха, проклятия и смерти....."


Рецензии